Ценообразование в зарубежных странах
смотреть на рефераты похожие на "Ценообразование в зарубежных странах"
Российский Университет Дружбы Народов
РЕФЕРАТ
по курсу: «Ценообразование» на тему: «Ценообразование в зарубежных странах»
г. Москва, 1999г.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяет понять ее закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России в период перехода ее экономики к рынку.
В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, обьединивший в единую хозяйственную систему страши различные экономические уклады.
История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и
чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа.
Особенность последней состоит в том, что она представляет собой систему,
объединяющую на условиях равноправия государственный и негосударственный
секторы, причем государственные органы создают эффективную систему
регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночною
саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений входят
подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и
ценового регулирования, главная цель которого состоит в поддержании баланса
спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.
Одной из важнейших задач государства является обеспечение такого
соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным
последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного
законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия.
Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия,
направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или
горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т. д.
Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.
Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решения по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие дня национальной экономики решающее значение. Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют и контроль за ними. Сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.
Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. с. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Прежде всего следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого подорожания сырья и топлива, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений НТП. Важной задачей при этом является получение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума на достаточном уровне, обеспечение возможности приобретения в оптимальном количестве товаров первой необходимости.
Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми
(установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через
такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда,
налогообложение). Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в
сферах гран спорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т. д. Среди
прямых методов государственного регулирования необходимо назвать прежде
всего административное установление цен. Косвенные меры
направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в
области финансирования, валютных и налоговых операций, и в конечном счете -
на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на
рынке.
На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении груда.
США. Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на
внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в
галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии
страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка
победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе
1971 г. по инициативе администрации Р. Никсона в США впервые за
послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами. Хотя
президент Р. Ник сон и был против установления прямого контроля над ценами
и заработной платой, однако сложное экономическое положение страны и
давление общественного мнения вынудили его пойти на крайнее меры. Этому
способствовали следующие обстоятельства:
- в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инфляции могло
вызвать кранце болезненные последствия, прежде всего увеличение масштабов
безработицы;
- доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена без
уменьшения занятости в случае, если будет введен контря над ценами.
Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.
Следует отметить, что в краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны: к осени 1972 г. снизились темпы повышения оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость. Стал расти ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капталов; тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 г. администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.
Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в последующие годы. Они затрагивали прежде всею внутренние цены на энергоносители, которые, отражая рост импортных цен на нефть, нефтепродукты, и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.
Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 г. увеличиваться высокими темпами.
Р. Рейган после своего избрания президентом, в январе 1981 г. отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты.
В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономическою положения в стране. В целом такой подход оказывал в последние годы стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие: рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков; сокращение дефицита государственного бюджета; федеральные закупки товаров и услуг; налоговая политика.
Эти направления государственной макроэкономической политики оказывают
влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке
США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.
Прямое государственное регулирование цен сейчас применяется лишь в
высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию
антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают
тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги.
Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен.
Особо следует остановиться на государственном регулировании цен на
продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных
программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от
Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства.
Собранный урожай они могут продавать, по рыночным ценам и расплачиваться
за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня
контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожаи
государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.
Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс
определяет "справедливый" уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр.
Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты скупает
государство и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь
беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает
другим государствам.
Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 г., внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены залоговые ставки, определяющие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составляет в настоящее время 75-85% среднерыночной цены за предыдущие пять лет, при этом министру сельского хозяйства предоставлено право снижать их уровень еще на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке. При этом государство стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.