Анализ денежных потоков предприятия

  Σ (VPПiф*Цiф)-Σ (VPПiф*Сiпл)

97 120 - 65 534 = 31 586 тыс. руб.

По данным табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции ΔПvрп=Пуслl-Ппл

13930- 15 477 =-1547 тыс. руб.;

структуры товарной продукции .  ΔПстр = Пусл2 - Пусл1 = 15 498 - 13 930 = +1568 тыс. руб.;

отпускных цен

ΔПц = Пуслз - Пусл2 = 31 586 - 15 498 = +16 088 тыс. руб.;

себестоимости реализованной продукции ΔПс = Пф-Пуслз = 18 597 - 31 586 = -12 989 тыс. руб.

Итого+3120тыс.руб.

Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыпол­нен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Рос­ту суммы прибыли на 1568 тыс. руб. способствовали также измене­ния в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реали­зации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продук­ции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибы­ли уменьшилась на 12 989 тыс. руб.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина кото­рой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи про­дукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П=VPПi (Ui-Ci).               

Методика расчета-влияния факторов способом абсолютных раз­ниц (на основании данных табл. 4):

ΔПурп =(УРПф- УРГи.Щпл - Спд) = = (12 546 - 10 455) • (5,0 - 4,0) =+2091 тыс. руб.;

ΔПц = (Цф - LU -УРПф = (6,0 - 5,0) • 12 546 = +12 546 тыс. руб.;

ΔПс = -(Сф - С„л) -УРПф = -(4,8-4,0) • 12 546 =-10 037 тыс. руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 4 показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен и какие факторы оказали положительное, а какие - отрицательное влияние и в какой степени.

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

2.3.Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен

Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реали­зуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом ценовая политика дол­жна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров

Данные табл. 6 показывают, что анализируемое предприятие проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно быстрее отреагировало на уменьшение спроса на изделие Б, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновременно подняв цены на продукцию, которая пользуется бо­лее высоким спросом. В итоге предприятие сумело увеличить рента­бельность капитала за счет наращивания суммы оборота.

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчет­ный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъ­юнктура рынка сроки реализации, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высо­кое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и на­оборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (ΔЦкач) можно определить по формуле:


ΔЦкач = ((Цll – Цll)*VPПll)/ VPПобщ

По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать способом абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от пла­нового по каждому сорту умножается на плановую цену единицы про­дукции соответствующего сорта и результаты суммируются:

ΔЦ = Σ(Удiф – Удiпл)Цiпл

Методика расчета влияния сортового состава на уровень средней цены и на сумму прибыли показана в п. 1.4. Данные табл. 1.7 показы­вают, что в результате повышения удельного веса продукции I сорта и уменьшения 11 сорта средняя цена изделия А повысилась на 70 руб.

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены ре­ализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл.6) и сро­ков реализации (табл. 7).

В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены изделия А повысился на на 53,6 руб., а сумма прибыли - на 672,5 тыс. руб. (53,6 руб. • 12 546 шт.).


В связи с увеличением доли несезонных продаж в общем его объе­ме средняя цена реализации по изделию А снизилась на 66 руб.

Если на протяжении года произошло изменение цен на продук­цию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализа­ции после изменения цены и делится на общее количество реализо­ванной продукции за отчетный период.

В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 8).

 

2.4.Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего операционные и внереализационные доходы и расходы.

К операционным доходам относятся проценты к получению по об­лигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.

Операционные расходы включают выплату процентов по облига­циям, акциям, за предоставление организации в.пользование денежных средств (кредитов, займов). Сюда относятся также расходы орга­низации по содержанию законсервированных производственных мощностей и объектов, мобилизационных мощностей, расходы, свя­занные с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, расходы, свя­занные с обслуживанием ценных бумаг (оплата консультационных и посреднических услуг, депозитарных услуг и т.п.).

Внереализационные доходы и расходы - это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по опе­рациям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убыт­ки от стихийных бедствий и т.д.

В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение пла­на и факторы изменения суммы полученных убытков ц прибыли по каж­дому конкретному случаю.

Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйству­ющих субъектов (акционерных обществ, коммерческих банков), де­позитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.

Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавлива­ются темпы их роста или снижения.

Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертифи­катов, векселей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня про­центных ставок.

В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг (табл.9).

Доходы от акций, на данном предприятии за отчетный год увели­чились на 350 тыс. руб., в том числе за счет:

а) увеличения количества акций: (350 — 300) • 3,5 = 175 тыс. руб.;

б) уровня дивиденда на одну акцию: (4,0-3,5) -350= 175 тыс. руб.

Купонные выплаты процентов по облигациям выросли на 300 тыс. руб. только за счет количества облигаций.

Процентный доход по депозитам возрос на 360 тыс. руб., в том числе за счет увеличения суммы депозитных вкладов — на 180 тыс. руб. [(3600 — 3000) -30 : 100] и уровня процентных ставок пр депози­там - на 180 тыс. руб. [(35% - 30%) -3600].

Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому виду.

Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, органи­зациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвраще­ния допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщи­ками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового кон­троля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анали­за данного показателя следует проверить, во всех ли случаях наруше­ния договорных обязательств поставщикам были предъявлены соот­ветствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится не на должном уровне. При­были (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также сви­детельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприя­тия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и по­терь от внереализационных операций и увеличение прибыли от дол­госрочных и краткосрочных финансовых вложений.

2.5.Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характери­зуют эффективность работы предприятия в целом, доходность раз-личных направлений деятельности (производственной, коммерчес­кой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, харак­теризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреб­ленными ресурсами. Эти показатели и с пользу ют для оценки деятель­ности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать