Безработица в современной России

При подготовке кадров еще не отказались от узкой специали­зации, хотя вполне очевидна необходимость подготовки работни­ков широкого профиля, формирования конкурентоспособного работника. Решению таких проблем может способствовать ши­рокое применение модульных систем профессионального обучения. Они нашли применение в ряде стран с развитой рыночной экономикой и были рекомендованы МОТ.

Эта система позволяет обучить человека практическим на­выкам работы при оптимально необходимом объеме теоретичес­ких знаний. Важнейшим достоинством этого метода является то, что обучающийся проходит предварительное тестирование, п в результате определяется набор модулей и учебных элементов для изучения, соответствующих знаниям человека. Модульное обучение предполагает систематический контроль знаний чело­века и качества приобретенных навыков. Обязательным услови­ем такого обучения является 100%-ная правильность ответов. В противном случае обучающийся должен будет пройти повтор­ную проверку после дополнительного изучения материала, кото­рый он усвоил недостаточно2*.

Вполне очевидно, что широкое использование современных технологий обучения может кардинально изменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, ов­ладения ими дополнительных профессий и специальностей.

В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость государственные органы разраба­тывают соответствующие целевые программы, которые предла­гают основные направления действий на рынке труда в Россий­ской Федерации на определенный отрезок времени. Такие про­граммы, их значимость, бесспорно, велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости. Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения отраслей эконо­мики работниками, содействует возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формиро­ванию региональных рынков труда и т.д.

В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранение безработицы, на лик­видацию последствий неравномерного распределения производ­ственных возможностей и прав человека на труд, и такое поло­жение необходимо изменить. Службы занятости должны рабо­тать на упреждение безработицы.

Их главная задача - выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией круп­ных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением про­фессиональной структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно ор­ганизовать необходимую переподготовку кадров. Представляет­ся, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать предприятия и сами работники.

 Не менее важной задачей служб занятости является инфор­мационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

Сегодня службы занятости в России в основном имеют ин­формацию только о своем регионе. Причем данные о вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабо­чих местах не- и малоквалифицированного труда. Такое положе­ние существенно сужает их возможности.

Другим не менее существенным недостатком информации яв­ляется то, что в службах занятости нет сведений о вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляется доста­точно странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости - организованный набор рабочей силы на но­востройки, центры трудоустройства — такой информацией распо­лагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи, которые суще­ствуют сегодня.

Оценивая возможности службы занятости, надо признать, что она располагает большими резервами. Их мобилизации мог­ло бы способствовать повышение заработной платы работникам служб занятости. Это позволило бы привлечь более квалифици­рованных работников, лучше организовать деятельность этих организаций. При разработке плана развития служб занятости необходимо не только продумать систему мероприятий, но и про­считать, какие затраты - людские, материальные, денежные -потребуются для их реализации. Возможно, при таком подходе число мероприятий сократится, но будет обеспечено качествен­ное выполнение тех, которые были намечены к исполнению.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инве­стиционной политикой государства. Успех этой деятельности мо­жет быть обеспечен только в том случае, когда научно-техниче­ская политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.





3.3 Безработица в Пермской области

Предварительные итоги социально-экономического развития Пермской области в 2004 году, сформированные на основе анализа статистической информации, которой располагало на момент составления данного отчета территориальное управление Федераль­ной службы государственной статистики (далее - облкомстат), показывают, что ситуация в социально-трудовой сфере региона развивалась под воздействием разнонаправленных экономических факторов.

К числу основных тенденций развития экономики региона в отчетном году относятся:

•       сохранение тенденции роста в большинстве отраслей промышленности и сфере услуг;

•       замедление темпов экономического роста по сравнению с соответствую­щим периодом прошлого года в большинстве отраслей промышленного производст­ва и розничной торговле;

•       снижение объемов производства в цветной металлургии, а также в лег­кой, пищевой промышленности и сельхозпроизводстве, то есть в основных отраслях конечного потребления, что свидетельствует о сохранении низкого уровня платеже­способного спроса населения на основные виды потребительских товаров либо о на­растании тенденции вытеснения отечественных товаров импортными;

•       отсутствие существенных положительных изменений в уровне жизни на­селения региона.

Выявленные тенденции ситуации в социально-трудовой сфере, свидетельствует скорее о слабом инерционном дрейфе в сторону позитивных сдвигов, чем об устойчивом движении вперед. Это определенным образом отразилось на решении вопросов развития рынка труда и безработицы в Пермской области.

Ищущие работу

В течение 2004 года в территориальные центры занятости населения (ЦЗН) Депар­тамента ФГСЗН по Пермской области (без Коми-Пермяцкого округа) обратилось по во­просу трудоустройства 108.7 тыс. человек (на 7,4% меньше соответствующего периода прошлого года).

Из общего числа обратившихся:

•   0.8 тыс.чел. (0.7%) на момент обращения являлись занятыми;

•  24.6 тыс.чел. (22.6%) искали работу в свободное от учебы время;

•  83.3 тыс.чел. (76.6%) на момент обращения не имели работы, т.е. были незанятыми.

•  51.2 % обратившихся - женщины (год назад 51.3%), 38.5% - лица в возрасте 16-29 лет (41.9%); 43.8% работали ранее по профессиям рабочих (40.1%). 14.8% - на должностях служащих (14.0%). 41.3% - искали работу   впервые (45.8%).  15.3% - имели длительный (более года) перерыв в работе (13.5%).

Проблема поиска работы несколько обострилась для граждан, не занятых тру­довой деятельностью, для лиц ранее работавших по рабочим профессиям - и на должностях служащих, а так же для граждан, имевших длительный перерыв в рабо­те.

Наибольшее число обращений незанятых граждан по вопросам трудоустройства зарегистрировано в Перми (21000 чел.), Березниках (5515 чел.) и Кунгуре (4701 чел.), а по сельским районам - в Пермском (2622 чел.), Осинском (1978 чел.) и Чернушинском (1582

чел.).

Кроме того, 237.7 тыс.жителей области получили в ЦЗН консультационные услуги.

По категориям рынка труда в структуре обратившихся в ЦЗН незанятых граж­дан 40,1% составили лица, уволенные по причинам текучести кадров (соответствующий период прошлого года - 43.4%), 30,5% - лица, не работавшие более года (соответствую­щий период прошлого года - 24.9%), 14.9% - высвобожденные работники (соответст­вующий период прошлого года - 15.7%), 11.8% - выпускники учебных заведений, впер­вые ищущие работу (соответствующий период прошлого года - 13.2%).

К началу года на учете в органах службы занятости уже состояло в качестве ищущих работу 18.6 тыс. чел., поэтому общее число незанятых жителей области, ис­кавших работу при посредничестве службы занятости, составило за 2004 года 101,8 тыс. человек.

Безработные

Статус безработного получили в течение 2004 года в целом по области (без Коми-округа) 46,9 тыс.чел. ( 2003 г. - 45.9 тыс.чел.) или 56.3% от числа обратившихся в ЦЗН в поисках работы незанятых граждан.

Общая численность безработных (с перешедшими с предыдущего года), состояв­ших на учете в СЗН области в течение 2004 года, составила 62,7 тыс.человек.

Наиболее высокой была общая численность безработных, состоявших на учете в течение 2004 года, кроме г. Перми (14005 чел.), в Березниках (3050 чел.) и Соликамске (2397 чел.), а по сельским районам - в Осинском (2081 чел.), Пермском (2060 чел.), Чер­нушинском (1950 чел.).

По категориям рынка труда из обратившихся в ЦЗН в течение 2004 г. незанятых граждан статус безработного получили 69.4% высвобожденных работников, 69.0% ми­грантов, 67.4% выпускников, 55.0% уволенных по причинам текучести кадров, 48.3% длительно незанятых, 47.6% освобожденных из УИН и 43.4% демобилизованных из ВС.

В отчетный период приоритетное значение в деятельности службы занятости имело оказание ищущим работу гражданам услуг по повышению их конкурентоспо­собности на рыке труда, поэтому удельный вес граждан, получивших статус безра­ботного, остается стабильно высоким.

По состоянию на 1 января 2005 года социально-демографическая структура безра­ботных области имеет следующие особенности:

Доля молодежи в возрасте 16-29 лет в общей численности безработных по облас­ти увеличилась и составила 30.7% (год назад - 28.5%). По удельному весу молодежи по-прежнему выделяются территории с высокой "молодежной" безработицей: Краснокамск-40.6%. Березники - 40.1%. Чусовой - 39.9%. Соликамск - 39.8% и территории, где доля молодежи значительно ниже среднеобластной: Оханский район - 17.2%, Ильинский рай­он - 18.9% и Суксунский район - 19.8%. Абсолютная численность данной категории без­работных возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24.4% и составила 5600 человек.

Доля женщин составляет в общей численности безработных в целом по области 63.3% (год назад - 65.3%), т.е. доля женщин в численности безработных незначительно сократилась. По удельному весу женщин, как и ранее, выделяются территории с преиму­щественно "женской" безработицей: Горнозаводский р-н (77.7%), Соликамск (75.2%) и Александровск (73.2%). Наряду с территориями, характеризующимися «женской» безра­ботицей, по-прежнему выделяются территории, где среди безработных устойчиво преоб­ладают мужчины. Это Оханский район (55.2%), Куединский район (53.2%) и Уинский район (51.7%). Абсолютная численность данной категории безработных увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11.8% и составила 11524 че­ловека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать