В настоящее время рыночную реакцию практически невозможно описать количественно, но вполне реально на основе экспертных подходов оценить её с качественных позиций и использовать как основополагающий критерий при ранжировании регионов. В результате удастся избежать привлечения множества не всегда достоверных показателей и максимально ограничить число формируемых групп регионов.
Рыночную реакцию можно определить по наличию ряда элементов. Для удобства использования при ранжировании регионов их можно сгруппировать следующим образом[11]:
1) Стартовые условия вхождения регионов в рынок характеризуют
сложившиеся к началу проведения реформ объективные и субъективные
предпосылки, способствующие или препятствующие трансформационным процессам.
К таким условиям относятся:
наличие экспортного потенциала (ресурсов, котирующихся на мировом рынке);
территориальная удалённость и транспортная освоенность
интеллектуальный и инновационный потенциал (в том числе и невостребованный)
и его соответствие целям развития региона;
уровень развития социальной сферы и потенциальные возможности региона в
области её совершенствования с целью обеспечения нормального
воспроизводства трудовых ресурсов;
состояние производственного потенциала и сложившийся уровень инвестиционной
активности (объёмы инвестиций и качественные характеристики инвестиционной
деятельности);
2) Оценка стратегии и тактики проведения реформ на региональном уровне с выделением направлений специальной федеральной поддержки отдельных регионов невозможна без изучения следующих важнейших параметров: особенностей реформирования экономики региона; динамики рыночных преобразований, в том числе складывающихся под воздействием как стартовых условий вхождения в рынок, так и создание среды для благоприятного проведения реформ; практики централизованной инвестиционной помощи и системы государственных инвестиционных приоритетов как основы рыночной поддержки регионов со стороны центра, ускорения (замедления) темпов рыночных преобразований; политико-экономической ситуации в регионах и её влияние на ход реализации стратегии реформ;
3) От результативности реформ и степени адаптации регионов к рыночным
отношениям зависят их место в рыночном пространстве, уровень готовности к
рыночным преобразованиям и перспективы изменения инвестиционного климата.
При этом необходимо учитывать следующие факторы: преобразование форм
собственности и их влияние на инвестиционный климат; тенденции формирования
и развития бюджетной системы, финансов хозяйствующих субъектов, а также
финансовых рынков; склонность производителей к обновлению основного
капитала, степень и результативность регулирования обуславливающих её
факторов на федеральном и региональном уровнях; привлекательность региона
для независимых, в том числе зарубежных инвесторов; влияние процесса
реформирования федеральных отношений на ход социально-экономических
преобразований в регионах с выделением собственно инвестиционной сферы.
Другая точка зрения это рассматривание типа территориального воспроизводства как некий обобщающий критерий инвестиционного климата, при этом как считают авторы этой концепции, они получают конструктивную базу для выявления основных факторов инвестиционного климата и механизмов управления ими, требующихся для разработки инвестиционной государственной политики.
Наиболее характерны следующие типы воспроизводства на уровне
территории[12]:
Расширенный тип воспроизводства, естественно, всегда свидетельствует о
благоприятном инвестиционном климате;
Сужающийся при структурной перестройке. Однозначно дать оценку
инвестиционному климату при этом типе значительно сложнее. Вполне вероятна
ситуация, что сужение производства носит временный характер. Такое
возможно, когда новые секторы (отрасли), пока ещё не сопоставимые по своим
масштабам с давно функционирующими, уже имеют лучшие показатели по
продуктивности, эффективности использования ресурсов, темпам роста.
Деградационный тип характеризуется «проеданием» основных фондов в
существующих секторах региональной экономики без создания новых секторов.
При этом формирующиеся инвестиционные ресурсы в регионе, как правило,
крайне незначительны, либо низка конкурентоспособность экономики региона на
российском рынке капиталов, что побуждает финансовые ресурсы перетекать в
другие регионы страны или выходить на мировые рынки. Понятно, что в этих
условиях имеющийся ресурсный потенциал в регионе теряет свою экономическую
ценность из-за низкой (сравнительной) эффективности его использования,
неустойчивости социально-политических факторов и т.д. Такой тип
воспроизводства заведомо свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном
климате в регионе.
Также надо учитывать, что практически все территории Уральского региона уже традиционно относятся к депрессивным, поэтому при ранжировании объектов по степени их депрессивности следует учитывать не только нынешний уровень социально-экономического развития, но и важнейшие ретроспективные характеристики, например, стартовые условия вхождения в рынок, определяющие возможности и темпы адаптации к рыночной среде. Не меньшее значение имеют и объективные региональные предпосылки (геополитическое положение, ресурсный потенциал, транспортная освоенность и др.), ускоряющие или замедляющие данный процесс. Это позволит определить действительно нуждающиеся территории, депрессивное состояние которых изначально предопределено недостаточным развитием производительных сил, и территориальные образования, чьё бедственное положение является следствием преодолимых без дополнительных государственных затрат недостатков в политике проведения рыночных реформ.
При разработке экономической политики в настоящее время недостаточно учитывается то, что инвестиционная активность зависит не только от объёма финансов, но и от заинтересованности производителей в совершенствовании производственного потенциала. Потребность в обновлении основных фондов, обусловленная важнейшими рыночными факторами – основное условие эффективного использования средств.
Установление особого режима инвестирования для депрессивных территории
предполагает обязательный учёт приоритетности развития отдельных отраслей
(и даже предприятий), особенностей происходящих на их территориях
воспроизводственных процессов, готовности к обновлению производственного
потенциала и, наконец, эффективности предполагаемых затрат в долговременное
развитие. В противном случае такой режим лишь спровоцирует дополнительный
спрос на инвестиционную продукцию и, как следствие, дальнейший
инвестиционный рост цен на неё. Кроме того, при инфляции и ценовом
«беспределе» методы финансового и, прежде всего налогового воздействия
вообще становятся практически безрезультатными.
Однако, в связи с тем, что уровень статистической обработки в России
значительно отличается от стандартов ООН и, учитывая многообразие
индикаторов, определяющих инвестиционную ситуацию территории и особенности
уральского региона, автор предлагает классифицировать их следующим образом:
Экономические;
Финансово-промышленные с отраслевым подразделением внутри территории;
Факторы, определяющие уровень деловой инфраструктуры;
Социальные;
Экологические;
Рассмотрим их более подробно:
1) Экономические:
Стартовые условия вхождения территорий в рынок, которые характеризуют
сложившиеся к началу проведения реформ объективные и субъективные
предпосылки, способствующие или препятствующие трансформационным процессам.
Капиталоёмкость - Изменение производственных мощностей в зависимости от
инвестиций предыдущего года
Экономическая активность (спрос на продукцию) - Зависимость спроса на
продукцию комплекса от инвестиций
Нестабильность экономического роста объёмов производства - Учёт воздействия
взрывной нестабильности, а не экономических колебаний; и запаздывание
реализации на механизм инвестиций
Временная динамика развития производства - Характеристика потребления
объёмов продаж в отраслевых комплексах (когда, сколько, чего потреблено,
произведено, продано)
Предложение сбережений - Зависимость объёмов производства от предложения
сбережений и инвестиционного спроса
Параметры технического прогресса - Отслеживание экономических колебаний
развития
Потребление - Межотраслевое потребление (по межотраслевому балансу) и
потребности населения в продукции отрасли
Внешняя торговля - Зависимость экспорта и импорта от объёмов производства
Инфляция - Сопоставление роста цен со спадом позволяет классифицировать
отраслевые комплексы по степени устойчивости к кризисным ситуациям;
Инвестиционный риск как совокупность условий, определяющих вероятность
потери инвестиций или доходов от них включает в себя как институциональные,
политические, экологические условия деятельности инвесторов, так и факторы
экономической конъюнктуры (эффективность производства, норма доходности,
учётные ставки процента, кредитные возможности, фискально-налоговые
режимы), включая конъюнктуру фондового рынка.
2) Финансово-промышленные с отраслевым подразделением внутри
территории:
Объем реализованной продукции на человека;
Нетто задолженность;
Оборачиваемость средств;
Темпы роста прибыли;
Темпы спада или роста по объемам промышленной продукции;
Прибыль/основные фонды;
Численность занятых.
3) Факторы, определяющие уровень деловой инфраструктуры:
Уровень применения лизинга в промышленности территории;
Объём долгосрочных инвестиций коммерческих банков;
Объём финансовых ресурсов, вложенных в инновации;
Система государственно-коммерческих гарантий;
Страхование инвестиционного процесса при поддержке государства
Наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;
4) Социальные:
Соответствие регионального уровня и образа жизни населения государственным
или иным стандартам;
Уровень стабильности общественно-политической и национально-этнической
ситуации в регионе.
Доля бедных и богатых, с определением пороговых уровней;
Обеспеченность социальными объектами (библиотеки, клубные учреждения,
гостиницы и т.д.);
Доля определенных слоев населения к общей массе населения (в данном случае
это будет попытка оценить интеллектуальный уровень территории);
Среднемесячная заработная плата одного работающего;
Расходы на оплату услуг и покупку товаров;
Уровень безработицы;
Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах ( с учетом акций);
Денежные доходы в расчете на душу населения;
Стоимость набора из 19 основных продуктов питания;
Удельный вес расходов в денежных доходах населения, %:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13