Деформация рынка в условиях командно-административной системы
Министерство Образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский Государственный Техничесвий Университет»
Кафедра экономической теории
Реферат по экономической теории на тему:
«Деформация рынка в условиях командно-административной системы»
Выполнил: студентка ЭФ
гр. Ф-7
Глебик Н.Е.
Проверил:
Рыжко Е.В.
Брест, 2002
Содержание
Введение……………………………………………………………………...
Модели экономических систем…………………………………………
Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и
особенности……………………………………………………..
Отличия командно-административной системы от рыночной
экономики………………………………………………………………...
Деформация рынка в уловиях командно-административной
системы…………………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….
Введение
Фундоментальной проблемой для экономической теории и практики был и
остается способ согласования действий участников общественного
производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете
суть и особенности функционирования различных социально-экономических
систем. Причем сам этот выбор весьма ограничен. По существу он сводится к
давно сформулированной экономической наукой альтернативе: «план» или
«рынок». Окуда же вытекает такая жесткая постановка вопроса?
Дело в том, что труд человека, производящего товары, несет двойственный
характер. С одной стороны, это частный труд, ибо товаропроизводитель
работает на свой страх и риск, занимаясь вроде бы сугубо индивидуальным
делом. С другой стороны, этот частный труд должен непременно получить
общественное признание. А это происходит лишь в процессе обмена товара на
рынке.
Отсюда и возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики,
который можно сфомулировать следующим образом: каков тот общественный
механизм, который заставляет работника выполнять работу, нужную для
удовлетворения общественных потребностей, причем с высоким качеством и
эффективностью?
Эта задача в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий решалась в
пользу планово-командной экономики.
1. Модели экономических ситем
Экономическая система – это совокупность фунционирующих институциональных, юридичских, технико-технологических, психологических и природно-ресурсных параметров.
Современные экономические системы целесообразно подразделять исходя из форм собственности на средства производства и способа координации входящих в нее элементов. С этой точки зрения выделяют:
. традицонную экономику;
. ценрализованно-командную экономику;
. рыночную экономику.
Конкретизация методов, с помощью которых удовлетворяются потребности, осуществляется при решении основных вопросов любого воспроизводства: что производить, как производить, для кого производить?
Традиционная экономика характерна для общества с низким развитием, где
поведение субъектов при решении трех основных вопросов определялось
обычаями. В их основе дежало приспособление к природно-климатическим
условиям, т.е. решалась проблема выживаемости. Традиционная экономика
существовала длительное время в истории человечества и частично сохранилась
в отдельных странах, например в Индии. В средневековой индийской деревне
все жители делились на касты: священников, воинов, ремевленников и слуг.
Никто не мог свободно выбрать себе профессию, а должны были наследовать
занятия отца. Обычаи диктовали сроки и порядок сельскохозяйственных работ.
Технология производственного процесса была строго закреплена социальными
правилами, причем усовершенствования запрещались. Технолгический процесс в
таких условиях невозможен и поэтому производительность труда остается
неизменной, как и сотни лет назад. Обычаи также устанавливали порядок
распределения и обмена продуктами производства. Традиционная экономика
отличалась высокой степенью консерватизма, т.к. технический и экономический
прогресс вступает в противоречие с установившимися обычаями, угрожает
стабильности общества.
Централизованно-командная экономика получила свое название из-за способа
управления и координации. Все решения, касающиеся производства и
распределения продукта, принимаются централизованно и реализуются по
командам, спускаемым сверху вниз по иерархической лестнице управления.
«Наверх» идут отчеты о выполнении команды. История отражает попытки
использования приказных методов не только в XX в.
Во Франции, во второй половине XVII в., в период правления Людовика XIV
сеньоры подчинили всю жизнь городских цехов строгой регламентации. Для
каждого ремесла до мельчайших подробностей были определены: количество и
качество материала, вес, форма, способ выделки. Вся деятельность
осуществлялась в рамках строгих постановлений. Запрещено было зазывать
покупателей, отбивать их у других лавок, действовать в ущерб другому цеху.
Например, кузнец не имел права ни выковать, ни продать ключ – это было дело
слесаря. Портным запрещено было чинить одежду, а старьевщикам – шить новую.
По указу Кольбера (министр при Людовике XIV) 1669 года для каждой материи
определены длина и ширина куска, количество ниток, качество материала,
способ выделки. Исследователями конца XX в. отмечается, что на этом пути
Кольбер имел множество последователей. В 1775 году было запрещено
выделывать цветные холсты и полотна, чтобы не вредить шелковым и шерстяным
мануфактурам. Доходило до того, что приказчикам предписывалось срывать
платья из цветного холста с тех женщин, которые осмелятся появиться в них
публично. Продажа цветного холста влекла за собою галеры.
Централизованно-командную экоомику XX в. характеризуют директивное планирование, затратное ценообразование, централизованное распределение, целевое фондирование, реализация которых осуществлялась на основе монополии государственной собственности на средства производства и абсолютизации государственной власти. Вместе с тем даже в условиях экономической системы, основой которой является частная собственность, наблюдались периоды, когда вопросы воспроизводства решались административно-командными методами: например в Германии с 1936 по 1945 почти не было государственной собственности, однако государство устанавливало частным предприятиям заказы, цены, тарифы и ставки оплаты труда.
Антиподом централизованно-командной экономики выступает рыночная экономика. Она характеризуется преобладанием частной собтвенности на средства и предмет производства, отсутствием вмешательства со стороны государства в производственную деятельность хозяйственных единиц. В такой системе интересы продавцов и покупателей, производителей и потребителей координирует рыночный механизм. Именно он определяет, что производить, сколько производить и для кого производить. Подобная экономика не знает дефицита. Определение идеальной рыночной экономики было дано М.Фридменом, утверждавшим, что идеальная рыночная экономика – это система, в которой совершенно независимые экономические субъекты руководствуются собственными интересами и для достижения своих частных целей вступают в отношения добровольного и взаимовыгодного обмена друг с другом. Однако в реальной жизни экономических систем, фунционирующих и решающих основные вопросы воспроизводства исключительно по приказу или на основе реализации частного интереса, не существует.
В экономической системе, функционирующей на основе частной собственности, существуют элементы командной экономики: во-первых, в тех областях, где рынок не способен функционировать вообще; во-вторых, где эффективность не является единственной целью, а присутствуют нейтрализующие частный интерес цели социально-экономического развития нации; в-третьих, где результаты действий одних субьектов могут затронуть экономические интересы других, хотя последние не имеют непосредственного отношения к дейсвиям первых.
В экономической системе, выстроенной на административно-командных метордах решения основных вопросов воспроизводства, присутствуют и рыночные отношения, хотя и не в развитом состоянии: действует рынок потребительских товаров. Цены на таком рынке регламентируются государством, однако потребитель имеет возможность альтернативного поведения: он может либо приобретать, либо не приобретать предлагаемый товар по обозначенной цене.
В чем же заключается сущность командно-административной системы (КАС), сложившейся в нашей стране, каковы ее характерные черты и особенности?
2. Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности.
Существенной характеристикой КАС является всеобщее огосударствление
экономической жизни общества. Оно проявилось, прежде всего, в
огосударствлении собственности. Общенародная, по конституциям
социалистических стран, собственность фактически превратилась в
государственную, удельный вес которой в СССР, например, составлял 90%. В
результате произошла как деформация процесса присвоения объектов
собственности, так и результатов ее функционирования. Декларированные
субъекты собственности – трудовые коллективы и отдельные трудящиеся – были
отчуждены от собственности, т.к. фактически утратили важнейшие фунции
присвоения: владения и распоряжения. Они перешли к органам государственного
управления и представлявшему их слою распорядителей, в результате чего
государственная собственность утратила обшественный характер и стала
персонифицированной. Реальным собственником стала аминистративно-
бюрократическая верхушка государственной власти. Огосударствлению
подверглись также и остальные формы собственности – кооперативная и личная.
Так, непременным атрибутом кооперативной собственности в СССР были: система
государсвенных закупок, даже в 80-е годы охватывающая 80-90% всей товарной
продукции колхозов; безвозмездное изъятие доходов колхозов в пользу
государства; регдаментация государством процесса воспроизводства на
кооперативных предприятиях. В отношениях личной собственности этот процесс
был связан с ограничениями со стороны государства верхнего потолка личных
доходов и проведением курса на их уравнительность, что подрывало стимулы к
труду наиболее инициативных и квалифицированных работников.
Закономерным результатом огосударствления основы экономической системы – собственности, стало огосударствление всех структур этой системы. Только государство стало собственником производственных ресурсов и только оно принимало экономические решения. Возник и укрепился монополизм государства в экономике, политике, социальной сфере, идеологии, средствах массовой информации.
Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы, отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека- работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить реализации интересов власти. Поэтому характерной чертой такого общества является ограничение свобод, в том числе экономической свободы.