Членские взносы должны быть дифференцированные.
К.Т.Галимов (ООО "Инвесткапиталбанк") согласился с созданием региональной банковской ассоциации и кредитного бюро. Предложил на первом этапе ограничиться представлением сведений о физических лицах.
В.С.Яковлев (ОАО "Башпромбанк") высказал, что "Башпромбанк" входит в
состав группы ОАО "УралСиб" и решение вопроса об участии в ассоциации
банков и кредитном бюро будет зависеть от его решения.
Далее выступили представители филиалов кредитных организаций:
В.В.Архиереева (филиал ЗАО "Международный промышленный банк"),
В.П.Хабибуллина (Башкирское отделение Сбербанка РФ), А.М.Свинцов (филиал
"Башкирский" АБ "ИБГ Никойл"), Р.М.Хасанов (филиал ОАО Внешторгбанк),
Э.Г.Юферов (филиал "Газпромбанка"), Р.И.Валиахметов (филиал КБ
"Юниаструмбанк"). В своих выступлениях отметили, что вопрос о вступлении в
ассоциацию будет решать головной банк. Все выступившие поддержали идею
создания кредитного бюро. Подводя итоги совещания с руководителями
кредитных организаций, было решено деятельность банковского сектора
Республики Башкортостан в I полугодии 2003 признать удовлетворительной.
Были высказаны следующие рекомендации кредитным организациям:
- продолжить работу по обеспечению адекватного роста капитала масштабам банковского бизнеса, повышению рентабельности капитала, совершенствованию методов оценки и управления рисками банковской деятельности;
- в целях обеспечения соответствия критериям допуска в систему страхования вкладов продолжить работу по повышению доходности банковских операций, обеспечению прозрачности структуры собственности кредитной организации, качества стратегического управления и бизнес-планирования.
Одобрена идея создания банковской ассоциации Республики Башкортостан в
форме некоммерческой организации и план мероприятий по созданию
регионального кредитного бюро.
3.2. Совещание с кредитными организациями РБ: модернизация банковской
системы республики.
Характеризуя современный этап развития банковской системы, Председатель
Национального банка Республики Башкортостан Р.Х.Марданов отметил, что
развитие банковской системы характеризуется на нынешнем этапе
положительными изменениями, преодолены негативные последствия кризиса 1998
года, повышается устойчивость банковской системы. Достигнуты следующие
объемные показатели развития банковской системы: уровень монетизации
валового регионального продукта близок к 25%, объем предоставляемых
экономике кредитов составляет порядка 12% валового регионального продукта,
объем располагаемого банковской системой капитала - 3,5% валового
регионального продукта. Однако при нынешнем сложившемся характере
институциональных ограничений, базе законодательных и нормативных актов,
регламентирующих деятельность, эти показатели являются предельными.
Достигнутые рубежи в настоящее время не могут в полной мере удовлетворить
как саму банковскую систему, так и основных потребителей банковских услуг,
экономику в целом.
Поэтому проводимые и планируемые Правительством Российской Федерации и
Банком России работы по модернизации банковской системы направлены на то,
чтобы она соответствовала предъявляемым к ней высоким требованиям. Это было
подчеркнуто на Общероссийском межрегиональном совещании-семинаре,
посвященном вопросам совершенствования банковского регулирования и надзора,
в Анапе и на III Всероссийском банковском форуме «Банки и реальный сектор»
в Нижнем Новгороде.
Р.Х.Марданов выделил основные приоритеты модернизации банковской системы
на современном этапе: мероприятия по развитию банковской системы;
мероприятия по укреплению банковского надзора; мероприятия, стимулирующие
взаимодействие кредитных организаций с реальным сектором экономики.
Мероприятия по развитию банковской системы должны включать в себя следующие
направления:
V Во-первых, это укрепление доверия к банковской системе, которое возможно через внедрение системы страхования вкладов и повышение надзорных требований к банкам, привлекающим вклады населения. Для этого необходимо скорейшее принятие закона о страховании вкладов и введение его в действие. Банки, желающие участвовать в системе страхования, должны соответствовать самым высоким требованиям надежности. Критерии отбора банков разрабатываются, но этот процесс требует очень точного подхода, который позволил бы освободить банковскую систему от неустойчивых и не выдерживающих конкуренции банков. Для достижения этой цели требуются жесткие действия со стороны надзорного органа. Определен и период укрепления банковской системы - 2-3 года.
V Во-вторых, необходимо создать благоприятные условия для банковского бизнеса. Эта работа возможна только при активном участии кредитных организаций. По их предложениям уже оптимально снижены требования к кассовым узлам и банкоматам. Национальный банк участвовал в этом, в том числе и по поручению Президента и Кабинета Министров Республики
Башкортостан. Результатом станут сокращение издержек банков и развитие сети банковских офисов по республике, что вписывается в реализацию республиканской программы развития банковской системы. Требуется освободить банки от несвойственных им функций по проверке кассовой дисциплины и валютному контролю, что на нынешнем этапе усложняет отношения банков с клиентурой. Планируются мероприятия по упрощению техники кредитования малого бизнеса и потребительского кредитования, ибо при растущем спросе на этот вид услуг существующие механизмы кредитования не позволяют удовлетворять его в полной мере, возникает конкуренция со стороны небанковских учреждений.
Важной задачей является создание системы сбора и распространения информации
о рынке банковских услуг. На сегодняшний день существует проблема
подготовки банками бизнес-планов с точки зрения дефицита информации у них о
состоянии рынка и его перспективах, особенно в разрезе территорий
республики. В связи с этим возможно использование банками таких
инструментов, как программа Банка России «Мониторинг предприятий и их
спроса на банковские услуги» и создание объединенного информационного веб-
портала «Банки Республики Башкортостан».
В этом русле, отметил Р.Х.Марданов, будет продолжаться и работа по
созданию кредитных бюро. К сожалению, эту инициативу Национального банка
поддержали не все банки.
V В-третьих, вступление России во Всемирную торговую организацию и переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) требуют новых подходов к банковской деятельности. Так, созданы всероссийская и республиканская комиссии по обеспечению вступления России в ВТО, в которых участвуют Банк России и Национальный банк Республики
Башкортостан. В целях защиты интересов российской банковской системы
Банк России планирует осуществить ряд регламентирующих мероприятий, как тот запрет на трансграничную поставку банковских услуг (т.е. предоставление услуг из-за границы), обеспечение присутствия банков на территории России только в форме юридического лица и наложение квоты на участие иностранного капитала в капитале банков.
V В-четвертых, становится очевидным поощрение самоорганизации банковского сообщества. Так, по инициативе Ассоциации российских банков планируется подписание соглашений о сотрудничестве банковских ассоциаций и Банка
России. В соответствии с этим проектом возможно создание ассоциаций разного уровня, а также будет определена степень взаимодействия их деятельности с Банком России. В Республике Башкортостан также требуется активизация объединительных движений банков, т.к. на сегодняшний день единого, реально действующего общественного органа, выражающего интересы банков республики, нет.
Мероприятия по укреплению банковского надзора, направленные на формирование
другого уровня взаимодействия банков и Банка России, повышение устойчивости
банков, содержат следующие положения. Как уже говорилось, необходим переход
от формального надзора к содержательному, т.е. отход от формальных процедур
надзора за деятельностью банков к их качественному анализу. В рамках этого
направления важно принятие новой редакции закона о банкротстве кредитных
организаций, который позволил бы более эффективно проводить процедуры
банкротства с меньшими потерями для кредиторов и клиентов банков.
Актуальной проблемой является выявление и предотвращение «раздувания»
банками своего капитала - сейчас разработаны механизмы выявления схем
обманного увеличения капиталов. Важным элементом является и укрепление
системы противодействия легализации преступных доходов и финансирования
терроризма. Р.Х.Марданов выразил благодарность банкам республики за
активное участие в этой работе. Благодаря совместным усилиям Россия была
исключена из «черных списков» FATF.
Эффективный надзор невозможен без качественной информации, получаемой от
банков, поэтому требуется совершенствование системы информации. В основу
этого будет положен иной тип взаимоотношений между Банком России и
кредитными организациями - теперь они рассматриваются как элементы единой
банковской системы, обеспечивающей экономику деньгами. В связи с этим,
отметил Р.Х.Марданов, и вводятся новые требования к банковскому надзору. В
международном сообществе они выразились в своде документов «Базель-2». В
России также ведется эта работа и в ближайшее время будет введен институт
кураторов кредитных организаций, что в итоге приведет к упорядочению
надзорных процедур и реорганизации инспекционной деятельности.
Из мероприятий, стимулирующих взаимодействие банков с реальным сектором экономики, необходимо выделить следующие:
Сегодня очень важно для банков республики содействовать реализации
мероприятий Федеральной целевой программы социально-экономического развития
Республики Башкортостан, утвержденной Правительством Российской Федерации и
в рамках которой намечены приоритетные направления финансирования, т.к. на
финансирование проектов программы за счет банковских кредитов намечается
большой объем. Кроме этого, для повышения эффективности взаимодействия
банков с реальным сектором экономики планируется создание реально
действующего ипотечного рынка, что предполагает активизацию рынка ипотечных
ценных бумаг, внесение поправок в законодательные акты, регулирующие сферу
ипотеки, а также развитие сети строительно-сберегательных касс.
В заключение Р.Х.Марданов призвал руководителей кредитных организаций
переосмыслить свою деятельность в текущих условиях, пригласил к
конструктивному диалогу и содействию при подготовке предложений по
реализации мер по вышеозначенным вопросам, учитывая то, что руководство
Банка России оперативно реагирует на предложения от банковского сообщества
и территориальных учреждений. Президент и Кабинет Министров Республики
Башкортостан придают большое значение развитию банковской системы для
экономики, именно поэтому была принята республиканская Программа развития
банковской системы. Ее возможности далеко не исчерпаны, и в рамках
программы, а также вне ее рамок есть возможность реализовать гораздо
больший круг мероприятий, и необходимо придать развитию объединяющий
толчок.
Тему взаимодействия банков и реального сектора экономики продолжил
заместитель Премьер-министра Республики Башкортостан С.П.Ефремов. Он
отметил позитивные тенденции в развитии промышленности республики. В
текущем году объем промышленного производства достиг 132,8 млрд. рублей,
индекс физического объема составил 102,3%. Основными положительными
факторами явились благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, увеличение
инвестиционного спроса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8