Акционерные общества и их роль в экономике
p> Управление акционерное обществом.

Право акционера на участие в управлении акционерным обществом реализуется:

- в праве участвовать в Общем собрании акционеров - высшем органе управления акционерного общества, определяющим основные направления его деятельности;

- избирать и быть избранным в органы управления общества.

При этом одна обыкновенная акция предоставляет своему владельцу один голос в управлении делами общества, который акционер может использовать на общих собраниях акционеров.

Таким образом, различные категории акционеров имеют различные интересы. Перевес того или иного интереса среди акционеров общества, определяющийся в конечном итоге тем, какой группе акционеров принадлежит больший пакет акций, во многом и определяет политику, проводимую акционерным обществом.

Контрольный пакет акций - это количество обыкновенных акций в собственности акционера, которое обеспечивает возможность практически единоличного принятия или блокировки решений по вопросам деятельности общества на общем собрании акционеров. ( Теоретически величина контрольного пакета акций соответствует (50% + 1) обыкновенных акций общества.)

В основе системы управления акционерного общества лежит следующая схема:

- высший орган власти в акционерном обществе, представляющий собственника объединенного капитала - Общее собрание акционеров общества;

- высший орган управления в промежутках между общими собраниями акционеров, избираемый акционерами на своем собрании для осуществления надзора за деятельностью общества в целях интересов собственника и несущий ответственность за управление делами общества - Совет директоров общества;

- глава общества, руководящий текущей деятельностью общества, назначаемый собственником, - Генеральный директор (Президент) общества;

- орган управления оперативной деятельностью, состоящий из профессионалов: управленцев и менеджеров высшего звена - Правление общества. Его члены назначаются Советом директоров;

- орган, осуществляющий функции внутреннего финансового, хозяйственного и правового контроля за деятельностью общества - Ревизионная комиссия общества, члены которой также избираются собственником (Общим собранием акционеров).

Таким образом, принцип формирования структуры власти в акционерном обществе основывается на разграничении компетенции его органов.[3]

Эмиссионная деятельность акционерных обществ.

По данным Минфина, на 1 января 1995 года в России зарегистрировано
39106 акционерных обществ открытого типа. По количеству зарегистрированных эмитентов лидируют крупные фондовые центры, прежде всего Москва и Санкт-
Петербург. Именно на эти города приходится 14 процентов зарегистрированных в стране эмиссий. Большинство российских эмитентов- приватизированные предприятия (69 процентов),на так называемые “новые” АО, чье появление не связано с процессом приватизации, приходится 31 процент.
Соотношение количества “новых” компаний и приватизированных предприятий сильно различается по регионам. К примеру, в Новосибирске и Москве на каждое приватизированное предприятие приходится по 6,61 и 2,24 “новых” АО соответственно. В Пензенской области и Карачаево-Черкессии вновь созданных
АО гораздо меньше, всего лишь по 0,05 и 0,02 на одно приватизированное предприятие .
Существенное превышение количества “новых” компаний над количеством приватизированных предприятий в регионе косвенно свидетельствует о высоких потенциальных возможностях развития местного рынка ценных бумаг. В течение прошлого года зарегистрировано 13545 выпусков ценных корпоративных бумаг.
Наибольшее количество выпусков зарегистрировано в 5 регионах. Это Москва,
Санкт-Петербург, Татарстан, Краснодарский край, Свердловская область.
Примечательно, что корпоративных облигаций выпускалось очень немного - всего 0.21 процента от общего числа эмиссий. В подавляющем большинстве регионов корпоративные займы вообще не выпускались.[4]
Это связано с тем, что корпоративные облигации непопулярны у инвесторов, прежде всего из-за низкой доходности. Выпуск корпоративных займов имеет определенные преимущества перед выпуском акций, когда акционеры опасаются упустить контроль над компанией. Вместе с тем компания обязана нести определенные обязательства по выплатам и погашению облигаций, а для поддержания их инвестиционной привлекательности условия выпуска должны быть не хуже, чем предлагаемые другими структурами, выпускающими долговые обязательства.
В нынешних условиях российские промышленные предприятия не в состоянии конкурировать с финансовыми структурами. Тем не менее некоторые предприятия все же выпускают облигации .Так, АО “ГАЗ” размещает свои облигации на сумму 20 миллиардов рублей. Пик эмиссионной активности пришелся на середину 1994 года, то есть на конец ваучерной приватизации.
Однако суммы большинства эмиссий не превышали 10 миллионов рублей. Крупные эмиссии на сумму свыше 1 миллиарда рублей составляли в 1993 году около 7 процентов общего числа эмиссий. Российские АО осуществили в прошлом году
1263 вторичные эмиссии.
В большинстве своем это эмиссии “новых” АО. На долю приватизированных предприятий пришлось всего 155 вторичных эмиссий. Таким образом, в 1994 году почти каждое десятое “новое” АО осуществило дополнительную эмиссию. В основном это были частные размещения именных акций или публичные размещения предъявительских бумаг. К началу 1995 года большинство акционерных обществ
России имело всего лишь одну ( приватизационную или учредительскую ) эмиссию. Небольшое количество вторичных эмиссий акций приватизированных предприятий объясняется рядом причин.
Прежде всего это связано с тем, что большинство приватизированных предприятий провело в 1994 году первые общие собрания акционеров .Обычно на этих собраниях вопросы вторичных эмиссий не рассматриваются, поскольку требуют большой подготовительной работы под руководством совета директоров, который избирается на первом собрании. Другая причина-менталитет руководителей большинства предприятий. Еще в прошлом году многие надеялись на дешевые кредиты или государственные субсидии. Поэтому дополнительные эмиссии, к сожалению, не рассматривались как средство привлечения капитала.

Однако существуют причины, по которым руководители ряда АО или акционеры могли сознательно отказаться от новых эмиссий .В частности, руководители АО могут опасаться новых эмиссий из-за угрозы потери контроля над компанией.
Акционеры, в свою очередь, могут опасаться уменьшения своей доли в уставном капитале в результате новой эмиссии. Кроме того, подготовка новых эмиссий требует значительных материальных затрат и занимает, как правило, от 14 недель до года. К тому же в условиях инфляции длительные сроки подготовки и размещения эмиссии попросту “съедают” значительную ее часть.
В силу этих причин новые эмиссии для большинства предприятий стали невозможными без нарушения законодательства. На проведении дополнительных эмиссий сказывается и общее состояние рынка. Прошлый 1993 год ознаменовался
“расцветом и крахом” пирамид и суперликвидных предъявительских бумаг, которые привлекли основную часть средств населения. Ни одно из приватизированных предприятий не могло конкурировать со “сверхдоходами” в этой сфере. Крах большинства финансовых компаний и обилие мошенничеств подорвали на время доверие населения к рынку ценных бумаг. Что касается акций приватизированных предприятий, то негативную роль сыграло отсутствие развитой инфраструктуры рынка, затруднявшее перерегистрацию прав собственности в реестрах акционеров.
Если в 1994 году массовый выпуск новых акций приватизированных предприятий сдерживался объективными причинами, то к настоящему времени на рынке произошел ряд позитивных изменений, что дает основание надеяться на рост эмиссионной активности в ближайшие полтора-два года. Комиссия по ценным бумагам ведет работу по совершенствованию законодательства, защите прав инвесторов, развитию инфраструктуры рынка, торговых систем. Кроме того, и на самом рынке наметились положительные тенденции: он постепенно стабилизируется, в оборот включаются акции все большего количества эмитентов.

Обеспечение прав акционеров : реальное и мнимое .

В условиях затянувшейся паузы развития законодательства о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах 31 июля 1995 года Президентом РФ был подписан Указ N 784 “ О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров”. Казалось бы, появление нового правового акта должно закрыть многочисленные “ белые пятна “ и противоречия отечественного корпоративного законодательства, однако правовой анализ данного документа вызывает ряд вопросов, связанных с его соответствием нормам гражданского законодательства РФ.
Прежде всего Указ президента РФ от 31 июля 1995 года N 784 ( в дальнейшем - Указ ) содержит ряд положений, призванных регулировать порядок созыва и проведения общего собрания акционеров. Кроме того, Указом внесены изменения и дополнения к Указу Президента РФ от 27 октября 1993 года N
1769,который применялся вот уже полтора года. В соответствии с изменениями и дополнениями установлены новые правовые нормы по вопросам открытости реестра акционеров; обязанностей и статуса регистратора, порядка условий и последствий увеличения уставного капитала; прав акционеров при осуществлении акционерным обществом ряда корпоративных действий; ограничений акционерного общества в возможности отчуждения выкупленных на баланс собственных акций; имущественной ответственности акционеров, а также основного по отношению к дочернему акционерному обществу по обязательствам последнего. [5]
Таким образом, исходя из того, что Указ как раз призван регулировать правовое положение акционерных обществ, а также права и обязанности его акционеров, возможность его применения по отношению к акционерным обществам, создание которых не связано с приватизацией, вступает в противоречия с новым ГК РФ. Применение Указа по отношению к акционерным обществам, созданным путем приватизации, также весьма сомнительно. В этом случае законодатель хотя и допускает возможность регулирования правоотношений помимо законов иными правовыми актами ( к которым в силу ст.3 нового ГК РФ отнесены указы Президента РФ ),но рассматриваемый Указ вряд ли может быть причислен к сфере правовых актов о приватизации.[6]
Вызывают сомнения и некоторые нормы Указа. Так, в соответствии с ч.2 п.1
Указа “ список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров акционерного общества, не может быть составлен его советом директоров ранее, чем за 60 дней до даты проведения общего собрания акционеров” .Нормы этого пункта Указа затрагивают один из наиболее больных практических вопросов, возникающих при созыве и проведении общего собрания акционеров, о допуске к участию в собрании определенных категорий акционеров.
Некоторые эмитенты в период подготовки к проведению общего собрания акционеров принимают решение о так называемом “закрытии реестра акционеров”
( кстати следует отметить, что столь распространенное среди специалистов определение “ закрытие реестра акционеров “ в действующем законодательстве и иных правовых актах отсутствует ).Объясняется данное действие ,как правило , прагматическими задачами эмитента и регистратора, направленными на техническое упрощение процедуры регистрации акционеров на общем собрании.
На практике встречаются два варианта “ закрытия реестра акционеров
“.Первый вариант- так называемое “жесткое закрытие реестра”. Эмитенту, имеющему обязательства направить не позднее 30 календарных дней до даты проведения собрания письменное уведомление о времени и месте проведения общего собрания, выполняет последнее на основании данных, предоставленных ему регистратором, который в свою очередь производит так называемый “сбор реестра”, включающий в себя список акционеров на дату, предшествующую рассылке уведомлений акционерам.
При этом принимается решение о том, что в течение времени между датой сбора реестров и датой проведения общего собрания реестродержатель не осуществляет внесения записей в реестр, направленных на переоформление прав собственности зарегистрированного в реестре владельца ценных бумаг. К участию в общем собрании акционеров допускаются только лица, включенные в
“собранный реестр” и соответственно получившие уведомление о проведении собрания.
Совершенно очевидно, что рассмотренный порядок “жесткого закрытия реестра” является абсолютно незаконным, и его следует рассматривать как действия, направленные на нарушение гражданских прав акционеров и иных лиц, участвующих в отчуждении акций общества, со всеми вытекающими последствиями, предусмотренными гражданским законодательством. Второй вариант-т так называемое “мягкое закрытие реестра”. Данный вариант аналогичен рассмотренному выше “жесткому закрытию реестра” в части того, что к участию в общем собрании акционеров допускаются только акционеры ( полномочные представители акционеров ), имеющиеся в списке “собранный реестр акционеров” и следовательно получившие уведомление о проведении общего собрания.
Однако в период времени с момента “сбора реестра” до момента проведения общего собрания реестродержатель продолжает вносить записи в реестр акционеров, осуществляя тем самым переоформление прав собственности на новых владельцев ценных бумаг. При этом, с одной стороны, лица, вступившие в права собственности на акции в рассматриваемый период времени к участию на общем собрании акционеров не допускаются, с другой стороны, лица, фактически потерявшие права собственности на акции в результате их отчуждения в рассматриваемый период времени, однако имеющиеся в списке
“собранного реестра”, имеют возможность принять участие в общем собрании.
Именно такой вариант “мягкого закрытия реестра” и предусматривается нормой п.1 Указа, в соответствии с которой “список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров акционерного общества, не может быть составлен ранее, чем за 60 дней до даты проведения общего собрания”.

Данный порядок созыва и проведения общего собрания также нельзя назвать законным, так как он нарушает гражданские права лиц, ставших акционерами общества после составления “списка акционеров”, предусмотренные, в частности, новым ГК РФ[7]. Таким образом, если акционер, вступивший в свои права после составления “списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании” и не получивший уведомления о проведении собрания, все же изъявит желание принять участие в общем собрании акционеров, но получит от эмитента отказ, он вправе посчитать нарушенными свои гражданские права и обратиться за их защитой в суд.

Заключение.

Формирование и широкое распространение акционерного капитала являются одним из основных принципов, на котором базируются проводимые в стране реформы. Акционирование занимает важное место в создании нормальных условий функционирования предприятий, являясь удобной формой для проведения их разгосударствления, позволяет организовать эффективный контроль за деятельностью управленческого аппарата. В настоящее время же в России наштампованы десятки тысяч акционерных обществ, за которыми ничего нет, кроме устаревшего оборудования, полного отсутствия заказов и доходов, огромных долгов, сидящих без работы и зарплаты работников. Такие предприятия полностью дискредитируют такую организационно-правовую форму, как акционерные общества.

Во всем мире под страхом уголовного наказания запрещено акционировать убыточные, обанкротившиеся предприятия. У нас же некогда и некому было проводить инвестиционные конкурсы, экспертизы и банкротить по суду. Вместо этого государство пытается управлять фондовым рынком волевым порядком на пустоте без учета рынков - земли, недвижимости, природных ресурсов, основных фондов, драгоценных металлов и так далее.

Государство должно взять на себя функции не руководителя, а помощника акционерных обществ - наладить контроль за денежной массой, объемами и направленностью кредитов, обеспечить государственные гарантии и осуществить иные меры.

Ничего этого пока в России нет, но объективные законы развития экономики все равно возьмут верх. Учитывая громадный исторический опыт
России в акционерном предпринимательстве, и наличие природных и трудовых ресурсов даст возможность акционерным обществам сыграть основную роль в экономическом возрождении России.

Список литературы :


1. Все об акционерных обществах: Справочник/Под ред. В.В. Карпова.-

М.,1996.
2. Долинская В.В. Акционерное право.- М.,1997.
Гражданский кодекс РФ, Ч.1. от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 08.07.1999).
3. Килячков А. Общее собрание акционеров. Порядок проведения // Журнал для акционеров.- 1999.- №2.- С.3-5.
4. Курс экономической теории:Учебное пособие/Под общ. Ред. М.Н.Чепурина.-

Киров,1995.
5. Подвинская Е.С. Все об акционерных обществах .- М.,1993.
Указ Президента РФ от 31.07.1995 №784 «О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров».
6. Федеральный закон от 26.12.95 № 208 ФЗ (ред. 24.05.99) «Об акционерных обществах».
7. Хубиев К. Становление акционерной формы производства// Экономист.- 1998.-

№11.- С.55-61.


-----------------------
[1] Экономист.-1998.-№11.- С.55
[2] ФЗ «Об акционерных обществах».
[3] Журнал для акционеров.- 1999.- №2.- С.4
[4] Подвинская Е.С. Все об акционерных обществах.- М.,1993.- С.46.
[5] Указ Президента от31.07.99 «О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров».
[6] Гражданский кодекс РФ, Ч.1.
[7] Гражданский кодекс РФ. Ч.1.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать