Бюджетно-налоговая политика

Во второй половине XX в. налоги активно используются как регулятор общего равновесия рыночного хозяйства. В частности, такое использование налогов предусматривается в многочисленных антициклических программах. Эти программы отводят различную роль налогам как регуляторам экономики, что зависит от концепции, которой руководствуется правительство.

По Keйнcy, вo время спада налоги снижаются для стимулирования производства. Во время подъема, наоборот, - налоги возрастают, что позволя­ет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономики нараста­ющими диспропорциями. Рост налоговых поступлений во время подъема позволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась в депрессивный период для финансирования государственных расходов.

По теории монетаристов и концепции экономики предложение о сниже­нии налогов становится значительным стимулом эффективного производства. М. Фридмен - идеолог монетарной школы - рекомендует снижать нало­говое бремя, когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и ос­тавит на рынке только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более низкие ставки налогов для сильных производителей пре­доставят им большие возможности для инвестирования и позволят стране перейти на более высокую ступень эффективности производства.

Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для малого бизнеса, или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наиболь­шей степени отвечающих интересам общества.[3. стр.184-186]


2.4. Принципы налогообложения.

Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов.

Таких принципов достаточно много:

·     принцип выгоды;

·     принцип пожертво­вания;

·     прогрессивность ставок налогообложения доходов;

·     равенство нало­гов на доходы предприятий разной формы собственности;

·     сочетание устой­чивости налоговой системы с ее гибкостью;

·     определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса;

·      исключение воз­можностей переложения налогового бремени;

·      простота и ясность системы и процедуры налогообложения.

Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях, должен платить налог за нее.

Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.

Современное налогообложение доходов опирается на использование прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов.

Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их разви­тия. В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования.

В командно-админис­тративной системе, которая не учитывала законы рынка, налоговые приви­легии всегда сопровождали государственное и коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу, было «задушено» налогами.

Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действу­ющего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в со­временной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры, необходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная деятельность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление биз­неса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможнос­тей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков, уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем самым угнетающе действует на стимулы производства.     

Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и многократного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему следовать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно строится на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в стра­нах Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения многократного налогообложения используемого сырья является введение налога на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке, облагается налогом всего один раз. Налогом облагаются только те результаты деятельности, которые добавляются к полученному из вне полуфабрикату.

В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономи­кой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как предприниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсации удорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывает­ся на покупателя. Именно он оплачивает налог, а предприниматель высту­пает, по существу, собирателем этого налога. [7. стр.261-265]


2.5. Система выплаты налогов.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобны­ми и понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе феде­ральных налогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его половине. В России же доля подоходного налога с фи­зических лиц составляет чуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Та­кая структура налогообложения в России объясняется ее корнями, которые десятилетиями питали общество государственного социализма, организован­ного на принципах хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговая система в России становится источником хозяйственных деформа­ций. Это проявляется по следующим направлениям:

·     государство сталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку бизнес имеет множество способов укрыть налоги;

·     налогообложение провоцирует инфляционные процессы, так как предприниматели стремятся переложить налог на отпускные цены;

·     возможность переложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную дифференциацию общества, поляризацию величин реальных доходов граждан, что обостряет социальную напряженность.

В дальнейшем, по мере роста доходов населения, Россия должна сместить акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая налогообложение бизнеса. [10. стр. 647-650]

 

2.6. Тяжесть налогообложения.

Тяжесть налогового бреме­ни измеряется величиной налоговых изъятий, отнесённых к валовому внут­реннему продукту.

На неё оказывают влияние следующие условия:

·                  величи­на полученных доходов;

·                  традиции, сложившиеся в стране;

·                  фазы промыш­ленного цикла.

Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения.

История XX в. четко прослеживает тенденцию роста налоговых изъятий в странах с рыночной экономикой. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10 % ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах с уровнем ВВП на душу населения в 15-28 тыс. дол. доля налоговых изъятий и тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП. В России этот уровень превышается, в то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому (ВВП на душу населения около 5 тыс. дол.), тяжесть налогового бремени не превышает 30%.

Традиции экономической политики оказывают существенное влияние на уровень налогового бремени. В странах социально ориентированной экономики (шведская модель) этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП.  Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабиль­ность общества. Поскольку налоги перекладываются на покупателя (вклю­чаются в отпускные цены), то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.

Тяжесть налогообложения зависит от циклических колебаний. Она мо­жет быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюн­ктуре. [4. стр. 186-192]


2.7. Налоговый мультипликатор.

Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога. (рис.2)

 Совокупный спрос(AD),Е

 








                                         Y       Y                 ВНП

Рис.2. Последствия изменения ставки  пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели.


Здесь срабатывает эффект мультипликатора.

Экономический смысл этого эффекта следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2). Пусть значение МРС колеблется в пределах 0,8, а ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1 = 28% и t2=20% составит соответственно:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать