Со времен окончательного становления современного аудита (30-е годы) существовал и существует разрыв между ожиданиями клиентов и тем, как понимают свои обязанности аудиторы. Естественно, были случаи недобросовестной работы и даже подкупа. Почти всегда после крупных банкротств возникал вопрос: почему аудитор, проверявший бухгалтерскую отчетность, не предостерег своих клиентов? Но тем не менее все участники фондового рынка сходятся во мнении, что фактор неопределенности слабеет, если инвесторы будут достаточно уверенными в надежности информации о конкретных компаниях, акции которых котируются на бирже. А для этого они должны опираться на функцию засвидетельствования аудиторов. Именно поэтому ускоренное развитие аудиторская деятельность получила после кризиса 1929-1933 гг., когда у инвесторов пропало доверие к существующим финансовым структурам.
Современное положение в России удивительно напоминает описанную ситуацию. С одной стороны, происходит быстрое формирование основных институтов фондового рынка, а с другой – уже имеется первый негативный опыт строительства финансовых пирамид, а также банкротств ряда финансовых институтов, использовавших преимущественно средства населения. Негативный опыт банкротств затронул интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий.
Таким образом, к середине 90-х годов в нашей стране уже
произошел подрыв доверия вкладчиков и акционеров ко всем существующим
финансовым структурам, а необходимость процессов снижения
информационного риска, функции засвидетельствования аудиторов была
осознана очень многими пользователями бухгалтерской отчетности. В
сложившихся условиях уже можно твердо сказать, что проблема создания в
России аудита как авторитетного института, пользующегося безусловным
доверием со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов, стала
одной из основных на пути стабилизации экономики.
ПРИНЦИПЫ АУДИТА
Большинство стран-участниц аудиторской деятельности (в том числе
и Россия) имеют проверенные мировой практикой принципы ведения аудита:
1. Независимость аудита от государства, его различных министерств и ведомств, куда входят Министерство финансов, Росстрахнадзор,
Государственная налоговая служба и Центральный банк России.
2. Обеспечение системы, при которой сами специалисты оценивают уровень подготовки и моральные качества другого специалиста: с выдачей разрешения на право заниматься аудиторской деятельностью только тем лицам, которые способны подтвердить свою квалификацию; с обеспечением профессиональной защищенности аудиторов.
3. Финансовая независимость аудитора от клиента: достаточный размер уставного капитала и чистых активов; самострахование; безусловное соблюдение аудиторами и независимости собственной позиции, и коммерческих интересов клиента; оплата, поступающая из другого источника, от каждого клиента, должна иметь незначительный удельный вес в общем потоке доходов от уплаты услуг аудиторов; фирма ограничивает оказание других услуг клиенту, чтобы избежать конфликтов интересов.
4. Ротация аудиторов: каждые несколько лет происходит смена аудитора, что дает возможность избежать слишком глубокой зависимости аудиторов от клиента.
5. Наличие достаточно развитой методики аудита для работы с высокотехнологичными системами клиента.
6. Система проверки (третьей стороной, аналогичной аудиторской фирмой) качества процессов аудита.
7. Внедрение стандартов аудиторской деятельности с адаптацией для этих целей международного опыта к экономической реальности.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА В РАЗНЫХ СТРАНАХ
(табл. 1)
табл.1
| | Страна |Показатели |
| | |Основная цель аудита |Органы, |Системы |
| | | |регулирующие |подготовки |
| | | |аудиторскую |аудиторских |
| | | |деятельность |кадров |
|1|2 |3 |4 |5 |
|1|Англия |Контроль за |Комитет |Комитет |
| | |правильностью ведения|дипломирован-ных |дипломирован-ных |
| | |бух. учета, |бухгалтеров и |бухгалтеров и |
| | |составления |аудиторов |аудиторов |
| | |отчетности и | | |
| | |выражения мнения о | | |
| | |финансовой отчетности| | |
| | |предприятия | | |
|2|Фран-ция|Внешний финансовый |1. Орден |1. Орден |
| | |контроль |бухгалтеров-экспе|бухгалтеров-экспе|
| | |достоверности |ртов |ртов |
| | |финансовой отчетности|2. Национальная |2. Национальная|
| | |негосударственного |палата ревизоров |палата ревизоров |
| | |сектора экономики | | |
|3|США |Проверка финансовых |1. Федерация |1. Институт |
| | |отчетов независимыми |обществ аудиторов|дипломированных |
| | |аудиторами и | |аудиторов |
| | |экспертно-консультати|2. Институт |2. Институт |
| | |вная деятельность |внутренних |внутренних |
| | | |ревизоров |аудиторов |
| | | |3. Институт | |
| | | |бухгалтеров | |
|1|2 |3 |4 |5 |
|4|Швеция |Проверка финансовых |Комиссия по |1. Комиссия по |
| | |отчетов предприятий, |аудиторской |аудиторской |
| | |компаний, банков, |деятельности |деятельности |
| | |организаций и |2. Шведское |2. Институт |
| | |правильности |общество |повышения |
| | |отражения |аудиторов (SRS) |квалификации |
| | |хозяйственных | |аудиторов (UPEB) |
| | |операций на счетах | |3. Шведское |
| | |бухгалтерского учета | |общество |
| | | | |аудиторов (SRS) |
|5|Китай |Полный |Государственная |Подготовка |
| | |государственный |аудиторская |аудиторов через |
| | |контроль доходов и |администрация |систему |
| | |расходов всех | |государственных |
| | |министерств, ведомств| |вузов и др. |
| | |и их предприятий, | |учебных заведений|
| | |органов власти | | |
|6|Россия |Независимая экспертиза |Комиссия по |Учебно-методиче|
| | |бухгалтерской отчетности |аудиторской |ские центры |
| | |хозяйствующего субъекта |деятельности |ЦАЛАК МФ и ЦБ |
| | |путем проверки соблюдения |при Президенте |РФ |
| | |установленного порядка |РФ, ЦАЛАК МФ и | |
| | |ведения бухгалтерского |ЦБ РФ, | |
| | |учета, соответствия |Аудиторская | |
| | |хозяйственных и финансовых|палата России и| |
| | |операций законодательству |другие | |
| | |РФ, полноты и верности |общественные | |
| | |отражения показателей |аудиторские | |
| | |деятельности предприятий в|организации | |
| | |бухгалтерской отчетности | | |
СХЕМА ОРГАНИЗЩАЦИИ АУДИТОРСКИХ ФИРМ
С выходом в 1993 г. Указа Президента были определены подходы к
регулированию аудиторской деятельности в нашей стране: были утверждены
Временные правила и в 1994 г. создана Комиссия. Общая схема
организации и регулирования аудиторской деятельности в Российской
Федерации приобрела следующий вид 3 (рис. 1).
рис. 1
| | | | | | | | | | |
| |Аудиторская | |Аудитор | |Российская | |
| |фирма | | | |Федерация | |
| | | | | | | | | | |
| | |Временные правила аудиторской деятельности в | | |
| | |Российской Федерации. Приложение к Указу Президента | | |
| | |РФ от 22.12.93 г. № 2263 «Об аудиторской | | |
| | |деятельности в Российской Федерации» | | |
| | | | | | | | | | |
| |условия на право | |надзорные органы: | |
| |осуществления аудиторской | | | |
| |деятельности: | | | |
| | |аттес-| |лицензия | | | |Комиссия по | | |
| | |тация | | | | | |аудиторской | | |
| | | | | | | | |деятельности | | |
| | | | | | | | |при Президенте | | |
| | | | | | | | |РФ | | |
| | | | | | | | | | |
| |Аудиторским | |Аудиторам | | |Консультативный| | |
| |фирмам | |как частным | | |совет при | | |
| | | |предпринимат| | |Комиссии по | | |
| | | |елям без | | |аудиторской | | |
| | | |регистрации | | |деятельности | | |
| | | |в качестве | | |при Президенте | | |
| | | |юридического| | |РФ | | |
| | | |лица | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
ВИДЫ АУДИТА
Внутренний и внешний аудит.
Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом
управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает
на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства
не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших
управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой
деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.
Необходимость во внутреннем аудите обусловлена:
усложнением организационной структуры предприятий;
разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;
удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия;
стремлением администрации экономического субъекта получить достаточно
объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней
управление;
повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров.
Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:
1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;
2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
4) оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время
существенно различаются. Характеристика особенностей внутреннего и
внешнего аудита представлена в таблице 2 4.
табл. 2
|Факторы |Внутренний аудит |Внешний аудит |
|1 |2 |3 |
|Поста-но|Определяется руководством |Определяется договором между |
|вка |исходя из потребностей |независимыми сторонами: |
|задач |управления как подразделениями|предприятием и аудиторской |
| |предприятия, так и |фирмой (аудитором) |
| |предприятием в целом | |
|Объект |Решение отдельных |Главным образом система учета и |
| |функциональных задач |отчетности предприятия |
| |управления, разработка и | |
| |проверка информационных систем| |
| |предприятия | |
|Цель |Определяется руководством |Определяется законодательством |
| |предприятия |по аудиту: оценка достоверности |
| | |финансовой отчетности и |
| | |подтверждение соблюдения |
| | |действующего законодательства |
|Средства|Выбираются самостоятельно |Определяются общепринятыми |
| |(либо определяются стандартами|аудиторскими стандартами |
| |внутреннего аудита) | |
|Вид |Исполнительская деятельность |Предпринимательская деятельность|
|деятельн| | |
|ости | | |
|Органи-з|Выполнение конкретных заданий |Определяется аудитором |
|ация |руководства |самостоятельно исходя из |
|работы | |общепринятых норм и правил |
| | |аудиторской проверки |
|Взаимо-о|Подчиненность руководству |Равноправное партнерство, |
|тношения|предприятия, зависимость от |независимость |
| |него | |
|Субъекты|Сотрудники, подчиненные |Независимые эксперты, имеющие |
| |руководству предприятия и |соответствующий аттестат и |
| |находящиеся в штате |лицензию на право заниматься |
| |предприятия |этим видом предпринимательства |
|Квалифи-|Определяется по усмотрению |Регламентируется государством |
|кация |руководства предприятия | |
|1 |2 |3 |
|Оплата |Начисление заработной платы по|Оплата предоставленных услуг по |
| |штатному расписанию |договору |
|Ответст-|Перед руководством за |Перед клиентом и перед третьими |
|венность|выполнение обязанностей |лицами, установленная |
| | |законодательными и нормативными |
| | |актами |
|Методы |Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач |
| |(например оценка достоверности информации). Имеются различия в |
| |степени точности и детальности. |
|Отчет-но|Перед руководством |Итоговая часть аудиторского |
|сть | |заключения может быть |
| | |опубликована, аналитическая часть|
| | |передается клиенту |