Безработица и ее проблемы в РБ

Анализ существующей практики фискального регу­лирования занятости в Рес­публике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонап­равленном характере, по­скольку отсутствуют чёткие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и неза­щищённость предпринимате-

лей перед их постоянным из­менением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налого­обложения и субсидирования предприятий в целях поддер­жания занятости на них, но она способствует консерва­ции неэффективной занятос­ти на микроуровне.

Однако бюджетно-нало­говое регулирование может ощутимо повлиять на эконо­мическую активность в стра­не, создав условия для повы­шения эффективности заня­тости. Важным направлени­ем в этой области считается расширение государствен­ных расходов. Чтобы поддер­жать отечественных произво­дителей, государство может расширить объём закупок у них (в Беларуси — для под­нятия малого бизнеса), уве­личить ассигнования в бюд­жетную сферу, использовать практику представления на­логовых льгот, связанных с освобождением от выплат в социальные фонды, по нало­гообложению прибыли, по расходам, связанным с про­фессиональным обучением и переподготовкой, в связи с принятием на работу некон­курентоспособных на рынке труда граждан, использовать прямое целевое государствен­ное финансирование мероприя­тий в области занятости при обязательном соблюдении условий её эффективности.

Кредитно-денежные ме­тоды регулирования занято-

сти достаточно сложны и могут принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредит­но-денежного механизма со­стоит в возможности со сто­роны государства управлять объёмами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельнос­ти и кредитования. Опосредо­ванно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости. Зависи­мости здесь таковы:

• При увеличении денеж­ной массы в стране возможен рост совокупных доходов;

•  При росте совокупных доходов увеличивается сово­купный спрос на товары, но в меньшей степени, так как население часть доходов сбе­регает;

• При росте совокупного спроса на товары (услуги) растёт спрос на труд.

Следует отметить, что в отечественной экономике данные взаимосвязи могут работать при следующих ус­ловиях: экономической само­стоятельности субъектов хо­зяйствования, наполняющей кредитные и инвестиционные процессы реальным смыслом (самоокупаемость, прибыль­ность инвестиций для пред­приятий, срочность, возврат­ность, платность кредитов для банков); выгодности для населения легального разме­щения части своих доходов в банках на депозитных сче­тах, правовая, антиинфляци­онная защищённость вкла­дов; учёт общего уровня ин­фляции в стране, так как уве-

личение денежной массы мо­жет спровоцировать либо рост реальных объёмов про­изводства (как это было по­казано выше), либо просто отображать рост цен.

Наряду с косвенными ме­тодами регулирования заня­тости посредством воздей­ствия на её факторы и усло­вия, государство обладает широким арсеналом мер пря­мого воздействия на формы и структуру занятости, без­работицы.

Следует отметить, что в настоящее время это аспект государственного регулиро­вания экономических отно­шений занятости является наиболее разработанным, но регулирующее воздействие государственной службы за­нятости населения распрост­раняется на официально ре­гистрируемую безработицу. В настоящее время в Белару­си государственная служба занятости населения воспри­нимается как орган, ответ­ственный за уровень безрабо­тицы в стране, а потому дол­жен её снижать. Это не со­всем правомерная постанов­ка вопроса. Безработица в стране — это результат не­удовлетворительного функ­ционирования всей системы экономических отношений занятости, а не государ­ственного органа, её регули­рующего. Например, в связи с приостановкой регистра­ции предпринимателей в сен­тябре 1998 г., в центрах за­нятости было приостановле­но рассмотрение обращений безработных по вопросу со-

действия им в организации собственного дела, а в связи с принятием Декрета Прези­дента Республики Беларусь №7 "О дополнительных ме­рах по обеспечению занятос­ти населения" (1997 г.) части безработных отказано в по­лучении статуса безработно­го (8, с.20;9). Как представ­ляется, главной задачей госу­дарственной службы занято­сти должна быть помощь в трудоустройстве лиц, обра­тившихся к ним (то есть воз­действие на формы и виды безработицы), что, несомнен­но, скажется на её общем уров­не, но не снижение уровня без­работицы как самоцель.

В настоящее время дея­тельность государственной службы занятости направле­на в основном на проведение активной политики на рынке труда, в комплекс которой входит трудоустройство не­занятого населения, содей­ствие предпринимательской инициативе, развитие терри­ториальной мобильности ра­бочей силы, поддержание са­мозанятости безработных, развитие системы обще­ственных работ. Активными мерами охвачено в 1997 -2000 г.г. до 65% лиц, нужда­ющихся в трудоустройстве и обратившихся по этому воп­росу в службу занятости. Одним из важнейших направ­лений активной политики на рынке труда является созда­ние новых рабочих мест в сфере частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях,

в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на со­здание новых рабочих мест свыше 3% среднесписочной численности работающих.

Благодаря организацион­ным усилиям служб занятос­ти за последние два года сни­жена средняя продолжитель­ность одного случая безрабо­тицы (с 8,4 месяца до 7,3 1998 г.) (10, с. 14), что способству­ет некоторому уменьшению длительной безработицы. Предпринимается комплекс мер по повышению террито­риальной мобильности рабо­чей силы, перемещению сво­бодной рабочей силы в тру-донедостаточные регионы (в основном это предприятия АПК); оказывается инфор­мационная, образовательная и финансовая поддержка без­работным в организации соб­ственного дела.

Кроме активных мер ре­гулирования безработицы, в Беларуси используется прак­тика пассивной помощи без­работным: выплата пособия по безработице. В 1998 -2000 г.г. его получили около 40% безработных, состоящих на учёте (11, с. 147).

В основном государ­ственное регулирование без­работицы проявляется в воз­действии на уровень офици­ально контролируемой без­работицы и на её формы (мо­лодёжная, женская, длитель­ная), в меньшей степени оно затрагивает её виды —

структурная, скрытая, вы­нужденная. Думается, что позитивный опыт работы, накопленный государствен­ной службой занятости насе­ления Республики Беларусь, следует продолжить. Он яв­ляется достаточно эффектив­ным в современных услови­ях. Однако в контексте пред­лагаемой концепции пред­ставляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных—для того, что­бы безработица стала реаль­ным, а не фиктивным эконо­мическим показателем, отра­жающим картину на рынке труда республики.

Тогда и встаёт вопрос о взаимодействии предприя­тий, региональных органов управления и участников ин­ститута социального парт­нёрства в определении избы­точной занятости на пред­приятии в разрезе профессий и конкретных фамилий, их сокращение (что поможет предприятиям в выходе из экономических трудностей), в их переобучении, трудоус­тройстве, либо самозанятос­ти (при соответствующей макроэкономической среде), что обеспечит основу для ре­ального экономического ро­ста и повышения доходов всех субъектов экономичес­ких отношений занятости.

В качестве инструмента прямого государственного воздействия на структуру занятости представляется правомерным предложить

методику проведения измене­ний в структуре занятости, которая должна включать: I) определение приоритетных форм занятости, произ­водств, отраслей, нуждаю­щихся в государственной поддержке, где критериями определения эффективности форм занятости могут быть доля в экспорте; реальная и потенциальная конкурентос-пособность выпускаемой продукции; рентабельность продукции и производства; наличие положительной до­бавленной стоимости на предприятии; показатели со­циальной эффективности (ра­бочие места для лиц с огра­ниченной конкурентоспособ­ностью на рынке труда, либо социально значимые произ­водства, отрасли); 2) опреде­ление форм и направлений государственной поддерж­ки выделенных приоритет­ных направлений в сфере занятости (государствен­ное регламентирование организационно-правовых форм занятости; разреше­ние льгот по налогообло­жению; государственная поддержка при переезде к новому месту работы; компенсация затрат, свя­занных с профессиональ­ным обучением, переподго­товкой и повышением ква­лификации; льготы, свя­занные с принятием на по­стоянную работу лиц с ог­раниченной конкурентос­пособностью на рынке тру­да; государственная поддер­жка малых и средних част-

ных предприятии, самозаня­тости граждан при закупке сырья, материалов для про­изводства, при реализации готовой продукции; развитие рыночной инфраструктуры для более успешного функци­онирования малого и средне­го бизнеса, то есть государ­ство может помочь частным предприятиям в удовлетво­рении потребностей в комму­никациях, информации, безо­пасности, которые недоступ­ны ещё неокрепшим мелким предприятиям).

Реализация указанных мероприятий требует совер­шенствования правового, организационного, финансо­вого обеспечения.



Заключение

Проблема роста безработицы обостряется сегодня в большинстве стран мира. Например, в наиболее благополучных странах, входящих в организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, средний уровень безработицы в 2000 г. составлял около 7%, в странах ЕС - около 9%.

Необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать