5) Социалистическая экономика характеризуется деформированной структурой занятости — в промышленности и сельском хозяйстве занято избыточное количество рабочей силы. Этому способствует медленный рост производительности труда и политика, направленная на приоритетное развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства.
6) Существующие механизмы разрешения социальных конфликтов были неэффективны. Профессиональные союзы существовали, но входили в структуру государства или партийного аппарата и не представляли интересы рабочих.
7) Крайне ограничены возможности миграции за пределы страны. Как известно, излишек рабочей силы в одной стране может быть продуктивно использован в другой на рабочих местах, которые местное население занимает неохотно.
8) В течение ряда лет применялись массовые формы принудительного труда.
9) Избыточный спрос на рабочую силу со стороны государственных предприятий и так называемый дефицит рабочей силы, вопреки экономическим законам, искусственно создавался административными методами.
Неизбежным результатом приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий стала безработица, которая буквально за несколько лет превратилась в одну из самых острых проблем в странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10—15 %. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.
Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей численности занятых оказывает негативное воздействие на многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.
Еще одна тенденция — значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 70 % от общей численности, уволенных в 1997 г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная ~ неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка.
Таким образом, среди важнейших проблем развития рынка труда в РБ следует назвать
1) определение масштаба массовых увольнений и разработку политики, призванной снизить их негативное воздействие.
2) перемещение работников из государственного сектора в частный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах.
3) Несмотря на быстрый рост, частному сектору до сих пор принадлежала относительно незаметная роль в поглощении безработицы.
4) низкая степень информированности безработных о вакансиях в частном секторе и препятствия для территориальной и профессиональной мобильности труда.
5) Практически во всех отраслях экономики преобладающим является государственный сектор, доля которого в структуре спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест и вакансий.
6) Характерной особенностью безработицы в странах с переходной экономикой является ее застойный характер, т.е. достаточно низкие показатели поступления и выбытия из состава безработных.
Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней продолжительности нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных — более 40 % от их общей численности.
7) Таким образом, продолжительность безработицы в РБ быстро увеличивается, что порождает порочный цикл: чем выше доля хронически безработных, тем ниже выбытие из состава безработных при данных уровнях безработицы и вакансий.
8) Относительно высокая доля среди безработных лиц квалифицированного труда и значительное несоответствие с профессионально-квалификационной точки зрения предложения рабочей силы и спроса на нее.
10) Уровень безработицы среди молодежи во всех странах с переходной экономикой очень высок. Иногда он в 3—4 раза превышает уровень безработицы в целом по стране.
11) Рынок труда в переходной экономике носит открытый характер, т.е. большинство меняющих работу лиц трудоустраивается самостоятельно.
Так, в Беларуси в 1997 г, при содействии государственных служб занятости на предприятия и организации различных отраслей экономики трудоустроено только 26,6 % лиц, принятых на работу на крупные и средние предприятия.
12) Существующая система трудоустройства не соответствует современным требованиям к организации рынка труда ни по содержанию выполняемых функций, ни по состоянию материально-информационной базы и кадровой обеспеченности государственных служб занятости.
13) Развитие рынка труда в переходной экономике также сдерживается низкой территориальной мобильностью рабочей силы.
14) Рынок труда в переходной экономике формируется в определенной мере стихийно и характеризуется наличием значительной по масштабам неформальной занятости. К неформально занятым относятся лица, не зарегистрировавшие в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не уплачивающие налоги.
15) Характерной особенностью рынка труда в условиях переходной экономики является искажение такого важного фактора в формировании его конъюнктуры, как цена рабочей силы
Заработная плата и распределительные отношения сегодня не выполняют роли регулятора пропорций занятости.
16) Проблема экономически необоснованной цены труда, существующий уровень которой не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не создает заинтересованности работника в труде, повышении производительности и качества работы, не стимулирует профессиональное совершенствование.
Рынок труда представляет собой такую сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам и необходимости государственного регулирования. Стихийный рынок вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группы населения (молодежь, не имеющую профессионального образования и стажа работы, лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных значительную часть времени и сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельные профессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли и соответственно невостребованными рыночной экономикой.
Цель регулирования рынка труда в переходной экономике заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы: развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможностей для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада.
Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры:
* регистрацию ищущих работу;
* определение размера пособий по безработице и организацию системы их выплат;
* осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.
Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости являются программы страхования от безработицы, широко применяемые в странах с переходной экономикой.
Сокращение безработицы и достижение более полной занятости в переходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда. Основная ее цель — ускорение процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.
Активная политика на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности работника в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и нацеленных на поддержание занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие более быстрому возвращению безработных к активному труду,
Одним из эффективных направлений активной политики на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка труда — службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда путем распространения информации, позволяющей сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.
Для устранения несоответствия структуры свободных рабочих мест и временно незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения.
В условиях характерного для стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.
В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействии Государственной службой занятости безработным в организации самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда занятости на эти цели и не может превышать 150 минимальных заработных плат.
В условиях растущей безработицы особое место занимает организация общественных работ. Данные программы представляют безработным общественные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо защищенных групп населения, а также морально поддерживать их во время переходного периода, пока не появятся новые рабочие места.
5 Рынок капитала. Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процента.
Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал или производственные фонды в их стоимостном выражении. Рынок капитала состоит из двух частей:
* рынок акций, на котором покупаются и продаются доли участия в собственности предприятия;
* рынок заемного капитала, т.е. кредита, где обращаются как краткосрочные средства — деньги, так и долгосрочные — облигации.
Как и на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов действует закон спроса и предложения.
Спрос на капитал — это спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения капитала в физической форме (средств производства: машин, станков, оборудования и т.п.). На первый взгляд спрос на капитал представляет собой спрос на определенную сумму денег.
Предлагают капитал домашние хозяйства или фирмы, у которых появились временно свободные денежные средства. Тем самым поставщики капитала отказываются от широкого круга возможностей его альтернативного использования.
В качестве посредников на рынке капитала выступают различные кредитно-финансовые институты (коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, пенсионные фонды и др.), где происходит аккумуляция временно свободных денежных средств и превращение их в ссудный капитал. Поставщики и потребители капитала, а также их посредники, действующие на рынке ссудного капитала, являются субъектами рынка капиталов.
Ссудный капитал передается функционирующему предпринимателю во временное пользование за определенное вознаграждение — ссудный процент. Это цена, уплачиваемая собственнику за использование его заемных средств в течение определенного периода. По мнению неоклассиков, процент как цена капитала на рынке определяется путем сравнения полезности (доходности) капитала и издержек (ожидания возврата средств).
Процентная ставка является ценой ссудного капитала, т.е. определяет количество денег, которое необходимо заплатить за каждый занятый рубль. Ставка ссудного процента, в конечном счете, формирует спрос и предложение на рынке ссудного капитала. При прочих равных условиях спрос на ссудный капитал будет тем больше, чем ниже процентная ставка. И наоборот, предложение будет тем больше, чем выше ставка процента.
Точка пересечения кривых спроса на ссудный капитал и его предложения определяет равновесную ставку ссудного процента, при которой объем предполагаемых заемных средств равен их количеству. В точке Е, где спрос равен предложению, происходит совпадение предельной доходности капитала и предельных издержек утраченных возможностей.
Следует различать номинальную и реальную ставку ссудного процента. Номинальная ставка рассчитывается в текущих ценах. Реальная — это номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции. Она рассчитывается как разность между номинальной ставкой и уровнем инфляции. Именно реальная ставка определяет инвестиционную политику фирмы.
6 Рынок земельных ресурсов. Земельная рента и ее виды. Рента и цена земли.
Одним из факторов производства являются природные ресурсы. Обычно, говоря о природных ресурсах, употребляют термин «земля» в широком смысле этого слова. Данное понятие охватывает все природные ресурсы, которые используются в процессе производства. Их предложение фиксировано и, в общем случае, не может быть увеличено при росте цен или уменьшено при их падении.
Ограниченность предложения земли — важнейшее условие возникновения земельной ренты. Различные участки суши неодинаковы по плодородию, климатическим условиям, местоположению (близость к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции). По этой причине на лучших и средних участках производится больше продукции с меньшими затратами на единицу продукции, чем на худших. Но для удовлетворения спроса на продукцию сельского хозяйства необходимо использовать не только лучшие и средние земли, но и худшие. А это возможно только в том случае, если рыночные цены будут покрывать издержки производства и обеспечивать прибыль субъектам, хозяйствующим на худших землях. Следовательно, хозяйства с более благоприятными почвенно-климатическими и другими условиями получают наряду с обычным и дополнительным доходом, который принято называть дифференциальной рентой.
Дифференциальная рента — это дополнительный доход, полученный в результате использования ресурсов с неэластичным предложением в ситуации ранжирования их по производительности (в нашем случае по плодородию).
Различают два вида дифференциальной ренты. Дополнительный доход, связанный с различиями в естественном плодородии почвы и местоположением земельных участков по отношению к рынку, называют дифференциальной рентой I. Дополнительный доход, определяемый интенсивным ведением хозяйства, добавочным вложением капитала, является дифференциальной рентой II.
Графически величина арендной платы определяется пересечением кривых спроса и предложения.
Кривая предложения земли SS представляет собой вертикальную линию, так как в любом случае использования земли ее предложение всегда абсолютно неэластично. Кривая спроса на землю представлена кривой DD, точка О — это уровень арендной платы, или земельной ренты, который уравнивает спрос и предложение земельных участков.
Если произойдет повышение арендной платы выше точки О, то предложение земли (хотя оно и неизменно) превысит спрос на нее. Это приведет к тому, что не все землевладельцы найдут желающих взять их земельные угодья в аренду. Тогда землевладельцы начнут конкурировать между собой в поисках арендаторов, и величина ренты уменьшится. Если же арендная плата будет ниже уровня равновесия, то спрос на землю превысит ее предложение. Землевладельцы воспользуются высоким спросом на участки и повысят арендную плату. Следовательно, только в точке О будет наблюдаться равенство спроса и предложения земли.
От чего зависит уровень, на котором устанавливается арендная плата?
1- При пассивности предложения земли (ведь оно абсолютно неэластично) спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим земельную ренту.
2- Особенностью спроса на землю (как, впрочем, и спроса на другие факторы производства) является его зависимость от стоимости готовых товаров и услуг, которые создаются с помощью данного ресурса.
Например, если цена на пшеницу снизилась, то и производный спрос на землю для выращивания пшеницы уменьшается. На рис. 11.14 этот процесс иллюстрируется перемещением кривой DD в положение dj.d,. Результатом снижения спроса на землю является понижение арендной платы с уровня Й0 до Лг
В условиях рыночной экономики, когда земля покупается и продается, важно выяснить основные факторы, которые определяют цену земли. Рассматривая земельный участок как капитальное благо, приносящее доход, можно сделать вывод о том, что цена земли зависит от двух параметров:
1) размеров земельной ренты, которую можно получить, приобретя в собственность данный участок;
2) ставки ссудного процента.
Покупка земли осуществляется не ради владения земельным участком, а с целью иметь тот постоянный доход, который приносит земля. Поэтому цена земли определяется величиной земельной ренты, которую она приносит, скорректированной в соответствии с процентной ставкой.
Использование ссудного процента для определения цены земли объясняется тем, что владелец денег делает выбор: он может потратить деньги на покупку земли или положить их в банк и получить доход в виде процента. Поэтому цена земли равна денежной сумме, которая при открытии вклада в банке даст в виде процента доход такой же величины, как и рента, ежегодно получаемая с данного участка. Цену земли можно рассчитать по формуле
Из этой формулы видно, что цена земли прямо пропорциональна величине ренты и обратно пропорциональна ставке ссудного процента. На практике цена земли зависит и от других факторов, которые влияют на спрос и предложение земли. Например, рост цен на землю может наблюдаться при растущем спросе на землю для несельскохозяйственных целей, а также в условиях инфляции, когда резко возрастает спрос на недвижимость.
Литература
1 Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золотогоров. – Мн.: Книжный дом, 2004.
2 Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мировая экономика: социально- экономический подход (курс лекций). – Мн.: Равноденствие, 2004.
3 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001.
4 Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис», 2003.
Страницы: 1, 2