Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы.
Распределение занятого населения в России по секторам экономики показано в табл. 2.
Анализ изменения числа занятых по отраслям экономики в 1997 году показывает их увеличение по 0,1 млн. чел. в сельском хозяйстве, в бытовом обслуживании и жилищно-коммунальном хозяйстве, в образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании, а также в сфере финансов, кредитовании и страховании.
В целом по экономике ожидается за этот период сокращение числа занятых на 0,6 млн. чел., в основном в промышленности, а также на транспорте и в связи.
Наблюдается дальнейшее увеличение числа занятых в негосударственном
секторе экономики с 62,2% в 1995 году до 66,7% в 1997 году и,
соответственно, сокращение занятых в государственном секторе - с 37,8% до
33,1% .
Анализ ситуации на рынке труда России в 1996 г. свидетельствует, что из-
за ухудшения основных макроэкономических показателей общественного развития
(дальнейшего падения объемов промышленного производства и снижения
инвестиций), положение на рынке труда было очень сложным.
Происходило увеличение масштабов неполной занятости, при которой часть
населения вынуждено работала меньше установленной продолжительности
рабочего времени. Ежемесячно на крупных и средних предприятиях в режиме
неполного рабочего времени трудилось свыше 3 млн. чел., что в 1,5 раза
превысило данный показатель в 1995 г.
|Таблица 2 |
|Занятость населения России в 1995-1997 гг. (в среднегодовом |
|исчислении, млн. чел.) |
|Наименование |1995 |1996 |1997 |1996 год |1997 год |
|отрасли |год |год |год |в % к |в % к |
| | | | |1995 |1996 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Численность | | | | | |
|занятых в |67,1 |66,5 |65,9 |99,1 |99,1 |
|экономике | | | | | |
|в том числе: | | | | | |
|в отраслях | | | | | |
|материального |45,6 |45,1 |44,4 |98,9 |98,4 |
|производства, | | | | | |
|из них в: | | | | | |
|промышленности|17,2 |17,1 |16,8 |99,4 |98,2 |
|сельском и | | | | | |
|лесном |10,6 |10,8 |10,9 |101,9 |100,9 |
|хозяйстве | | | | | |
|строительстве |6,5 |6,2 |6,0 |95,4 |98,4 |
|торговле, | | | | | |
|общественном | | | | | |
|питании, | | | | | |
|материально- |6,5 |6,2 |6,2 |95,4 |98,4 |
|техническом | | | | | |
|снабжении и | | | | | |
|сбыте, | | | | | |
|заготовках | | | | | |
|прочих видах | | | | | |
|деятельности в| | | | | |
|сфере |1,5 |1,5 |1,5 |100,0 |100,0 |
|материального | | | | | |
|производства | | | | | |
|в отраслях | | | | | |
|непроизводстве|21,5 |21,4 |21,5 |99,5 |100,5 |
|нной сферы, | | | | | |
|из них в: | | | | | |
|жилищно-коммун| | | | | |
|альном | | | | | |
|хозяйстве и |3,3 |3,2 |3,3 |97,0 |100,5 |
|бытовом | | | | | |
|обслуживании | | | | | |
|транспорте и | | | | | |
|связи | | | | | |
|(обслуживание |1.7 |1,6 |1,5 |94,1 |93,7 |
|населения) | | | | | |
|здравоохранени| | | | | |
|и, физической | | | | | |
|культуре и | | | | | |
|социальном |4,5 |4,4 |4,4 |97,8 |100,0 |
|обеспечении | | | | | |
|образовании, | | | | | |
|культуре и | | | | | |
|искусстве, |9,3 |9,4 |9,5 |101,1 |101,1 |
|науке и | | | | | |
|научном | | | | | |
|обслуживании | | | | | |
|прочих видах | | | | | |
|деятельности в| | | | | |
|непроизводстве|2,9 |2,8 |2,8 |96,6 |100,0 |
|нной сфере | | | | | |
В различных хозяйственных структурах ежемесячно около 2 млн. чел. находились в отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.
Продолжалось сокращение потребности организаций в работниках. По
сравнению с 1995 г. число вакантных рабочих мест сократилось почти на 30%.
На крупных и средних предприятиях в 1996 г. было ликвидировано в 3 раза
больше рабочих мест, чем введено дополнительных. Общий прием на работу в
течение 1996 г. был меньше выбытия на 2,4 млн. чел., что почти в 2 раза
превышает показатель 1995 г. Основная часть граждан - 67% увольнялась по
собственному желанию.
Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику , направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.
В развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают
работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например
ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры.
Государство выступает в качестве работодателя на государственных
предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально
значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в
том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и
регулирования интересов партнеров на рынке труда.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:
•развитие людских ресурсов для труда;
•обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
•создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
•поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
•обеспечение социальной защиты в области занятости населения,
проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости
граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по
заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь
или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в
возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста
(за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию);
беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и
члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие
несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя
признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации
вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
•предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
•поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
•сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости
населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной
программы содействия занятости населения;
•координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
•координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
•обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
•международное сотрудничество в решении проблем занятости населения,
включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской
Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных
граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных
трудовых норм.
В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной целевой программой содействия занятости населения, основными задачами государственной политики на рынке труда в 1996-1997 годах являются следующие три направления:
•формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;
•повышение качества и конкурентоспособности работников;
•развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.
Трудовая активность населения и предложение труда в 1996-1997 годах
будут характеризоваться показателями, приведенными в табл.3.
|Таблица 3 |
|(в среднем за год, млн. чел.) |
| |1996 год |1997 год |
|Экономически активное население |72,3 |71,8 |
|в том числе: занятое население или |66,5 |65,9 |
|удовлетворенный спрос | | |
|безработные или неудовлетворенный |5,8 |5,9 |
|спрос | | |
|Экономически неактивное население |8,0 |8,2 |