История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам.
Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.
3. Динамика и структура мировой безработицы.
В последние годы на мировом рынке труда сложилась следующая ситуация с
безработицей. Экономический подъем в большинстве развитых государств в
2000 г. дальнейшее улучшение ситуации с занятостью. В США среднегодовой
уровень безработицы понизился до 4 % численности рабочей силы по сравнению
с 4,2% в 1999 г. и являлся минимальным с 1969 г. Коэффициент загрузки
производственных мощностей достиг 82,1%. Безработица в Великобритании
сократилась до минимального с 1975 г. уровня 3,7% численности рабочей силы.
Уменьшился до 9,6% уровень безработицы в Германии и до 9,7% во Франции. Тем
не менее безработица в странах западной Европы оставалась значительно
более высокой, чем в США, что отражало различия в системах регулирования
трудовых и социальных отношений. В Японии уровень безработицы не изменился
и оставался равным 4,7% численности рабочей силы. Это объяснялось
сокращением занятости на малых предприятиях, а также уменьшением темпов
роста и последующим сокращением внутреннего спроса во втором и третьем
кварталах 2000 г. Безработица в Южной Корее в среднем за год сократилась по
сравнению с 1999 г. Однако к концу года вновь наметился ее рост, который,
по всей вероятности, будет продолжаться в связи с реструктуризацией крупных
конгломератов. Данные по безработице представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень безработицы в ведущих в экономическом отношении странах мира, в % от численности рабочей силы.
|Страны |1996 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. |2000 г. |
|США |5,4 |5,0 |4,5 |4,2 |4,0 |
|Япония |3,4 |3,4 |4,1 |4,7 |4,7 |
|Германия |10,4 |11,5 |11,0 |10,5 |9,6 |
|Франция |12,3 |12,5 |11,9 |11,2 |9,7 |
|Италия |11,7 |11,7 |11,8 |11,4 |10,6 |
|Великобритани|7,2 |5,5 |4,7 |4,3 |3,7 |
|я | | | | | |
|Канада |9,6 |9,1 |8,3 |7,6 |6,8 |
Процесс рассасывания безработицы, который наблюдался в странах с
развитой рыночной экономикой в минувшем году, носил во многом “рваный”
характер. По мере увеличения спроса на труд в результате ускорения темпов
экономического развития первыми покидают ряды безработных наиболее
квалифицированные кадры. Так, в США в удельный вес безработных среди
менеджеров и специалистов снизился в 2000 г. по сравнению с предыдущим
годом на 7,5%, среди специалистов со средним техническим образованием на
18,1%, в то время, как среди работников сферы услуг - на 4%,
квалифицированных рабочих - на 5,2%, неквалифицированных - на 3,3%.
Возможность трудоустройства для лиц с низким уровнем образования и
профессиональной подготовки даже в условиях экономического подъема остается
весьма проблематичной. В западноевропейских странах именно эти работники
составляют ядро застойной, длительной безработицы, удельный вес которой,
несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, продолжает
увеличиваться. Если в 1985 г. доля длительно безработных (тех, кто не имеет
работы более года) составляла в странах Западной Европы 0,9% экономически
активного населения, в1993 - 4,7%, а в 1994 г. - 6,6%.
Несмотря на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые люди
до 24 лет по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы, а в
Испании, Бельгии и Италии - около половины. К этим проблемам рынка труда
следует добавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в
отдельных географических районах. Они связаны с различиями в экономическом
развитии регионов, их отраслевой специализации, особенностями
государственной политики занятости. Например, уровень безработицы в
Тихоокеанском регионе США (7,2%) в 1,7 раза превышает соответствующий
показатель для Центрального северо-западного района (4,2%).
Сохранение высокой безработицы, особенно среди отдельных групп
населения (длительно безработные, молодежь) вынуждает правительства
промышленно развитых стран наращивать государственное финансирование на
рынке труда. По сравнению с 1999 - 2000 гг. удельный вес расходов на
проведение политики занятости в ВВП увеличился (%): в Великобритании - с1,6
до 2,2, в Швейцарии - с 0,3 до 1,9, в Португалии - с 1,1 до 2, в Испании -
с 3,2 до 3,6, Норвегии - с 2,2 до 2,9, во Франции - с 2,6 до 3,3, в
Германии - с 2,1 до 3,8, в Японии - с 0,3 до 0,4. В 1996-1997 гг. лишь
страны, в которых произошло значительное снижение уровня безработицы, могли
позволить себе сократить расходы на программы занятости, и то, прежде всего
за счет сокращения выплат пособий по безработице. Так, в США доля
финансирования таких программ по сравнению с 1999 - 2000 гг. снизилась с
0,73% до 0,69% ВВП, в Канаде - с 2,45 до 2,20.
В подавляющем большинстве промышленно развитых стран основные усилия
направлялись на осуществление программ переподготовки и переквалификации
безработных. Они составляют в среднем 30-60% всех расходов на проведение
активных мероприятий на рынке труда. На второе место вышли расходы на
поддержание занятости среди молодежи. И, наконец, в отдельных странах
(Нидерланды, Люксембург, Германия) значительных размеров достигает
финансирование программ помощи в трудоустройстве инвалидов.
Имеющиеся прогнозы свидетельствуют о том, что в 2000 - 2001 гг. возможно лишь незначительное улучшение на рынке труда. Замедление темпов роста занятости до 1,1% при сохранении стабильных темпов роста экономически активного населения (0,9%) позволит снизить уровень безработицы не более чем на 0,2%. Таким образом, проблема недоиспользования трудовых ресурсов в промышленно развитых странах сохранит свою остроту.
Что касается стран Центральной Восточной Европы, то здесь складывается
следующая ситуация. В связи с падением производства в странах ЦВЕ
сократилась численность занятого в народном хозяйстве населения. Если в 80-
ых годах во всех странах ЦВЕ она возросла на 5 % (в Словении на 16%), то в
90-ые годы снизилась на 13% (в Венгрии и Болгарии почти на 30%). Обобщенные
сведения о динамике численности занятых в странах ЦВЕ приводятся в таблице
2.
Таблица 2.
Динамика численности занятых в странах ЦВЕ в 1989 – 1999 годы (1989 год=100%).
|Болгария |1,8 |12,8 |11,1 |12,5 |13,7 |12,2 |16,0 |
|Венгрия |1,7 |10,9 |10,4 |10,5 |10,4 |9,1 |9,6 |
|Польша |6,5 |16,0 |14,9 |13,2 |10,3 |10,4 |13,0 |
|Румыния |1,3 |10,9 |9,5 |6,6 |8,8 |10,3 |11,5 |
|Словакия |1,6 |14,8 |13,1 |12,8 |12,5 |15,6 |19,2 |
|Словения |- |14,2 |14,5 |14,4 |14,8 |14,6 |13,0 |
|Хорватия |- |17,3 |17,6 |15,9 |17,6 |18,6 |20,8 |
|Чехия |0,7 |3,2 |2,9 |3,5 |5,2 |7,5 |9,4 |
|Югославия |- |23,9 |24,7 |26,1 |25,6 |27,2 |27,4 |
|Все страны |- |13,6 |12,5 |11,7 |11,9 |12,6 |14,6 |
|ЦВЕ | | | | | | | |
Таким образом, проанализировав развитие уровня безработицы в странах
ЦВЕ можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении безработицы
необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже
сейчас принимаются решительные меры. Так, правительства Польши, Словакии,
Болгарии и ряда других стран развернули деятельность, направленную на
разработку программы создания новых рабочих мест. Например, Министерство
народного образования Польши подготавливает реформу профессионального
обучения, осуществление которой должно начаться в 2002 году. В конечном
итоге меры, применяемые в настоящее время с различной степенью успеха
странами ЦВЕ по снижению инфляции, условиям дешевых кредитов, снижению
наивысшей налоговой ставки, принятию более гибкого трудового
законодательства и резкому повышению расходов на образование, приведут к
решению такой социально значимой проблемы как безработица.
4. Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ.
До перехода к рыночным преобразованием в отечественной экономике официальной безработицы не существовало. Тем не менее, в сфере производства товаров рабочая сила продуктивно использовалась только на 80%. Сфера оказания услуг была слаборазвитой. Можно допустить в связи с этим, что в ней не существовало излишней рабочей силы. По экономике страны в целом, таким образом, по меньшей мере 10% рабочих рук и в то время излишними. В централизованно управляемой экономике не существовало стимулов, побуждающих хозяйственных руководителей избавляться от лишних работников. Скорее наоборот они нуждались в излишней рабочей силе. Она нужна была им на случай авральных работ и выполнения трудовой повинности в сельском хозяйстве.
При наличии излишней рабочей силы производительность труда в отечественной промышленности оставалась в 2 раза, а по экономике в целом – в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Такая ситуация не могла продолжаться вечно. Она явилась одним из главных побудительных мотивов перестройки всего механизма хозяйствования и перехода к рыночным преобразованиям в экономике.
Кардинальный поворот к рыночным отношениям относится к 1992 г. и совпадает с началом затяжного кризиса. При неуклонном спаде объемов производства, наблюдающихся в течение 5 лет (1991 19995 гг.), численность занятых работников практически оставалась прежней. Это привело к резкому снижению уровня общественной производительности труда, а количество лишней рабочей силы еще больше увеличилось. В 1995 г. излишек занятой рабочей силы превышал 30% при уровне официально зарегистрированной безработицы 2,7%.
Обычно развивающиеся страны, к которым относится Беларусь, отличаются низким уровнем занятости и высокой безработицей. У нас же после 1996 г. все складывалось наоборот. Прежде всего ограниченные возможности открытия новых рабочих мест в развивающихся странах связаны с низкой способностью этих стран к накоплению. В свою очередь, только высокая доля накоплений ведет к быстрому поглощению резерва рабочей силы. При отсутствии прямых иностранных инвестиций проблема накопления в нашей стране решалась через эмиссию, прямое кредитование Нацбанком. При этом кредиты носили целевой характер и предоставлялись по льготным процентным ставкам. Создавалась иллюзия избытка денежных средств у организаций и населения, что негативно сказывалось на валютном курсе и рынке труда.
Таким образом, в республике реализовывалась не монетарная модель, а кейнсианский подход на рынке труда, когда спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен а труд, а совокупным спросом, иначе – объемом производства, который за счет эмиссионной подпитки наращивался. Данная политика имела временный эффект, поэтому составляет основу современной политики правительства на рынке труда.