Анализ ценообразования в картеле (ОПЕК)
p> Предположим, что страны, экспортирующие нефть, не вошли бы в картель, а конкурировали. Тогда цена была бы равна предельным издержкам.
Таким образом, мы можем определить конкретную цену, найдя точку пересечения кривых спроса ОПЕК и его предельных издержек. Эта цена, обозначенная Рс, гораздо ниже картельной цены Р*. Поскольку как совокупный спрос, так и некартельное предложение являются неэластичными, спрос на нефть картеля также достаточно неэластичен, поэтому картель обладает существенной монопольной властью. Он использовал эту власть для того, чтобы поднять цену намного выше ее конкурентного уровня.

Различие между спросом и предложением в краткосрочном и долгосрочном периодах играет здесь большую роль. Кривые совокупного спроса и некартельного предложения на рис. 3.1. применимы в краткосрочном и среднесрочном анализе. В долгосрочном периоде и спрос, и предложение будут гораздо более эластичными, следовательно, кривая спроса ОПЕК также будет гораздо более эластичной. Отсюда следует предположение, что в долгосрочном периоде ОПЕК не может поддерживать цену, которая существенно выше конкурентной. И действительно, в 1982-1989г.г. цены на нефть в реальном выражении упали, в основном из-за долгосрочных изменений спроса и некартельного предложения.

Таким образом при объеме выпуска ОПЕК, максимизирующим его прибыль, цена которую назначает картель выше цены которая была бы если бы производители входящие в ОПЕК не организовывали картель- это подтверждает эффективность вступление стран-экспортеров нефти в картель.[2, c. 521-522]

3.3 Рассмотрение развития ОПЕК на современном этапе

Прежде чем рассмотреть современную ситуацию в ОПЕК я хочу показать динамику ценообразования за последние полвека, т.к. сегодняшняя ситуация тесно связана с прошлым ОПЕК.

Итак, в начале 1971г. в результате длительных переговоров с нефтяными компаниями впервые удалось повысить цену эталонной аравийской нефти с 1.80 долл. до 2.18 долл. за баррель и оговорить дополнительные доплаты за качество нефти в зависимости от ее плотности, а также премии за близость к рынкам сбыта, в первую очередь для месторождений, расположенных в Северной
Африке. Однако, когда в 1973г. начался резкий рост цен на нефть на свободных рынках, справочные цены вновь оказались ниже.

Поскольку нефтяные компании не соглашались повысить справочные цены на 70%, ОПЕК пошла на этой шаг в одностороннем порядке. Произошло это в
1973г., в разгар арабо-израильской войны. Вслед за этим на конференции десяти арабских стран ОПЕК (ОАПЕК) была достигнута договоренность о применении так называемого «нефтяного оружия». Речь шла о сокращении добычи нефти на 5% в каждый последующий месяц до тех пор, пока территории, не будут возвращены законным владельцам и не будут восстановлены права палестинского народа. Ирак, Алжир и Ливия потребовали немедленной национализации американских нефтяных компаний и полного прекращения поставок нефти США и Голландии, которые активно поддерживали Израиль.

Ирак национализировал имущество американских и голландских компаний и объявил эмбарго на поставку нефти в США и Голландию. К нефтяному бойкоту присоединились все арабские страны. «Нефтяная война» обострила энергетическую ситуацию в импортирующих странах, вызвав серьезную нехватку жидкого топлива и положила начало резкому повышению мировых цен на нефть.

Непосредственным результатом «нефтяной войны» явилась существенная утрата прямого контроля со стороны нефтяных монополий как над производством и распределением нефти, так и над системой ценообразования. В странах
Ближнего Востока и Северной Африки была завершена национализация иностранных нефтяных компаний и практически уничтожена концессионная форма отношений. С Ближнего Востока процесс национализации перекинулся в
Индонезию, Венесуэлу, Эквадор, Габон и др.

Завершение национализации иностранных нефтяных концессий позволило странам ОПЕК реализовать большую часть экспортируемой нефти по так называемым официальным продажным ценам. Начиная с 1978г. на полугодичных конференциях министров нефти стран ОПЕК, созываемых в Вене, происходит их традиционный пересмотр.

В начале 80-х годов уровень мировых цен нефти стал испытывать влияние ответных мер стран-импортеров, направленных прежде всего на снижение нефтеемкости ВВП. Эти меры включали прежде всего прямую экономию энергии во всех отраслях экономики, включая жилищно-коммунальный сектор, постепенное ограничение развития энергоемких отраслей и технологических процессов и перевод их в развивающиеся страны. Особое внимание уделялось развитию энергоэкономных технологических процессов и высоких технологий.
Усилилась поддержка работ, направленных на повышение в энергобалансах доли возобновляемых и нетрадиционных источников.

Снижение энергоемкости и нефтеемкости ВВП за 1970-2000г.г. можно проследить на примере развития экономики США. Уже за 1970-1980г.г. энерго- и нефтеемкость ВВП США снизились соответственно на 17 и 12%, а в 1980-
1990г.г. – еще на 19,5 и 25,9%.

До конца 90-х годов на мировых рынках нефти сохранялся довольно устойчивых баланс между спросом и предложением, что способствовало поддержанию цен на нефть на уровне 17-20 долл. за баррель (лишь в 1986г. произошло кратковременное падение цены до 10 долл.).

Более катастрофическое падение цен случилось в начале 1998г., после повышения странами ОПЕК квоты добычи нефти на 123 млн.т. в годовом исчислении, или на 2,5 млн.барр./сутки. Предполагалось, что на мировом рынке произойдет лишь небольшое падение цен без значительного нарушения баланса между спросом и предложением, а весь дополнительный объем нефти найдет сбыт в странах с быстро развивающейся экономикой и в первую очередь в странах АТР.

Однако эти расчеты не оправдались. Охвативший ряд быстро развивающихся стран АТР финансовый кризис 1997-1998г.г. привел к резкому спаду экономики, что сказалось на замедлении мирового спроса на нефть.
Предложение превысило спрос примерно на 125 млн.т., в то время как для дестабилизации рынка достаточно превышения предложения на 30-40- млн.т. в годовом исчислении. Поступление на рынок таких больших объемов нефти привело к резкому снижению цен, и они достигли самого низкого уровня, имевшего место в 1986г.

Перелом наметился в марте 1999г., когда страны ОПЕК решили сократить добычу нефти. Их поддержали и страны-экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК –
Россия, Мексика, Норвегия, ОМАН. К декабря 1999г. мировые цены на нефть уже находились на уровне 223-25 долл./барр., а в 1 кв. 2000г. – 32-35 долл.

В течение 1999г. странам ОПЕК удалось придержать поступление излишних объемов нефти на рынок и одновременно заставить импортирующие страны откачать из своих коммерческих запасов максимально возможных объем нефти. Объем запасов в странах-импортерах снизился на 70 млн.т.

Поставка нефти на рынок обеспечивается за счет добычи и откачки из коммерческих запасов. Запасы обычно пополняются весной и летом, когда цены на нефть снижаются, а осенью и зимой идет откачка из коммерческих запасов, что позволяет нефтеимпортирующим странам и в этот период поддерживать цены на нефть на более низком уровне.

Чтобы лишить эти нефтеимпортирующие страны этого рычага регулирования цен, страны ОПЕК на конференции в марте 1999г. одобрили новый механизм, способствующий удержанию цены корзины нефтей ОПЕК в пределах 22-
28 долл./барр. Если цена превышает 28 долл. В течение 20 дней подряд, ОПЕК принимает решение повысить добычу нефти на 500 тыс.барр./сутки (на 25 млн. т. В годовом исчислении) и распределяет ее пропорционально между своими членами. В случае же падения цены корзины нефтей ниже 22 долл./барр. (в течение 20 дней подряд) добыча сокращается также на 500 тыс.барр./сутки.
Если после таких поправок к квоте добычи цена не стабилизируется в ценовом коридоре 22-28 долл., через 20 дней вводится новая поправка к квоте в объеме 500 тыс.барр./сутки и т.д.

Новый механизм регулирования цен позволяет успешно решить по крайней мере две задачи:

- снижается объем коммерческих запасов, ибо при более высокой цене на нефть это не так выгодно;

- страны ОПЕК превращаются в «замыкающих производителей нефти», которые по взаимному согласованию (в зависимости от конъюнктуры рынка) повышают или снижают уровень добычи нефти.

Несмотря на сильнейшее давление нефтеимпортирующих стран и прежде всего США как самого крупного импортера, ОПЕК в 2000г. удалось удержать цены в пределах принятого коридора. Поскольку в странах ОПЕК сосредоточено более 79% мировых запасов нефти и зависимость импортеров от поставок из этих стран будет усиливаться, новый механизм регулирования позволит и в ближайшей перспективе удержать мировые цены на нефть а пределах существующего ценового коридора.[5, c. 29-30]

Но сегодняшняя ситуация на мировом рынке нефти складывается так, что цены на нее достигают своего рекордного значении. Многие члены аналитического братства высказывают точку зрения, что высокие цены на энергоносители, держащиеся сегодня выше подавляющего большинства прогнозов, спровоцируют некоторых экспортеров на увеличение запланированных ранее поставок. Подобный шаг, по их мнению может подтолкнуть некоторых из членов картеля нарушить установленные квоты, в результате чего вполне будет возможен сценарий затопления рынка нефтью.

Но этот сценарий маловероятен. Так, в начале этого года, нефть торговалась по ценам, находившимся выше приемлемых для стран-экспортеров уровнях, в течение 20 дней подряд, и страны ОПЕК не проявили никаких признаков того, что кто-то из них намерен увеличивать экспорт продукции.
При наблюдаемом дефиците свободных производственных мощностей, испытываемом во всех странах-участницах (включая и Саудовскую Аравию), у ОПЕК вряд ли существует достаточно рычагов для увеличения уровней добычи даже и при наличии желания

Но одну из важнейших ролей в формировании дальнейшей конъюнктуры цен на нефть играет фактор спроса. Исходя из данного утверждения, декларируется, что текущая цена подавляет спрос, а, следовательно, рано или поздно заставит нефтяной рынок следовать в фарватере своих потребностей.

Вроде все справедливо, однако, в текущей обстановке представляется, что спрос на нефть является несколько более прочным чем это утверждается большинством аналитиков. Так, многие страны, например, тот же Китай, увеличивший импорт в 2003 г. на 30%, продолжают наращивать заказы на поставку. Увеличения спроса начинают не выдерживать перегруженные добывающие мощности, не способные в короткий срок удовлетворить существующие запросы. Подобная ситуация вынуждает правительства использовать имеющиеся долгосрочные резервы. 14-го января информационное агентство США по рынку энергоносителей в своем еженедельном обзоре сообщило об уменьшении стратегических запасов сырой нефти до 265 миллионов баррелей, т.е. минимального уровня с 1975 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать