Анализ движения денежных потоков
p> Рентабельность продаж — это способность генерировать прибыль от продаж.

|Прибыль до |
|налогообложения |
|Объем продаж |

Данный показатель отражает только оперативную деятельность предприятия. Он не имеет ничего общего с финансовой деятельностью.

Средний уровень рентабельности продаж в разных отраслях разный, поэтому не существует какого-либо единого стандарта для данного показателя.
Этот показатель является хорошим критерием для сравнения состояния предприятия с отраслевым стандартом.

Это ключевой управленческий показатель. Он хорош для того, чтобы быстро увидеть, как каждый элемент данной блок-схемы влияет на рентабельность продаж.

Оборачиваемость чистых активов.

Данный показатель характеризует количество продаж, которое может быть сгенерировано данным количеством активов. Он показывает, насколько эффективно используются активы.

|Объем продаж |
|Чистые активы|

Он показывает, сколько раз в году суммарный капитал оборачивается внутри компании.

Рентабельность чистых активов характеризует результат оперативной деятельности предприятия. Она показывает тот возврат, который генерируется фондами (собственным капиталом и кредитами банков), используемыми в бизнесе.

Рентабельность чистых активов является первичным показателем, который:

. позволяет контролировать эффективность бизнеса;

. связывает баланс и отчет о прибылях и убытках;

. позволяет оценить бизнес не только на основании получаемой прибыли.

Формула для расчета показателя:

| | |Оперативная прибыль |
|Рч.|=|—————————— |
|а. | | |
| | |Чистые активы |

Элементы Рч.а.

Чистые активы = Фиксированные активы + Рабочий капитал = Суммарный капитал = Собственный капитал + Кредиты (долгосрочные и краткосрочные).

Оперативная прибыль: прибыль до выплаты процентов по кредитам и налога на прибыль.

Рч.а. разделяет оперативные и финансовые аспекты деятельности предприятия.

Рентабельность собственного капитала. Данный показатель является наиболее важным с точки зрения акционеров компании. Он характеризует прибыль, которая приходится на собственный капитал. Этот коэффициент включает в себя такие важные аспекты, как платежи по процентам за кредит, налог на прибыль, а также эффект от используемой суммы кредитов.

| | |Чистая прибыль после |
| | |налогообложения |
|Рс.|=|—————————— |
|к. | | |
| | |Собственный капитал |

Финансовый рычаг. Данный показатель характеризует предел, до которого может быть улучшена деятельность компании за счет кредитов банков. Таким образом, эффект от кредитования деятельности предприятия за счет банка может быть либо отрицательным, либо нулевым, либо положительным.

Основным критерием оценки эффективности финансового рычага является ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов в структуре постоянного капитала (кредиты банка + собственный капитал) приводит к росту показателя рентабельности собственного капитала и наоборот, если банковская ставка выше рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов в структуре капитала будет приводить к снижению рентабельности собственного капитала.

В модели Дюпон используется следующий способ вычисления финансового рычага:

|Кредиты + Собственный | |Кредиты | |
|капитал | | | |
|—————————————— |= |—————————— |+ 1|
|Собственный капитал | |Собственный капитал | |

В числителе данной дроби находится фактически сумма чистых активов, если мы рассматриваем активную часть баланса. Поэтому при умножении показателя рентабельности чистых активов на финансовый рычаг происходят следующие сокращения:

|Оперативная | |Объем продаж | |Чистые активы| |Оперативная |
|прибыль | | | | | |прибыль |
|—————— |*|—————— |*|—————— |=|——————— |
|Объем продаж | |Чистые активы| |Собственный | |Собственный |
| | | | |капитал | |капитал |

Операция перехода к показателю Рс.к. еще не закончена. Для того, чтобы закончить данный переход, необходимо ввести в формулу поправочный коэффициент, так как в числителе показателя рентабельности собственного капитала должна находиться прибыль после налогообложения.

|Оперативная прибыль | |(П-I)*(1-T) | |Чистая прибыль после |
| | | | |налогообложения |
|——————————— |*|—————— |=|——————————— |
|Собственный капитал | |П | |Собственный капитал |

где П - оперативная прибыль; I - сумма процентов; T - процентная ставка налога на прибыль.

Какая величина финансового рычага может считаться достаточной? Как показывают многочисленные исследования структуры капитала различных предприятий западных стран, значение плеча финансового рычага не должно быть ниже 3, т.е. соотношение заемных средств и собственных средств не должно быть меньше 2. Почему так? Потому что всегда выгоднее финансировать бизнес за счет заемных средств, увеличивая тем самым доход на акционерный капитал. Однако слишком большое значение финансового рычага тоже плохо, так как это сопряжено с высоким риском. В чем заключается данный риск? Чем сильнее финансовый рычаг, тем опаснее оставить своих акционеров без обещанной прибыли в случае даже незначительного непредвиденного снижения прогнозируемого объема продаж, при этом возможны случаи резко отрицательных значений Рс.к..

Коэффициент реинвестирования фактически характеризует дивидендную политику предприятия, т.е. показывает, какую часть чистой прибыли после налогообложения фирма изымает из обращения в виде выплачиваемых дивидендов, а какую реинвестирует в производство.

Цель любой компании - добиться высокой доли быстрорастущего прибыльного рынка. Политика данного рынка - 100% реинвестирование прибыли, т.е. добиться значения показателя реинвестирования равного 1.

| | |Реинвестированная прибыль |
|Коэффициент |= |——————————————————— |
|реинвестирования| |Чистая прибыль после налогообложения |

Если теперь данный коэффициент умножить на показатель Рс.к., то мы получим следующую формулу:

|Чистая прибыль | |Реинвестированная | |Реинвестированная |
|после | |прибыль | |прибыль |
|налогообложения | | | | |
|—————————— |*|————————— |=|—————————— |
|Собственный капитал| |Чистая прибыль | |Собственный капитал |
| | |после | | |
| | |налогообложения | | |

Если полученный коэффициент, чтобы быть технически аккуратным, умножить на поправочный коэффициент соотношения собственного капитала на конец года к собственному капиталу на начало года, то мы получим окончательную формулу коэффициента экономического роста модели DuPont:

|Реинвестированная | |Собственный капитал| |Реинвестированна|
|прибыль | |на конец периода | |я прибыль |
|————————— |* |————————— |=|———————— |
|Собственный | |Собственный капитал| |Собственный |
|капитал на конец | |на начало периода | |капитал на |
|периода | | | |начало периода |

Показатель экономического роста компании. Для характеристики скорости экономического роста компании, способности наращивать оборот применяется показатель достижимого уровня роста SGR, равный отношению приращения выручки (оборота) за период к величине выручки за предыдущий период,

SGR=(S/S1.

Суть показателя экономического роста компании (SG) отражается в количестве прибыли, которую реинвестирует предприятие в течении одного календарного года как процент к собственному капиталу, который был у предприятия на начало года,

| |Реинвестированная прибыль |
|SGR= |—————————————————— |
| |Собственный капитал на начало |
| |периода |

Экономический рост компании - это показатель того максимума роста в продажах, которого может достичь компания при сохранении пропорций своего финансового состояния. В этом случае

| |Изменение собственного капитала | |
|SGR=(S/S1= |——————————————————— |= SG, |
| |Собственный капитал на начало | |
| |периода | |

то есть при самоподобном росте компании показатели SGR и SG совпадают.

SG = Рентабельность чистых активов * Рычаг * Коэффициент реинвестирования * (Чистая прибыль/Оперативная прибыль)*E(2)/E(1).

Основным достоинством данного показателя является его комплексность, т.к. факторы, его составляющие, позволяют отслеживать всю деятельность компании. С помощью данного показателя мы можем оценить рынки наших продуктов, сами продукты, а также финансовую деятельность предприятия. Мы можем проверить, насколько хорошо наша финансовая деятельность поддерживает производственные и маркетинговые планы. Если потенциал нашего роста недостаточен, то мы можем принять решение об изменении рентабельности продаж, оборачиваемости чистых активов, финансового рычага, коэффициента реинвестирования.

Средневзвешенная стоимость капитала. Как уже было отмечено, показатель рентабельности чистых активов является мерилом оперативной деятельности предприятия. Он показывает тот возврат, который генерируется инвестирующими фондами. Поэтому финансовому менеджеру очень полезно знать, какое минимально допустимое его значение возможно для данного предприятия. С чем это связано? Чистые активы — это те активы, которые обеспечиваются инвестирующими фондами (долгосрочным капиталом), а данный капитал имеет определенную стоимость в виде обещания предприятия гасить проценты по кредитам и выплачивать дивиденды. Таким образом, финансовому менеджеру также необходимо знать, сколько предприятию стоит постоянный капитал.

В западной экономике данный показатель называется средневзвешенной стоимостью капитала. Формула для его вычисления достаточно проста:

| |R(1-T)L | |DE | |L | |E |
|WACC = |———— |+|——— |= R(1-T)|——— |+ D |———, |
| |L+E | |L+E | |L+E | |L+E |

где:

R - кредитная ставка банка;

T - ставка налога на прибыль;

L - сумма кредитов банка;

E - собственный капитал;

D - процент дивидендов.

Окончательно данная зависимость может быть представлена в следующем виде:
|Рентабельность| |WACC |
|чистых |>= |————— |
|активов | |1-T |

О чем говорит эта формула? Если рентабельность чистых активов выше средневзвешенной стоимости капитала (с поправкой на налог на прибыль), то предприятие способно выплатить не только проценты по кредитам и обещанные дивиденды, но также часть чистой прибыли реинвестировать в производство.
Если левая и правая часть уравнения равны, то это значит, что предприятие способно только рассчитаться по текущим обязательствам перед банком и перед акционерами, при этом ничего не оставив для реинвестирования. Если рентабельность чистых активов ниже средневзвешенной стоимости капитала, то это значит, что у предприятия могут возникнуть серьезные проблемы с привлечением нового капитала. Именно поэтому отслеживание данного соотношения является одной из важнейших задач финансового менеджера.

Анализ финансирования проектов.

Финансовый менеджер постоянно сталкивается с проблемой выбора источников финансирования. Особенность ее состоит и в том, что обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену, причем эта цена может иметь и стохастическую природу.

Любое инвестиционное решение основывается на а) оценке собственного финансового состояния и целесообразности участия в инвестиционной деятельности; б) оценке размера инвестиций и источников финансирования; в) оценке будущих поступлений от реализации проекта.

Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами: вид инвестирования; стоимость инвестиционного проекта; множественность доступных проектов; ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; риск, связанный с принятием того или иного решения и т.п.

Принципы, обуславливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы; наращивании объемов производственной деятельности; освоение новых видов деятельности.

Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна.Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность изменения положения фирмы на рынке товаров; доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возможность освоения новых рынков и др.

Очевидно, что важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций. Так, уровень ответственности, связанной с принятием проектов стоимостью 1 млн.руб. и 100 млн.руб. различны. Поэтому должна быть различна и глубина аналитической проработки экономической стороны проекта, которая предшествует принятию решения. Кроме того, во многих фирмах становится обыденной практика дифференциации права принятия решений инвестиционного характера, то есть ограничивается максимальная величина инвестиций, в рамках котрой тот или иной руководитель может принимать самостоятельные решения.

Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-либо критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-либо один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем, любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования, Поэтому возникает задача оптимизации инвестиционного портфеля.

Весьма существенен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции.
Поэтому решения принимаются на интуитивной основе.

Принятие решений инвестиционног характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчеты с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-либо универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует.

В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвистиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Воспринимать ее можно по разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпов инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т.п.

Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М: Инфра-М,
1996 - 176 с.
2. Аудит и финансовый анализ. - III кв., 1997.
3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет,1996.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать