Бизнес-план и его значение для фирмы
ДЕПАРТАМЕНТ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
Заочный факультет
Специальность - Экономика и управление на морском транспорте
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА No.2
по дисциплине «Экономическая теория»
студентки III курса
Шифр - ххххх
Н О В О Р О С С И Й С К
1 9 9 9
Тема № 26. «Бизнес-план и его значение для фирмы».
ПЛАН
1. Факторы, влияющие на возникновение фирмы.
2. Что такое бизнес-план и для кого предназначена информация бизнес- плана?
3. Основные разделы бизнес-плана.
4. Основные показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия.
1. Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность действий предпринимателя, проводимых последовательно либо параллельно в течение всего периода от начала до завершения конкретного дела, от вложения конкретных средств до получения прибыли как конечного результата бизнес- деятельности. Такой завершенный цикл предпринимательства принято называть бизнес-операцией или бизнес-сделкой.
Для получения целостного представления о бизнес-операции рассмотрим содержание отдельных ее элементов.
Идея — это этап, когда еще только обдумывается общее направление бизнеса, его диверсификация или смена вида деятельности.
Формирование замысла предполагает формулирование целей и содержания
бизнес-операции. При этом уточняется продукт, который будет основным
результатом намечаемой бизнес-операции, оценивается способность произвести
(или приобрести) и реализовать некоторое количество выбранного продукта,
сроки проведения всех работ, прибыль от задуманной операции.
Просматриваются и альтернативы в рамках ресурсных возможностей
предпринимателя. И как результат принимается решение о проведении операции.
Планирование операции предполагает более подробное изложение способов ее проведения, чем на этапе формирования замысла. Проводится полное и по возможности точное сопоставление поставленных задач и располагаемых факторов предпринимательства. Выбирается наиболее рациональный путь, способ проведения дела, предпринимаются усилия, чтобы минимизировать издержки, предусматриваемые планом проведения операций. Расчет затрат требуемых ресурсов производится с использованием соответствующей нормативной базы. В ходе планирования устанавливаются масштабы и сроки исполнения отдельных» частей операции. Следует отметить, что разработка бизнес-плана, программы операции часто приводит к необходимости изменения первоначального замысла, уточнению целей и сроков начала и завершения операции. Для осуществления крупных весомых операций составляются бизнес-планы и бизнес-проекты.
Заключение контракта, а, как правило, — набора контрактов, предполагает установление юридически обоснованных договорных отношений со всеми участниками бизнес-операции. Договоры заключаются с потенциальными покупателями, с поставщиками элементов конечного продукта, ресурсов либо продукта в целом, с арендодателями, с кредиторами. Трудовые контракты заключаются и с работниками, создающими продукт и нанимаемыми предпринимателем. В результате заключения этих контрактов предприниматель приобретает так называемые договорные гарантии и получает возможность сопоставить расчетные, плановые показатели с теми, которые зафиксированы в договорах. И здесь часто возникает необходимость еще раз скорректировать, уточнить план. Не все договоры заключаются заранее на этом этапе, иногда достаточно и устной договоренности: ведь в честном бизнесе слово предпринимателя ценится не меньше, чем подписанный и с печатями документ. В том случае, когда условия договора еще недостаточно уточнены, может составляться договор или протокол о намерениях, свидетельствующий о желании сторон сотрудничать и развивать контрактные отношения.
Ресурсное обеспечение — элемент, с которого обычно начинается практическая реализация предпринимательской операции. Заказываются и приобретаются необходимые материалы, оборудование, товары, то есть формируются основные и оборотные средства; нанимаются работники; приобретается необходимая информация; изыскиваются финансовые ресурсы для ведения дела, иными словами, создаются условия для проведения операции.
Получение продукции, предпринимательского продукта — это ключевой элемент всей бизнес-операции, в ходе которой вовлекается в действие полный набор факторов предпринимательства.
Реализация продукции — финишный этап бизнес-операции, состоит в том, что конечный продукт предпринимательской операции доводится до потребителя, в результате чего бизнесмены получают деньги за продукт, достаточные для покрытия издержек и образования прибыли как видно из рассмотрения элементов бизнес-операции, весьма существенную нагрузку в ней несут факторы, средства предпринимательства; для того, чтобы провести бизнес-операцию, завершающуюся продажей потребителю товара G за деньги Мg, необходимо иметь эти факторы.
Один из основных факторов предпринимательства — трудовые ресурсы,
рабочая сила. Этот ресурс необходим уже в начальной стадии бизнес-операции.
Обычно трудовые ресурсы имеют два источника поступления: сам
предприниматель, который может выступать в одном лице при индивидуальном
частном бизнесе или даже во многих лицах при коллективном
предпринимательстве, и наемные работники, привлекаемые на временной или
постоянной основе для участия в бизнес-операции.
Предприниматель привлекает рабочую силу L — наемных работников, —
которым выплачивает за их труд денежное вознаграждение, заработную плату
Мw. При этом по действующим законодательным нормам выплачиваются отчисления
в пенсионный, страховой и другие фонды, установленные законодательством
налоги. Поскольку заработную плату приходится платить ежемесячно, вне
зависимости от стадии готовности и успешности реализации продукта, то
расходование денежных ресурсов на зарплату Мw продолжается от начала до
завершения операции. Регулирование темпа расходования денежных средств на
оплату труда возможно через прием и увольнение работников при
необходимости, а также за счет изменения размеров заработной платы
индивидуально каждому работнику. Однако пределы такого регулирования, как
правило, невелики, и величина Мw на протяжении всей операции в описанных
условиях меняется незначительно.
Весьма активным и непрерывно расходуемым фактором большинства видов предпринимательства являются материальные ресурсы, оборотные средства в виде сырья, материалов, энергии, тары, готовой продукции. Предприниматель приобретает материальные ресурсы RМ у их обладателей за денежные средства в размере Мr m и в результате получает материалы в обмен на деньги. Иногда материальные ресурсы пополняются в результате бартера, иногда их предоставляет потребитель, заказчик продукта, в виде так называемого давальческого сырья. В случае , коммерческого, торгового предпринимательства, приобретаемые материальные ресурсы выступают в качестве готового продукта. .
Еще один существенный фактор, необходимый в предпринимательстве, —
основные средства (Р), то есть здания, сооружения, машины, оборудование,
вычислительная аппаратура и оргтехника, а также служебные помещения.
Основные средства предприниматель покупает или арендует у собственника за
денежные средства Мp. Предприниматель приобретает в собственность те
основные средства, которые можно использовать для многих операций, то есть
постоянно применяемые ресурсы. В дальнейшем плата за них представляет собой
амортизационные издержки на проведение конкретной операции.
В тех случаях, когда основные средства требуются только для проведения
одной конкретной операции, предприниматель обычно прибегает к
заимствованию, иначе говоря, принимает, берет их в платную аренду на
определенное время, в течение которого они используются в ходе операции.
Получает распространение аренда активной части основных средств с
последующим выкупом — лизинг.
Основные средства — тот фактор предпринимательства, о котором приходится беспокоиться заблаговременно, до начала бизнес-операции, еще на стадии проработки идеи,, замысла операции. И денежные средства за основные средства требуются, а редким исключением, до того, как их применение, использование начнет приносить доход от результатов операции.
Конечно, ни одна бизнес-операция не обходится без такого существенного
фактора, как информация, информационные ресурсы (I). Они могут быть
представлены в виде данных, отчетов, документов, проектов, чертежей, знаний
и просто отдельных сведений. Расходы на приобретение информационных
ресурсов составляют Мi Эти расходы характерны для всех стадий бизнес-
операции, но в большей мере они необходимы на этапе проработки идеи в
начальной стадии операции. В значительной степени информацию создают и
доставляют сам предприниматель и его работники, выполняя расчеты и собирая
требуемые сведения. За это работникам выплачивается заработная плата.
Однако в ряде случаев информацию приходится покупать на стороне у
специализированных консалтинговых организаций.
Помимо перечисленных факторов Предпринимательства для бизнес-операции
Могут потребоваться услуги, работы (S), выступающие также факторами
предпринимательства. Услуги эти приобретаются у государственных организаций
либо у Других предпринимателей за деньги Ms. Обычно это услуги связи,
транспорта, торговли, рекламных агентств, а также набор интеллектуальных
услуг и работ, например консультационные, юридические, аудиторские,
охранные.
Существует и еще один вид финансовых расходов. Налоги в размере Мt
уплачиваются предпринимателем в государственный и местный бюджеты.
Предприниматель затрачивает и свои собственные ресурсы: труд, материалы,
основные средства, финансовые и информационные ресурсы. Назовем это
внутренними затратами (Мin).
Схема проведения предпринимательской операции неизбежно должна быть дополнена сведениями об источниках затрат предпринимателя, происхождении факторов предпринимательства.
2. В условиях проведения крупных продолжительных взаимосвязанных бизнес-операций, а тем более при осуществлении масштабных хозяйственных бизнес-проектов, предполагающих получение прибыли в значительных объемах, предварительная разработка плана, программы действий становится обязательным условием обоснования замысла и подтверждения уверенности в получении желаемого результата.
План осуществления предпринимательского проекта получил название бизнес-план. Пользуясь прежней терминологией можно говорить, что бизнес- план представляет собой соединение технико-экономического обоснования и программы проведения работ. Обычно такие планы составляются при создании или реструктуризации коммерческих организаций, обосновании крупных проектов, рассчитанных на перспективу. Но вполне правомочна разработка такого плана и для отдельной бизнес-операции.
Страницы: 1, 2