Англия: промышленный переворот
смотреть на рефераты похожие на "Англия: промышленный переворот"
Московский институт экономики, менеджмента и права
Экономический факультет
Реферат по «Истории экономики» на тему:
«Англия: промышленный переворот»
Выполнила: студентка 1-ого курса
Колбасюк И.Ю.
Москва, 2000г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В АНГЛИИ…………………………………………………….….4
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ АНГЛИИ В НАЧАЛЕ
XIX ВЕКА……………………………………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
В конце XVII в. в Англии после революции, окончательно покончившей с
феодализмом, установился буржуазно-демократический политический строй,
продолжающий в основном существовать и в наше время. А сама Англия,
победившая в борьбе за господство на морях в XVI В.Испанию, в XVII в. —
Голландию, в XVIII в. — Францию, превратилась в мировую супердержаву.
Оставаясь небольшой страной, она стала центром огромной колониальной
империи, куда входила почти вся Северная Америка, Индия и другие регионы.
Это означало приток новых капиталов в английскую промышленность и растущий
спрос на английские промышленные товары.
Почему капитализм побеждает только со второй половины XVIII в.? Потому что только с этого времени начинается промышленный переворот — переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинам. Мануфактура с ее ручным трудом еще не может использовать все преимущества капитализма, преимущества крупного производства перед мелким.
Но промышленный переворот — это не только переворот в технике, он
сопровождается изменениями и в общественных отношениях. Увеличивая
производительность труда, т.е. количество продукции на занятого работника,
машины увеличивают величину лишь прибавочного продукта, а необходимый
продукт остается прежним. Если при переходе к машинам рабочий производит в
10 раз больше продукции, чем производив прежде, то его зарплата, расходы на
его содержание не увеличиваются в 10 раз. Промышленный переворот завершает
формирование двух классов буржуазного общества — буржуазии и рабочего
класса.
Если на мануфактурной стадии производства рабочий еще мог надеяться стать хозяином, то завести оснащенную машинами фабрику на свои сбережения рабочий явно не мог. Между рабочим и капиталистом вырастает стена.
Сущность промышленного переворота в Англии
В разных странах переворот происходил в разное время, но раньше всего он
произошел в Англии. Началось с новой тогда отрасли промышленности —
хлопчатобумажной. Хлопчатобумажное производство с древности было развито в
Индии. Оттуда ткани из хлопка привозили в Англию, и народ их охотно
раскупал, потому что они были относительно дешевыми. Английские
промышленники попытались наладить хлопчатобумажное производство у себя
дома, но оказались не в состоянии конкурировать с индийскими ткачами, ткани
которых были и лучше, и дешевле. Перед хозяевами английских
хлопчатобумажных мануфактур встала задача усовершенствовать произволство,
чтобы снизить стоимость продукции. Эта задача и была выполнена в результате
серии изобретений.
Как известно, текстильное производство, в том числе и хлопчатобумажное,
состоит из двух операций: сначала прядилыцики готовят пряжу, а потом ткачи
ткут из этой пряжи ткань. В каждом из этих процессов были поочередно
сделаны изобретения.
Началось с того, что в 30-х гг. XVIII в, Кэй усовершенствовал ткацкий
станок — изобрел «летучий челнок», который ударами ракеток перебрасывался с
одной стороны станка на другую. Раньше это приходилось делать вручную, и
ширина ткани ограничивалась длиной рук рабочего. Теперь можно было ткать
более широкие ткани и делать это гораздо быстрее.
Изобретение Кэя значительно ускорило работу ткачей, но теперь им стало не
хватать пряжи. Недостаток пряжи вызвал ее вздорожание. Возникла
диспропорция между двумя операциями.
После этого в результате трех изобретений (Харгревса, Хайса и Кромптона)
в 60-70-х гг. XVIII в. была создана прядильная машина, которая настолько
повысила производительность труда прядильщиков, что вызвала обратное
несоответствие — ткачи не успевали перерабатывать изготовленную пряжу.
Эта диспропорция была устранена изобретением в 80-х гг. XVIII в. ткацкого
станка Картрайта, который повысил производительность труда ткачей в 40 раз.
Плоды изобретений для изобретателей оказывались горькими. Так Кэю,
изобретателю «летучего челнока», промышленники отказались платить, а ткачи-
ремесленники, которые боялись из-за новшества потерять работу, разгромили
его дом. Харгревсу, изобретателю прялки «Дженни», также пришлось спасаться
бегством — его дом тоже был разгромлен. «Мюль-машина» Кромптона вызвала у
промышленников большой интерес. Они подсылали своих агентов, чтобы раскрыть
секрет машины; один из них даже пробил стену, чтобы подглядывать. У
Кромптона не было денег, чтобы взять патент на свое изобретение. Он передал
свое изобретение на общее пользование промышленникам, предполагая, что
благодарные капиталисты вознаградят изобретателя. Те же собрали по подписке
мизерную сумму. Через некоторое время Кромптон изобрел еще одну машину, но
после некоторых колебаний ее уничтожил.
С изобретением прядильных и ткацких станков переворот хлопчатобумажной промышленности еще не закончился. Дело в том, что машина состоит из двух частей: рабочей машины (машины-орудия), которая непосредственно обрабатывает материал, и двигателя, который приводит в движение эту рабочую машину. Промышленная революция началась с машины-орудия. Если до этого рабочий мог работать только одним веретеном, то машина могла вращать много веретен, вследствие чего увеличилась производительность труда. Поэтому машины мануфактурного периода были только «половинами» машин.
Если прежде рабочий сам двигал орудие труда, то теперь, когда материал обрабатывала машина, осталась только приводить в движение эту рабочую машину. Но человек — слишком несовершенный двигатель: он слаб и нуждается в большом расходе на свое содержание. Чтобы приводить в движение прядильные и ткацкие станки, требовалась более дешевая и мощная сила. Сначала прибегли к паллиативу, используя силу рабочего скота или падающей воды. Первые машины не случайно назывались «мюль-машинами» (т.е. приводились в движение мулами), «ватерными машинами» (действующими от водяного колеса). Но лошадь нуждается в отдыхе, водяное колесо может работать только часть года, причем его действие зависит от уровня воды в пруду, кроме того, для того, чтобы оно работало, необходимо строить плотину на реке.
Полностью использовать преимущества машинного производства оказалось возможным только с появлением парового двигателя, и поэтому изобретение парового двигателя считается центральным событием промышленного переворота.
Первые паровые машины появились еще в XVII в., но их назначение было
узким — это были, в сущности, паровые насосы для откачки воды из шахт.
Универсальный паровой двигатель, который можно было применять в разных
отраслях промышленности и на транспорте, сконструировал лондонский
университетский механик Джеме Уатт в 1782г. Так как он не был членом
цеховой корпорации механиков, городские власти не могли ему разрешить
заниматься изобретательством.Свою работу он мог выполнить только в
университетских лабораториях, потому что университеты пользовались
автономией и были неподвластны городу.
История паровой машины лишний раз доказывает, что промышленный переворот
— не просто цепь изобретений. Русский механик Ползунов изобрел свою паровую
машину раньше Уатта, но в России того времени она оказалась не нужна и о
ней забыли, как забыли, очевидно, и обо многих других «несвоевременных»
изобретениях.
Нет необходимости прослеживать промышленный переворот во всех отраслях
промышленности. В металлургии, например, он отличался значительными
особенностями. Некоторые процессы здесь были механизированы и до
промышленного переворота (механические молоты, механическое дутье вдомне),
адругие и после переворота долго оставались ручными — засыпка шихты в печь,
разливка чугуна или стали. Дело в том, что металлургия относится не к
механическим, а к химическим производствам, и основные производственные
процессы здесь не зависят от скорости движений рабочего, т.е. механических
движений: пока плавка чугуна не закончена, он должен оставаться в печи.
Поэтому механизация таких химических производств невозможна. Можно
механизировать лишь вспомогательные работы, но их механизация не ускоряет
производственного процесса. Промышленным переворотом в таких производствах
считается изменение технологии, которое позволяло увеличить и удешевить
выпуск продукции.
Для английской металлургии это означало переход от древесного угля к
каменному. Ко времени переворота леса в Англии были уже вырублены, угля не
хватало, поэтому металлургия находилась в упадке; Англия была вынуждена
ввозить металл из других стран, в основном из России.
В 30-х годах XVIII в. Дерби открыл способ выплавки чугуна на каменном угле, а в 80-х годах другой английский металлург Корт — способ переплавки этого чугуна на железо также на каменном угле (пудлингование). Поскольку каменного угля в Англии было достаточно, английская металлургия быстро вышла на первое место в мире.
Промышленная революция проходила как цепная реакция. Изобретения влекли за собой другие изобретения. Переворот начался с легкой промышленности, но в ходе него создавался рынок для тяжелой. Так, для изготовления массы машин для легкой промышленности, требовалось много металла, а это вызвало переворот в металлургии; спрос на машины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в кустарных мастерских с ручным трудом, и это вызвало переворот в машиностроении — рождение машиностроительных заводов; но возросшую массу товаров уже невозможно было перевозить на лошадях и парусных судах, поэтому произошли большие изменения на транспорте.
Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е
гг. XVIII в. Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от
парохода разрушает берега. Вторично пароход был изобретен Фултоном в
Америке в 1807 г. И только после этого в Англии стали строить пароходы.
В 1825 г., была пущена в ход первая железная дорога. Железные дороги не
сразу завоевали признание. Сначала рельсы делали из чугуна и они ломались
под тяжелыми паровозами. Существовало мнение, что гладкие колеса будут
скользить по гладким рельсам, и поэтому на колесах и рельсах делали зубья.
Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели
против них агитацию. '
Английская промышленность развивалась быстрыми темпами. Причина этого
ускорения заключалась не только в том, что машины позволяли производить
больше продукции. Увеличение количества продукции без увеличения рынка
сбыта привело бы только к кризису перепроизводства. Пришлось бы
останавливать заводы и уничтожать лишнюю продукцию. Действительная причина
ускорения роста производства заключалась в том, что благодая машинам,
стоимость продукции понизилась, вследствии чего расширился рынок сбыта.
Себестоимость хлопчатобумажной пряжи входе переворота упала в 12 раз!
Хлопчатобумажные ткани стали настолько дешевле, что даже беднейшие слои
населения, наиболее многочисленные, могли их покупать. Таким образом,
промышленный переворот, снизивший цены на товары широкого потребления, был
выгоден трудящимся.
Страницы: 1, 2