Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП , причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство
Современные модели смешанной экономической системы
Как мы уже отмечали, экономическую систему большинства стран мира можно считать смешанной. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют различные методы и подходы к решению экономических проблем.
Давайте рассмотрим самые известные модели в рамках смешанной системы:
Американскую модель характеризует всемерное поощрение предпринимательской активности и личного обогащения наиболее активной части населения. Т.е. существует массовая ориентация на достижение личного успеха. Задача социального равенства здесь вообще не рассматривается. Нуждающимся группам населения выдаются пособия, для них также существует система частичных льгот, что создает им приемлемый уровень жизни. Для Америки характерна высокая производительность труда. Государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечение НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования и культуры.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Для успешного проведения такой социальной политики установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% национального производства (ВНП). В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан и экспортная способность шведских компаний. Шведская модель получила название «функциональная социализация». Функции производства ложатся на частные предприятия (государство владеет лишь 4% основных фондов), действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) возложены на государство. Главным достоинством такой экономики состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем занятости и благосостояния населения.
Германская модель. Эта модель формировалась на основе ликвидации крупных концернов гитлеровских времен и предоставлении всем формам хозяйственной деятельности возможности устойчивого развития. В результате средний и мелкий бизнес, а также фермерские хозяйства пользуясь покровительством правительства добились высокой эффективности своей хозяйственной деятельности. Государство достаточно активно влияет на цены, пошлины и технические нормы. Такая модель получила название «социальное рыночное хозяйство».
Японская модель характеризуется развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы носят рекомендательный характер и представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель может существовать только в условиях высокоразвитого национального самосознания. В Японии существует приоритет интересов нации над личными интересами – население готово идти на определенные материальные жертвы ради процветания нации. Для японской экономики характерно также сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые дают наибольший успех.
Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это объясняется прежде всего схожим психологическим складом населения, его трудолюбием и ответственному отношению к своим обязанностям. Государство здесь также активно участвует в перестройке экономики. Но вследствие относительно неразвитых рыночных отношений южнокорейское правительство целенаправленно содействовало созданию рыночной экономики в лице крупных корпораций, переросших потом в финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству. Еще одной характерной чертой южнокорейской модели стало четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что тоже способствовало формированию рыночных отношений.
Следует заметить, что в смешанной экономике разных стран делается выбор между двумя путями развития - либеральным и социально-ориентированным.
Либеральная смешанная экономика базируется на:
1) безусловном преобладании частной собственности и хозяйственном законодательстве, обеспечивающем максимальную свободу субъектов рынка и ограждающем их от вмешательства государства.
2) сосредоточение государственного регулирования главным образом на макроэкономических процессах.
Здесь преобладает принцип - работающий человек обеспечивает себя сам, свою семью и свою старость. Государственный патернализм распространяется на нищих и обездоленных.
Для социально-ориентированной экономики характерны следующие признаки:
1) смешанная система хозяйствования с довольно значительным государственным сектором;
2) государство регламентирует правила игры на рыночном поле как для государственных, так и для частных структур;
3) государственное регулирование осуществляется не только на макроуровне, но и в сфере деятельности хозяйствующих субъектов;
4) государство гарантирует определенное обеспечение потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры и жилья;
5) регулирование занятости населения с целью минимизации безработицы.
Таким образом, государство путем своего вмешательства непосредственно в деятельность производственных и коммерческих фирм получает возможность проявлять заботу о своих гражданах. Отсюда и название "социально ориентированной".
Появление такой модели смешанной экономики пришлось на 70-80 годы и на сегодняшний день наибольшего развития достигло в таких странах как Германия и Швеция.
Заключение
Рассмотрим всё изложенное выше применительно к нашей стране. Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала.
Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский «первый мир» от «второго мира» - Центральной Европы.
Какие альтернативные модели возможны для будущего развития российской экономики?
Первый путь состоит в следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется «сверху», государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но «завязший» в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной власти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.
Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.
И, наконец, третий вариант, который уже начал претворятся в жизнь. Это - демократический вариант, требующий прихода к власти новых людей, способных предложить план развития, который найдет отклик у населения. Основным условием является «освобождение» бюджета от финансовой олигархии. Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры, действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные приватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское общество может модернизироваться «снизу». Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия ряда факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического роста, фискальной политикой государства и перераспределением доходов посредством трансфертных платежей, проведением активной государственной политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи: регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен и поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования и государственной помощи. Один из признаков оптимизации распределения доходов в обществе - преобладающее возрастание доли средних доходов и значительное сокращение доли наиболее высоких доходов в общем «котле». В рамках политики регулирования доходов перспективно - об этом свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного от государства) регулирования заработной платы, предоставляющих союзам предпринимателей и наемных работников право на свободные переговоры по заключению тарифных соглашений без вмешательства государства. Роль государства при такой системе - определение законодательных рамок, регулирующих трудовые отношения.
Список используемой литературы
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие под. ред. А.В. Сидоровича - М. ДИС 1997
Нуреев Р.М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов - М. Высш.шк. 1996
Платонова Е.С. Экономические системы и их трансформация – М. ЭММО 1998
Самсон И.П. Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики №8 1998
Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. В.П. Колесов – М. Высш.шк. 1990
Экономика: учебник под ред. Доц. А.С. Булатова - М. БЕК 1994