Безработица в РФ

1.2       Понятие полной занятости.

 

Для того, чтобы подчеркнуть социально-экономическую и демографическую стороны использования рабочей силы в экономической литературе применяют понятие “занятые” или “занятость населения”. Занятость как экономическая категория – это полезная деятельность трудоспособного населения в общественном производстве в процессе создания национального дохода. Занятость населения отражает степень участия трудоспособного населения в совокупном общественном труде, а предоставление всем желающим и способным трудиться такой возможности порождает представление полной занятости. однако в марксистской и буржуазной политэкономии понятие полной занятость населения трактуется неоднозначно.

Социалистическое общество объективно должно стремиться к достижению всеобщей или полной занятости населения. Поэтому полная занятость отражала соответствие между потребностью людей в работе, а общественном хозяйстве и наличием рабочих мест; не только в масштабе всей страны, но и по отдельным районам, городам и сельским поселениям. Следовательно социально-экономическое содержание полной занятости заключается в отсутствии резервной армии труда (безработицы), не находящей себе применение.

Напротив, буржуазные экономисты считают, в современных условиях рыночного хозяйства вообще не возможна полная или 100 % занятость рабочей силы. В их понимании полная занятость – это такое положение в экономике, при котором любые дополнительные инвестиции или расходы могут вызвать рост инфляции. Занятость считается полной при отсутствии циклической безработицы, которая образуется в результате спада производства и уменьшения спроса на рабочую силу. Отсюда полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Наоборот, по расчетам западных специалистов, при занятости на уровне 94-95 % рабочей силы достигается полная занятость трудоспособного населения, а 5-6 % составляет нормальный или естественный уровень безработицы в экономике страны.

Главное условие полной занятости –  то, чтобы она была эффективной. Первоосновой эффективной занятости является рост производительности труда, определяемый как личностными характеристиками работника, так техническими, организационными и прочими условиями производства, которые будут ему созданы. Вознаграждение труда – одна из важных сторон эффективной занятости. эффективная занятость в условиях научно-технической революции, требует от работника небывалой концентрации профессионального умения, психологической нагрузки, гибкости и адаптивности, должна в тоже время давать личный доход, достаточный для поддержания других членов общества  - его семьи, престарелых родственников и в более широком плане, всех трудоспособных членов общества. Другая ее сторона пропорциональный рост той доли национального дохода, которая идет на общественное потребление.  Эти две стороны как бы характеризуют “результативный” аспект эффективной занятости. И, наконец, занятость должна быть рациональной, то есть соответствовать перспективным тенденциям экономического развития в эпоху научно-технической революции, а также передовой технологии.  Реализация этих требований в ходе создания рыночной экономики может обострить ситуацию с занятостью в России.

 

1.3       Занятость и безработица в России: особенности российского рынка труда.

 

          На фоне устойчивого увеличения числа лиц, которые обращаются  в органы службы занятости (СЗ) за помощью в трудоустройстве, а также предприятий, заинтересованных в быстром и надежном заполнении вакансий при их содействии, по-прежнему сохраняется большой разрыв между показателями безработицы, рассчитываемыми Госкомстатом по методологии МОТ, и фиксируемыми СЗ. Большая часть граждан, теряющих работу, не имеет стимулов для регистрации статуса безработных.

          Цель обследования, проведенного в 1996 году во Владимирской и Нижегородской областях в рамках проекта ACE TACIS “Структурная перестройка и безработица в России”, состояла в том, чтобы выяснить:

ü     Существует ли у лиц, ищущих работу, стимулы для регистрации на бирже труда;

ü     Способны ли службы занятости удовлетворить растущие потребности региональных рынков труда.

Анкета обследования включала два блока вопросов. Первый адресовался тем, кто посетил районные центры занятости обеих областей, второй – руководителям  этих органов. В течение двух дней последней недели апреля 1996 г. были опрошены 75 руководителей центров занятости и 29,6 тыс. граждан, обратившихся в это время на биржи труда.

Основная гипотеза строилась на результатах предыдущих обследований , которые показали существенное сокращение занятости (35 % в среднем за весь период) при относительно не большем увеличении официального уровня безработицы. Уже тогда можно было предположить, что причина подобного несоответствия – недоучет реально безработных людей. Закон о занятости и другие нормативные документы позволяли это делать.

С 1996 года занижение уровня безработицы стало целенаправленным политикой российских государственных структур, вызванной, помимо политических целей, нарастающим дефицитом фондов занятости. В этих условиях чиновники пытаются  решить проблему безработицы, занижая количество безработных и уменьшая размеры выплачиваемых пособий.

          Согласно действующему Закону РФ “О занятости населения в Российской Федерации” безработные граждане имеют право на бесплатную профориентацию, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; выплату пособий по безработице, стипендий в период переподготовки; бесплатное медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение и так далее. Причины для обращения в службы занятости могут быть разными: от желания получить статус безработного, направление на переподготовку или консультацию, до простого любопытства по поводу имеющихся вакансий. Поэтому расхождения между числом граждан, обратившихся в органы службы занятости, и числом граждан, получивших статус безработных, вполне естественно. Разрыв этот в 1993 году составлял 40 %, к 1997 году он сократился до 10 %.

          Подобная динамика нуждается в объяснении. Ответы сотрудников СЗ, как правило сводятся к тому, что в эти 10 % попадают те, кто обратился просто за консультацией, либо те у кого еще не закончился десятидневный срок с момента первичной регистрации до получения статуса безработного. Результаты же опроса ставят подобные объяснения под сомнение, поскольку 94,2 % обратившихся в СЗ не имели работы; 3,2 % числились занятыми, но находились в длительных административных отпусках без оплаты (т.е. фактически были безработными).

          Особенностью российского рынка труда является устойчивое преобладание уволившихся “по собственному желанию” и одновременное сокращение доли высвобождаемых работников, характерное для российского рынка труда в целом, наблюдалось в обеих обследованных областях. По формальным критериям к добровольно оставившим работу можно отнести 63,5% уволенных с промышленных предприятий за первую половину 1996 года; по данным же обследования районных центров занятости, в эту категорию попали 56 % не занятых зарегистрированных впоследствии в службах занятости и получивших право на пособие.

          Но и это не все. Анализ причин увольнения зарегистрированных безработных показал, что из них лишь 20,5 % уволились по причинам, которые действительно можно квалифицировать как их “собственное желание”: переезд на другое место жительства, состояние здоровья и семейные обстоятельства, конфликт с руководством, неподходящий режим работы и т.п. Остальные 79,5% ушли с работы по так называемым экономическим причинам.

          В таблице 1 представлены некоторые данные о работе СЗ.


регион

Обратились в органы СЗ

Стояло на учете в органах СЗ

Имели статус безработного

Имели статус безработного

При содействии органов СЗ

Нашли работу

Проходили переобучение

Участвовали в общественных работах

Оформлены на досрочную пенсию

 

Северо-Кавказский регион

27231

175490

156243

120272

16488

7650

4724

200

 

Краснодарский край

6367

40406

37736

34052

4459

3113

2075

103

 

Республика Адыгея

365

4376

4331

3782

153

46

61

7

 

Ставропольский край

4158

18584

14606

13691

2207

645

142

32

 

Карачаево-Черкесская республика

548

2289

2086

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать