Чистая конкуренция как форма рыночной структуры
смотреть на рефераты похожие на "Чистая конкуренция как форма рыночной структуры"
Содержание.
Введение……………………………………………………………..……2
I. Условия возникновения совершенной конкуренции……………….….3
II. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…………....7
1. Спрос на продукт фирмы………………………………………..…..7
2. Предельный и средний доход……………………………………….8
3. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде……10
4. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде…12
5. Выбор объема производства на краткосрочном периоде………...14
6. Выбор объема производства на долговременном этапе………….20
7. Предложение отрасли в долгосрочном периоде………………….23
Общественная эффективность совершенной конкуренции…………..27
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………32
Введение.
Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Существует множество ее определений и, как правило, они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция- это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке.
Именно конкуренция способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, и надо стремиться делать ее совершенной. В этой связи возникает настоятельная необходимость в ее изучении, знании сил и рыночных наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных ранках.
Для меня интерес к понятию как самой конкуренции, так и ее разновидности- совершенной конкуренции вызван несколькими факторами.
Мне хотелось бы уяснить при изучении этого вопроса, почему совершенная конкуренция невозможна изначально, что можно сделать или изменить, чтобы она стала реальностью. Но для этого необходимо разобраться в таких аспектах, как условия ее возникновения, состояние спроса и предложения в разные периоды времени и т.д.
Условия возникновения совершенной конкуренции
Каковы условия возникновения чистой конкуренции и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности? – это, наверное, самый важный вопрос в изучении данного института, института совершенной конкуренции.
Структура данного вида конкуренции может быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия:
1) Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов
(покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна.
Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого
производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного
(суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в
реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы
устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в
которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число
фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной
продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется
конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они
выступают как принимающие цену (ценополучатели).
2) Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.[1]
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты
разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя,
причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице.
Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин
другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая
кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой,
наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1 кривая безразличия
для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X
обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y –
второго производителя.
В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко
(дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью
однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать
однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.
3) Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:
o Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта); o Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность); o Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии); o Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой); o Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
4) Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с асимметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.
5) Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях
«переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.[2]
6) Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
7) Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене
(недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).
8) Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).[3]
9) Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.
1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики.[4]
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
4 Спрос на продукт фирмы
Спрос на продукт фирмы есть максимально возможный объем продаж этой
фирмы (в единицах продукта) при некоторой установленной ею цене на свой
продукт. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной
конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия
(рис.2).
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (рис.3).