где Вм — маржинальный доход, руб.;
Ип — постоянные расходы, руб.;
Hv — переменные издержки, руб.;
Вр — выручка от продаж, руб.
М — прибыль, руб.
Сама же величина прибыли исходя из сущности маржинального дохода определяется, как:
М=Вм-Ип. (7)
В таком виде формула (8) не позволяет сделать какие-либо выводы относительно выявления резервов роста прибыли. Поэтому нa практике делают ряд преобразований с данной формулой. Вo-первых, используют такие показатели, как выручка от продаж удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж (а):
а = Вм/М, (8)
Вм=Вра (9)
Во-вторых, путем подстановки значений этих показателей в формулу (7), получается другая формула прибыли:
M=Bpa-Ип. (10)
Формула (10) используется тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж нескольких видов продукции. В этом случае удельный вес маржинального дохода (а) в выручке от продаж (Вpa ) подсчитывается как средневзвешенная величина.
В тех случаях, когда известно количество проданного товара и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции, применяют модификацию определения прибыли от продаж. В этом случае маржинальный доход Вм определяется как:
Вм = qaс , (11)
где ас — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;
q — количество проданных изделий в натуральных единицах. Подставляя данное значение Вм в формулу (7), получаем ее новое выражение:
М = qас-Ип. (12)
На величину прибыли, как это следует из формулы (12), оказывают влияние три группы факторов:
• количество и ассортимент проданной продукции;
• уровень цен на продукцию;
• уровень постоянных расходов.
Приведем расчет по определению влияния вышеназванных факторов на величину прибыли с помощью вышеназванных формул. Для этого воспользуемся условным примером. Допустим, что выручка от продаж по плану на нашем предприятия составляет 250 условных денежных единиц (у.д.е), а по факту она равняется 289 у.д.е. Постоянные расходы по плану и фактически не изменились и составили 60 у.д.е. Необходимо определить величину прибыли и резервы ее роста. Структура производства изделий, их продажные цены и другие показатели представлены в табл. 4.
Таблица 4 Исходные данные о продаже товаров
Вид изделия
Цена единицы изделия, Це
Переменные расходы на единицу изделия, Ип
Удельный вес изделий к общему объему продаж, %
по плану
фактически
А
12
7
55
—
В
7
5
40
20
С
19
11
—
30
D
18
9
5
50
Исходя из приведенных данных в табл. 4 определяется прибыль от продаж (Мр) по плану согласно формуле (12).
Предварительно рассчитываются удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции (табл. 5).
Таблица 5 Удельные веса маржинального дохода в цене за изделие
Вид изделия
Расчет
Результат
А
(12-7) 12
0,42
В
(7-5) 7
0,30
D
(18-9) 18
0,50
Средневзвешенный удельный вес маржинального дохода в выручке для всего объема продаж по плану равен:
ав= (0,42 • 55+0,3 • 40+0,75 • 15)/100 = 0,376.
Подставив полученные результаты в формулу (12), определим прибыль от продаж по плану:
Мп= 250 • 0,376 - 60 = 34 у.д.е.
Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж. Удельные веса маржинального дохода в цене за изделие для каждого вида фактически проданной продукции составят:
Вид изделия
Расчет
Результат
В
(7-5) : 7
0,30
С
(19-11) : 19
0,42
D
(18-9) : 18
0,50
Средневзвешенный аВ для всего объема фактических продаж:
ав= (0,3 • 20+0,42 • 30+0,5 • 50)/100 = 0,436.
Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах:
Мр = 289 • 0,436 - 60 = 66,004 = 66,0 у.д.е.
Сравнение фактической прибыли с плановой показывает ее превышение на 32 условные денежные единицы (66 — 34). Влияние на увеличение прибыли количества проданного и его структуры рассчитывается по формуле (18.12). Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила:
(289 - 250) • 0,376 = 14,664 = 14,7 у.д.е.
Поскольку маржинальный доход и прибыль от продаж при увеличении объема продаж увеличиваются на одну и ту же сумму, можно считать, что за счет увеличения количества проданного прибыль увеличилась также на 14,7 условных денежных единиц.
Структурные сдвиги в объеме продаж привели к изменению среднего удельного веса: маржинального дохода, что привело к приросту абсолютной суммы маржинального дохода:
(0,436 - 0,376) • 289 = 17,34 = 17,3 у.д.е.
На эту же сумму возросла и прибыль от продаж за счет изменения структуры проданного. В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию, как известно, могут отклоняться от плановых как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, что в свою очередь оказывает влияние на сумму прибыли от продаж.
Предположим, что 8% общего объема продаж изделий «В» было продано по завышенной цене — по 10 условных денежных единиц за каждое изделие. Соответственно увеличилась общая сумма фактической выручки от продажи и составила 341,8 у.д.е.
Для расчета влияния этого увеличения цены дополнительно определяется удельный вес маржинального дохода в цене за изделие для вида «В», проданного по завышенной цене: (10 — 5) : 10 = 0,5 и, используя предыдущие расчеты, определяется средний аВ для нового объема фактических продаж (при завышенной цене):
ав= (0,3 • 12+0,5 • 8+0,42 • 30+0,5 • 50 ) / 100 = 0,452 у.д.е.
Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, фактических завышенных ценах и сокращении уровня постоянных расходов равна:
М = 341,8 • 0,452-60 = 94,4936 = 94,5 у.д.е.
Для расчета влияния увеличения цены изделия «В» на прибыль от продаж сопоставляют два уровня фактической прибыли: один — с учетом увеличения цены, а другой — при условии того, что цены находились на уровне, предусмотренном в плане: 94,5 — 66 = 28,5 условных денежных единиц.
Постоянные расходы также влияют на сумму прибыли от продаж. Они неизменны лишь условно и в отдельных случаях их фактический уровень может отклоняться от планового. Увеличение постоянных расходов снижает сумму прибыли от продаж, и наоборот, уменьшение постоянных расходов увеличивает прибыль от продаж.
В нашем примере сумма постоянных расходов увеличилась на 7 условных единиц, что на столько же уменьшило сумму прибыли. Фактические постоянные расходы с учетом увеличения составили 67 условных денежных единиц (60+7). Окончательная сумма прибыли от продаж с учетом изменений всех факторов (количества и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) составила:
М = 341,8 • 0,452-67 = 87,4936 = 87,5 у.д.е.
Таким образом, влияние отдельных факторов на изменение прибыли в этом случае показано в табл. 6.
Таблица 7 Влияние факторов на прибыль от продаж, у.д.е.
Показатели
Сумма
Отклонение прибыли от продаж — всего (87,5 - 34)
+53,5
В том числе за счет факторов:
увеличение количества проданных товаров
+14,7
изменение структуры продаж
+ 17,3