Агопромышленный комплекс Новосибирской области
p> Макроэкономические показатели прогноза, отвечающие сценарным условиям, разрабатывались в двух вариантах.

Первый вариант исходит из менее благоприятных внешних и внутренних условий, в некоторой степени учитывает факторы, которые могут осложнить экономическую ситуацию в 2002 году. К таким факторам относятся, прежде всего, возможные изменения в социально-экономической ситуации Российской
Федерации за счет ухудшения конъюнктуры на международных сырьевых и энергетических рынках. Прогноз основывается на сложившихся условиях хозяйственной деятельности предприятий и организаций, т.е. имеет консервативный характер

Второй (целевой) вариант исходит из сценария возможности сохранения в целом благоприятных внешних, внутренних условий развития и учитывает возможность более полного воздействия областной государственной политики социально-экономического развития на общий характер экономических процессов в области. При этом предполагается максимальное использование факторов экономического роста, например таких, как использование потенциала импортозамещения, развитие межрегионального сотрудничества и сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, обеспечение бездефицитности бюджета, дальнейшее сокращение объемов бартера.

В условиях первого варианта экономическая ситуация в области в 2002 году будет характеризоваться следующими чертами:

- снижением уровня инфляции на потребительском рынке в 2002 году до
13 процентов (в расчете декабрь к декабрю). В среднем индекс потребительских цен 2002 года к 2001 году составит 114 процентов;

- приростом объема промышленного производства в 2002 году к уровню
2001 года на 3,9 процента;

- сокращением объемов сельскохозяйственного производства к уровню 2001 года (на 9 процентов), из-за неблагоприятных погодных факторов и сложившихся среднеобластных показателей урожая зерновых и кормовых культур в последнее десятилетие;

- положительной динамикой инвестиционной активности (105,6 процентов);

- повышением потребительского спроса (объем розничной торговли составит в 2002 году 104 процента к уровню 2001 года);

- относительной стабилизацией уровня и качества жизни;

- снижением численности незанятого населения;

- приростом объема валового регионального продукта в 2002 году к 2001 году на 0,9 процентов (в сопоставимых ценах).

При реализации положительных тенденций социально-экономического развития области по второму варианту в 2002 году темпы прироста всех основных показателей будут более значительными.

При этом уровень инфляции на потребительском рынке снизится в 2002 году до 12% (в расчете декабрь к декабрю). В среднем индекс потребительских цен 2002 года к 2001 году составит 113 процентов.

Увеличение объема промышленного производства составит 5,1%. Такие темпы прироста будут обеспечены увеличением объемов производимой продукции по основным отраслям промышленности: в топливной промышленности - в 2 раза, в медицинской - на 12%, в цветной и черной металлургии - на 10%, микробиологической промышленности - на 7%, в пищевой - на 5%.

Производство сельхозпродукции в сопоставимых ценах превысит уровень
2001 года на 4%. Прогнозируется некоторое превышение урожая зерновых и кормовых культур 2000 года (на 1%) и значительный рост продукции животноводства (на 9%).

Объем инвестиций в основной капитал возрастет в 2002 году к 2001 году на 6,6%. С учетом возможной стабилизации положения в 2002 году и мер поддержки ожидается увеличение поступлений иностранных инвестиций в экономику области относительно 2002 года на 8,3%.

Прогнозируется устойчивый рост оборота розничной торговли, его объем в
2002 году прирастет на 5% (в сопоставимых ценах).

Предполагается стабилизация уровня и качества жизни населения. Будет расти величина номинальной и реальной заработной платы, реальные располагаемые денежные доходы.

Объем валового регионального продукта превысит уровень 2001 года на
3,6 %.


4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Новосибирская область является одним из лидеров в России по концентрации предприятий военно-промышленного комплекса, которые в условиях резкого сокращения государственного заказа, оказались в крайне сложном экономическом положении. Общий экономический спад, разрыв экономических связей и сокращение доходов населения привели к стагнации других традиционных отраслей хозяйства области, что породило болезненные социальные проблемы (безработица, разрушение объектов социальной инфраструктуры).

После Москвы и Санкт-Петербурга здесь самая крупная в России концентрация научных учреждений и высших учебных заведений, которые в условиях отсутствия государственной поддержки также создают серьезный фон для депрессивности целого региона. С позиции новой российской региональной политики, Новосибирская область представляет собой уникальный полигон для отработки “модели возрождения” и выхода из кризиса, используя собственные потенциальные точки экономического роста. В ходе работы над проектом были выделены такие “точки роста”, как стимулирование развития науки и высокотехнологичных производств; создание Новосибирского мультимодального транспортного узла как главной составной части транспортно-логистической системы на востоке страны; реализация предпосылок превращения Новосибирска в финансово-деловой центр макрорегиона и др.

Эти направления оцениваются с позиций приложения для условий России двух важнейших принципов европейской региональной политики: принципа субсидиарности и принципа дополнительности (софинансирования). Сделана попытка разграничения сфер ответственности и затрат финансовых ресурсов между федеральным, субфедеральным и муниципальным уровнями для реализации программы возрождения региональной экономики. Эта проблема также рассматривается в контексте создания новых рабочих мест и борьбы с долговременной безработицей (что также является ключевым направлением региональной политики любого государства).

В силу высокой степени специализации и открытости экономика области в значительной степени (большей, чем многие другие регионы России) зависит от экономической и социальной стратегии федеральных властей. В связи с этим основной упор был сделан на выработку рекомендаций по созданию институциональных структур и предпосылок проведения эффективной региональной политики в Новосибирской области.

Целью такой региональной политики является повышение уровня жизни населения, равномерности распределения доходов и стимулирования инвестиционного процесса и деловой активности на территории области.

При подготовке предложений и рекомендаций учитывали следующие ключевые проблемы и задачи, стоящие перед органами власти и управления Новосибирской области: усиление целевой направленности экономической политики и создание правовой, методической, организационной основы стратегического планирования и среднесрочного прогнозирования в регионе; повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков в Новосибирской области; развитие межрегиональной интеграции внешнеэкономической деятельности; реализация федеральных программ на территории области; развитие инженерно- технической и институциональной инфраструктуры; укрепление финансовой базы муниципального самоуправления; совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Новосибирской области.

4.1 Краткий обзор экономического состояния Новосибирской области (с учетом последних статистических данных)

В исследованиях были проведены анализ и диагностика социально- экономического развития Новосибирской области на основании которых видно, что в последнее десятилетие Новосибирская область в значительной степени потеряла позиции одного из наиболее развитых субъектов Российской Федерации и постепенно превращалась в депрессивный регион.

Некоторая стабилизация в экономике области в 1999 г. и ее рост в первой половине 2000 г. практически целиком объясняется ростом эффективности импортозамещения вследствие девальвации рубля, постепенным сокращением задолженности федеральных министерств перед предприятиями области, а также глубиной предшествующего падения производства. Дальнейшее развитие отраслей хозяйства области сдерживается вялым потребительским спросом и острой нехваткой инвестиций.

В середине 1999 г. наметился рост инвестиций в основной капитал, сохраняется объем иностранных инвестиций, выросли объемы производства продукции высокой степени обработки и продукции производственного назначения, в основном вывозимой за пределы области. Улучшилось финансовое состояние предприятий: сальдо прибыли-убытки по крупным и средним предприятиям взросло в 1,6 раза, с 42 до 37% снизилась доля убыточных предприятий. Вместе с тем, суммарная задолженность предприятий выросла за
1999 г. на 10%, в том числе просроченная - на 7%. Падение доходов населения и конечного спроса привело к тому, что индекс физического объема производства потребительских товаров составил в 1999 г. около 96% (пищевых продуктов - 107,4%, непродовольственных товаров 88%).

Упал розничный товарооборот, свидетельствующий о сжатии внутреннего спроса. В то же время оживились производства, поставляющие продукцию на внешние рынки. Это подтверждается ростом грузооборота, что свидетельствует о росте дальности перевозок, т. е. расширении поставок по ряду товаров, на которые появился спрос на внешних рынках.


5. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (АПК)

Главной проблемой развития АПК является производственно-финансовое состояние аграрного сектора Новосибирской области. Согласно разработанной в
Сибирском отделении Российской Академии сельскохозяйственных наук концепции развития АПК области необходимо:

- совершенствование земельных отношений;

- формирование многоукладной экономики отраслей агропромышленного комплекса;

- кооперация и агропромышленная интеграция;

- демонополизация перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий;

- создание рыночной инфраструктуры;

- решение проблем социального развития села и кадрового обеспечения
АПК.

Учитывая нынешний низкий уровень технологии в АПК, особенно в сельскохозяйственном производстве Новосибирской области, считаем необходимым рекомендовать:

- создание лизинговых компаний по аренде сельскохозяйственной техники и оборудования в качестве дочерних предприятий коммерческих банков
(возможно с участием областных и муниципальных властей);

- создание альтернативы “Продовольственной корпорации”, действующей в
Новосибирской области, для усиления конкуренции на рынке кредитования и обслуживания сельских товаропроизводителей;

- восстановление на новых принципах потребительской кооперации в сельской местности, создание системы ссудно-сберегательных кооперативов и торгово-сбытовых кооперативов;

- разработку программ альтернативной занятости в сельской местности и в малых городах Новосибирской области, согласованную с мерами по структурной перестройке областного хозяйства (см. выше) и с целью “выноса” в сельские районы ряда производств, взаимосвязанных с базовыми предприятиями, расположенными в пределах Новосибирской городской агломерации;

- реанимация и расширение сети специальных технических учебных заведений, ориентированных на подготовку специалистов для АПК;

- развитие жилищного строительства в сельской местности с четкой координацией с переселенческими программами.

В рамках Сибирского федерального округа необходимо выработать согласованную между всеми сибирскими субъектами Федерации политику поддержки сельского хозяйства принять конкретные меры по формированию единого рынка продовольствия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, с целью улучшения производственно-финансового состояния аграрного сектора Новосибирской области, нужно принять ряд мер, реализация которых займет немало времени и сопряжена с большими финансовыми вложениями.

Итоги первого полугодия 2001 года показали, что 71 процент сельхозпредприятий Новосибирской области рентабельны. Суммарная прибыль агропромышленного комплекса Новосибирской области превысила 739,5 млн. рублей, что почти в 2,5 раза превышает прошлогодние доходы сельхозпредприятий. Прибыльными стали практически все основные виды агропромышленного производства. Специалисты департамента АПК отмечают, что проведение реструктуризации по задолженностям перед бюджетами всех уровней позволит многим хозяйствам существенно улучшить свое финансовое положение.

Однако, наметившиеся тенденции к улучшению положения в данной отрасли дают повод считать, что в ближайшем будущем Новосибирская займет достойное место среди таких регионов как Московская и Ленинградская области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИА "REGIONS.RU/Россия. Регионы" http://www.polit.sib.ru http://www.nso.ru/pasport http://www.adm.nso.ru/ http://www.westsib.net/ru/nsk
К.П Глущенко, кандидат экономических наук Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Чей рубль весомей? ЭКО,
2000, № 9

Объем продукции сельского хозяйства в январе-марте 2001 года
Таблица № 5



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать