Дефицит и государственный долг
смотреть на рефераты похожие на "Дефицит и государственный долг"
1.Дефицит и государственный долг. Методы финансирования дефицитного бюджета.
2.Рассчитать размер потери ВНП, если известно, что при полной занятости
(с учетом природного уровня безработицы) продукт должен был бы составить
1500 единиц. Природным считается безработица на уровне 6.5%, а фактический
уровень безработицы в стране составляет 8%. Что такое природный уровень
безработицы?
Финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных
финансовых институтов, строится на экономической основе государства.
Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства,
это его бюджет.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства –это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечения полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВНП.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных
средств. Государственный бюджет Украины является основным финансовым
планом государства, утверждаемым Верховной Радой Украины и имеющим силу
Закона. Бюджет строится на принципах целосности, полноты, достоверности,
гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в
бюджетную систему Украины.
Бюджетная система Украины состоит из трех звеньев:
-Госбюджет Украины;
-Регинальные бюджеты (областные бюджеты);
-Местные бюджеты.
Государственный бюджет включает доходную и расходную части. Между ними должно быть определенное соответствие.
Государство несет расходы на содержание учреждений образования, науки,
медицины, культуры, армии, правоохранительных органов, национального
телевидения и радио, строительство домов, дорог, предприятий и т.д.
Основным источником покрытия этих расходов являются налоговые поступления
от домашних хозяйств и предприятий. Доходы Государственного бюджета
Украины формируются за счет: налога на добавленную стоимость, акцизного
сбора, налога на прибыль предприятий всех форм собственности и подчинений
(кроме коммунальных) в размерах, определенных Законом о Государственном
бюджете Украины на год. У государства могут быть и другие источники дохода
(продажа государственного имущества, получение дохода на капитал,
ливидентов по акциям, реализация государственных облигаций и т.д.), но их
значение в общих поступления государства оказывается намного меньшим по
сравнению с налоговыми отчислениями. Регулируя налоговые ставки и бюджетные
расходы государство использует фискальную систему как инструмент
макроэкономической стабилизации.
Могут быть также и внешние источники государственных доходов –это экономические ресурсы других стран. В странах с развитой рыночной экономикой государственные доходы составляют значительную часть валового внутреннего продукта и оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство.
Среди расходов государственного бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживнию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными доходами и расходами. Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государства, у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств, различные займы.
Задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных правительством, является внутренним долгом государства.
Задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям является внешним долгом.
Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:
1.Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.
2.Важная статья государственных расходов – обслуживание задолженности,
т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга.
Государственные расходы должны включать только реальный процент по
государственному долгу, а не номинальный. При высоких темпах инфляции эта
погрешность может быть весьма значительной. Завышение бюджетного дефицита
связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных
процентных выплат по долгу.
Реальный дефицит гос.бюджета= Номинальный дефицит гос.бюджета –
Величина гос.долга на начало года х Темп инфляции.
3.При оценке дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в бюджет.
4.Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в
индустриальных, так и в переходных экономиках, существует его скрытый
дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью
Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих
банков.
К числу квазифискальных операций относятся:
-финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
-накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам. Эти кредиты выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка, причем портфели «плохих долгов» в переходных экономиках значительны;
-финансирование Центральным Банком (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, безпроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, например, перед выборами.
Экономисты склонны считать, что опасность для экономики составляет не дефицит сам по себе, а определенный его уровень Уровень бюджетного дефицита определяется как отношение объема дефицита к валовому внутреннему продукту, выраженное в процентах. Допустимым или относительно не опасным уровнем бюджетного дефицита признается его значение в пределах 2 — 3 %. Основная опасность для экономики, исходящая от дефицита государственного бюджета, связана с проблемой инфляции.
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:
1).увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов.Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляцимонное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
2).циклические спады и «втроенные стабилизаторы» экономики;
3).сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки гос.расходов).
4).усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, свзанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения гос. расходов и снижением налогов перед очередными выборами;
5).повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:
. увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение;
. увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
Одним из факторов экономического роста является соотношени долг
ВНП
Динмаика этого соотношения зависит:
. от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;
. от темпов роста реального ВНП;
. от величины первичного дефицита госбюджета. Первичный дефицит представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу.
Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию государственного долга и возрастает соотношение долг/ВНП.
Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:
. реальная ставка проуента долна быть ниже, чем темп роста реального ВНП;
. увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором увеличения долгового бремени.
Покрытие бюджетного дефицита может осуществляться как за счет неинфляционных источников, так и путем привлечения инфляционных источников финансирования.
Увеличение налогов является для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и погашение его основной суммы. Но кроме обслуживания долга правительство должно финансировать и другие расходы. Увеличение налогов как условие обслуживания долга может привести к снижению стимулов к труду, к инновациям и к инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста.
Для того, чтобы избежать этих ограничений и не увеличивать налоги, правительство может рефинансировать долг, т.е. выпустить новый государственный заем и использовать выручку от его размещения для выплаты процентов по «старым долгам».
Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.
Способы финансирования дефицита госбюджета:
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация),
2) выпуск займов,
3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
Страницы: 1, 2