Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири

Дипломная работа Самборского Дмитрия Владимировича

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ, КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Новосибирск

2000

Территориальное пропорции машиностроительной промышленности в переходный период. Методические подходы к анализу и прогнозу развития  машиностроения по регионам. Оценка прогнозных направлений развития и размещения машиностроительной промышленности РФ и Сибири.

Введение:

Выбор данной темы был обусловлен остротой сложившейся ситуации в МП Российской Федерации. Отечественная экономика сегодня характеризуется большим спадом производства и острыми диспропорциями развития. Тяжелая ситуация в народном хозяйстве страны усугубляется кризисным положением одной из важнейших его отраслей – машиностроения.

Машиностроительный комплекс является основным фондосоздающим звеном экономик и от его функционирования напрямую зависит состояние производственного аппарата страны, его качественный уровень. В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны и под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с очень жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

К началу 90-х гг. машиностроение оказалось в кризисной ситуации. Структура его конечной продукции отличалась крайней утяжеленностью и высокой степенью милитаризации. Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%, средний возраст работников приблизился к 50 годам. Очень высок был уровень концентрации и монополизации производства и велики зоны избыточной, неэффективной производственной активности. Лишь около четверти новых технологий соответствовали мировому уровню. В 1992-96 гг. из-за либерализации цен и сокращения закупок машиностроительной продукции для государственных нужд резко снизилась емкость рынков инвестиционных и сложных потребительских товаров, а также вооружения и военной техники. В итоге возникло противоречие между потребностям текущего производства, определяемыми плажеспособным спросом, и необходимостью обновления технологий, обусловленной перспективным инвестиционным спросом.

Исходя из вышеизложенного, представляется немаловажным и полезным оценивание перспектив развития машиностроения и его структурных изменений с точки зрения реализации возможных сценариев развития экономики в целом. Необходимость такого рода подхода вызвана тем, что развитие машиностроения а каждый данный момент времени определяется социально-экономическими целями, стоящими перед народным хозяйством. Одно из очень перспективных направлений развития это - эффективная программа реструктуризации производств и обновления перечня продукции, которая сможет конкурировать с западной аналогичной продукцией.

Целью данной работы являлось разработать некоторые направления возможного улучшения размещения машиностроительных предприятий и прогнозирование направлений развития машиностроения, в зависимости от входных данных, состоящих из основных предпосылок и показателей определенного варианта развития народного хозяйства.

Для достижения этой цели анализируются причины кризиса отрасли, рассматривается ее современное состояние, оцениваются ресурсно-технологический и рыночный потенциал машиностроения, а также рассматриваются возможные сценарии развития экономики. Анализ состояния машиностроения проводится как в отдельных субъектах федерации, так и по группам регионов.

В ходе работы были изучены возможные подходы к анализу региональных особенностей машиностроения, были разработаны возможные прогнозные направления развития в регионах.

Работа была выполнена на основе материалов сектора экономических проблем машиностроения ИЭиОПП СО РАН. Личным вкладом является: анализ современного состояние машиностроения в регионах и субъектах Российской Федерации, разработка прогнозов и направлений развития машиностроения в РФ на основе имеющихся методик.

Глава I: Территориальное пропорции машиностроительной промышленности в переходный период.

§1. Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности РФ.

1. Общая оценка состояния отрасли

Ситуация в российском машиностроении в течение 1995-1998 гг. характеризовалась тем, что при некотором оживлении конъюнктуры в отдельных сегментах рынка машинотехнических товаров продолжалось падение производства отраслевой продукции в целом.

За период 1991-1998 гг. общий спад продукции машиностроения составил около 56% и является одним из самых высоких среди отраслей промышленности (по промышленности в целом этот показатель приблизился к 49%). В результате удельный вес продукции машиностроения и металлообработки среди промышленных отраслей еще снизился с 22.8% в 1995 г. до 20.4% в 1998 г.

Таблица 1. Динамика производства продукции по подотраслям машиностроительного комплекса (%).




Реклама
В соцсетях