Бюджетная система. Государственный долг

Бюджетная система. Государственный долг

1998 ИГЭА

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2


БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 2


ГЛАВА 1 4


ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И В
РОССИИ 4


ГЛАВА 2 8


ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА 8


ГЛАВА 3 12


ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 12

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 14
ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

ВВЕДЕНИЕ

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.

Структура бюджета страны зависит от её государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное звено - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований.

Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство страны или администрация конкретной территории.

К бюджетам территории относятся: бюджеты крупных регионов

- штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов управления - городов, графств, районов и т. д.

Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи, например государства, подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально- экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в ХХ столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 годы расходы федерального бюджета увеличились в два с лишним раза (с 433.5 млрд. дол. до 877.2 млрд. дол.).

К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Всё более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь - на образование и здравоохранение.

Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны, ветеранам и т. д.

Важной составной частью финансовой системы государства являются местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в первую очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на социально-культурные нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания экологического равновесия.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, собранных как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов для конкретных целей, прежде всего, социально- экономического характера. К числу их относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое.

Число их постоянно растёт, примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800 подобных фондов.

ГЛАВА 1

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

И В РОССИИ

Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального правительства, местных органов власти всех уровней, а в ряде стран и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью которого правительство оказывает огромное воздействие на весь процесс производства и распределения. Бюджетная система выполняет при этом три функции:

1. фискальную - через изъятие налогов обеспечивает необходимые ресурсы для правительственной деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;

2. экономического регулирования - налоги и расходы используются как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики

(стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);

3. выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п.

Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных слоёв общества или населения в целом.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по государственному долгу.

Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики.
Сравнительная характеристика структуры бюджетных расходов в США,
Японии, ФРГ и Англии в конце 80-х - начале 90-х годов представлена в таблице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ПО ФУНКЦИЯМ В % К ВВП[1]

| |США |Япония |ФРГ |Англия |
| | |1990 г. |1989 г. |1990 г.|
| | | | | |
| | | | | |
|1. Общественные |9.3 |4.9 |9.2 |9.7 |
|товары, в т. ч. | | | | |
|оборона |6.0 |0.9 |2.5 |4.3 |
|Общественные услуги |6.0 |10.8 |10.9 |12.2 |
|Образование | | | | |
|Здравоохранение |4.7 |3.7 |4.2 |5.0 |
|2.3 Жилищное |0.9 |4.8 |6.0 |5.1 |
|строительство |0.4 |2.2 |0.7 |2.1 |
| | | | | |
|Трансферты |11.9 |7.8 |18.5 |13.4 |
|Поддержание доходов |7.8 |7.2 |15.7 |9.9 |
|Административные | | | | |
|расходы |0.6 |0.6 |2.4 |1.6 |
|3.3 Прочие трансферты| | | | |
| |3.5 |0.0 |0.4 |1.8 |
|Экономические услуги, |4.6 |4.4 |4.5 |4.0 |
|в т. ч.: | | | | |
|Капиталовложения |1.7 |2.9 |1.4 |1.8 |
|Субсидии |0.6 |0.5 |1.8 |0.5 |
|Проценты по |5.1 |4.0 |2.7 |3.5 |
|государственному долгу| | | | |
|6 Все расходы |36.9 |32.5 |45.8 |43.2 |

СТРУКТУРА РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ В 1995 ГОДУ[2]

|Основные расходные статьи |Доля в % к |Доля в % к |
| |ВВП |бюджетным |
| | |расходам |
|РАСХОДЫ ВСЕГО |29.8 |100 |
|Из них: | | |
|Государственное управление |0.7 |2.3 |
|Международная деятельность |1.7 | |
|Национальная оборона |3.0 |10.0 |
|Правоохранительная |1.6 | |
|деятельность и обеспечение | | |
|безопасности | | |
|Промышленность, энергетика, |2.1 |11.4 |
|строительство | | |
|Сельское хозяйство и |1.3 | |
|рыболовство | | |
|Социально-культурные |7.9 |24.0 |
|мероприятия, в т. ч.: | | |
|Образование |3.5 |12 |
|культура и искусство |0.5 | |
|здравоохранение и |2.5 | |
|физкультура | | |
|социальная политика |1.3 | |
|Прочие |11.5 |40 |

Как видно, структура расходов российского бюджета существенно отличается. За годы реформ произошло прежде всего резкое снижение доли военных расходов - с примерно 20% ВВП в 1990 г. до 3% ВВП в 1995 г. (в США к 1995 г. они снизились до 3.7% ВВП). Но самое главное различие состоит в том, что удельный вес социальных расходов (статья “Социально-культурные мероприятия”) в России значительно ниже уровня развитых стран. Крайне низка у нас доля финансирования науки, причём она непрерывно снижалась: с 1.03% в
1991 г. до 0.41% в 1995 г. (в развитых странах этот показатель колеблется в пределах 2-2.7%).

Главным источником покрытия государственных расходов являются налоги. Подавляющую часть налоговых поступлений дают три источника: во-первых, индивидуальный подоходный налог, от которого поступает примерно треть всей суммы (кроме Франции, где его доля довольно низка - 13.4%); во-вторых, налог на заработную плату, доля которого колебалась в конце 80-х годов от 19% в Англии до 46% во Франции; в-третьих, налоги на потребление. Если в США и Японии эти налоги давали по 18% поступлений, то в европейских странах их фискальная роль была гораздо выше. Удельный вес налогов на потребление, главным образом благодаря существованию здесь налога на добавленную стоимость, колебался в пределах 30%. Общим для всех перечисленных стран - является низкая доля поступлений от налога на прибыли корпораций. Если исключить Японию (21.1%), то эта доля составляла лишь 7% в США, 4% во Франции, 5% в ФРГ и около 11% в Англии. Это говорит о том, что налоговые системы построены таким образом, чтобы максимально снизить налогообложение предпринимательского сектора, с тем чтобы предприятия имели благоприятные возможности для инвестирования получаемых прибылей.

С 1992 года российский бюджет в основном перешёл на те виды налогов, которые характерны для стран с рыночной экономикой, - подоходный налог, налог на прибыль предприятий, имущественный налог, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Сразу же большую роль стал играть налог на добавленную стоимость, хотя его пресс постепенно снижали: в 1992 г. он дал 37.5% всех бюджетных поступлений. А в 1995 г. - 22.0%. Что касается поступлений по остальным видам налогов, то их структура почти не изменилась.
Значительную часть бюджетных поступлений дают прямые налоги на прибыль предприятий, хотя их доля несколько снизилась - с 29 до
26%. Если учесть, что налоги на предприятия забирают до 80% прибыли, то становится ясно, что их главная роль - фискальная, никакого простора для инвестиционной деятельности такие налоги не оставляют. Ничтожно малую долю дают налоги с населения - 8%. По- видимому необходима более прогрессивная шкала налогообложения физических лиц, которая до 80-х годов во всех странах Запада была весьма дифференцированной, с высокими предельными ставками.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать