Бум - это явление, вызываемое движениями предпринимателей, устремляющимся к новым возможностям. Бум может усиливаться преувеличено оптимистическими ожиданиями. Сущность бума можно свести к внедрению в производственную систему нововведение.
“Дисперсия представляет собой не что иное, как реакцию экономической системы на бум или приспособление экономической системы к тому состоянию, к которому приводит её бум.” Нарушения, возникающие из нововведений не могут рассосаться постепенно, на ходу, потому что почти все из них носят капитальный характер. Они рассматривают существующую систему и вызывают необходимость особого процесса приспособления. В период рецессии экономическая система переходит к новому состоянию равновесия, следующему за нарушениями, вызванными бумом. Если нововведения появляются одновременно и в большом количестве, то условия меняются резко, и процесс приспособления становится чрезвычайно трудным. Постепенно это приспособление осуществляется, и достигается новое состояние равновесия. Период депрессии можно определить как период, на протяжении которого завершается приспособление к новой промышленной ситуации, которая создаётся в предшествующий период внедрения нововведений. Перестройка системы является неизбежной. Этот процесс и воплощает в себя сущность депрессии, и его осуществления связано с потерями, сопротивлением, крушением надежд.
Мы приходим к выводу, что множество нововведений, появляющихся в период процветания, является как раз тем самым фактором, который нарушает равновесие и настолько изменяет условия промышленной жизни, что после этого неизбежно наступает период перестройки цен, стоимостей и производства.
По мнению Шумпетера “нововведениям свойственно нахлынуть приливной волной и затем отступить. Экономический цикл сводится к отливу и приливу нововведений и к тем последствиям, которые отсюда вытекают.”
Психологическая теория. Мы “быть может, найдём, что причина болезни кризисов лежит, по существу, не в кошельке, а в душе.”[i]
Большое место психологическая теория заняла в работах Пигу. Под психологическими причинами Пигу понимает “перемены в человеческих мыслях, возникающие помимо тех изменений в ожиданиях, которые вызываются изменениями активных факторов, на коих строится суждение.”
Пигу строит свой анализ на той роли, которую играют ожидания прибыли
от затрат в промышленности. С наступлением каждой из фаз цикла одновременно
происходит соответственно перемена ожиданий людей, и от цикла к циклу эти
перемены бывают одни и те же. С введением такого элемента как “ожидания”
или “расчёты на будущее” возникает проблема неопределённости этих ожиданий.
Как правило, прогноз будущих событий не может быть абсолютно верным, и чем
больше события отдалены во времени, тем менее точен прогноз и тем сильнее
вероятность нарушений. А так как каждое экономическое решение - часть
экономического плана, который простирается в более или менее отдалённое
будущее, то в каждой экономической деятельности есть элемент неуверенности.
В связи с этим следует ввести такие термины как оптимизм и пессимизм.
Психологические теории имеют в виду что-то большее чем то, что во время
подъёма люди придерживаются более оптимистических, а во время спада более
пессимистических взглядов, только то, что во время подъёма люди инвестируют
более свободно и делают это с неохотой во время спада. Оптимизм и пессимизм
рассматриваются в этих теориях в качестве факторов, имеющих тенденцию
вызывать или усиливать рост или падение вложений. Следует отметить, что
невозможно предсказать, с какой силой будут реагировать предприниматели на
изменения в экономике или в какой степени они увеличат или уменьшат сумму
инвестиций.
В период, когда происходит рост спроса на продукцию многих отраслей
промышленности и расширение выпуска их продукции, производители в тех
отраслях, которые не испытали ещё повышение спроса на свою продукцию,
склонны ожидать, что оно наступит. Кроме того, когда в течение некоторого
времени происходит рост спроса и цен, люди имеют обыкновение всё с большой
уверенностью ожидать, что и в дальнейшем рост спроса и цен будет
происходить в таких же или примерно таких же размерах, то есть они слишком
уверенно рассчитывают на то, что нынешнее положение сохранится и в будущем.
“Самой главной и существенной чертой бума является то, что инвестиции,
которые фактически в условиях полной занятости принесут 2%, производятся из
расчёта 6%.”[ii] Именно под влиянием такого рода идей здоровый
экономический рост начинает постепенно выливаться в опасное разбухание. На
этом этапе, как правило, ошибки оптимизма обнаруживаются, наступает
реакция, и возникают ошибки противоположного характера. Оптимистические
прогнозы, в конце концов, приводятся в сопоставление с фактами. Когда эта
проверка вещей оказывается неутешительной, уверенность оказывается
поколеблемой, наступает разочарование. Пессимизм и нежелание инвестировать
приводят к сокращению покупательской способности. Деньги не инвестируются и
не расходуются на товары производственного назначения, а идут на покрытие
убытков. Поскольку сбережения не инвестируются, то всё, что способствует
увеличению размеров сбережений, оказывает гнетущее воздействие. Цены
падают, и это усиливает пессимистические настроения.
Каждое экономическое явление имеет свой психологический аспект.
Психологические факторы выдвигаются в качестве дополнительных к другим
экономическим факторам.
ИНФЛЯЦИЯ.
Определение инфляции. От чего же зависит количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения? Прежде всего, от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода, скажем года. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.
Количество денег в обращении зависит далее от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли - продажи.
Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию. Она приводит к росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс цен - один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.
Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.
Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:
1. Обесценивание денег по отношению к золоту;
2. Обесценивание денег по отношению к товару;
3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.
Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.
Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены, даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Вспомним, что индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду. Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%.
индекс цен индекс цен этого года - прошедшего года
Темп инфляции = --------------------------------------------------------
---------------------- X 100% индекс цен прошедшего года
Для того, чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:
1. Должно быть, постоянное равновесие государственного бюджета;
2. Центральный банк должен вести идеальную политику;
3. Государство не должно вмешиваться в распределение доходов;
4. Страну должны населять граждане со здоровой рыночной психологией, люди,
лишенные инфляционных ожиданий.
Причины инфляции.
Причину инфляции нужно искать в трех видах монополий:
1. Государственная монополия на эмиссию денег;
2. Профсоюзная монополия;
3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек.
Эти три вида монополий связаны между собой и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения.
Причины инфляции могут лежать и вне государства, их нужно искать в мировой торговле тоже.
Типы инфляции.
Экономисты различают два типа инфляций.
Инфляция спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой. "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров".
Инфляция предложения. Инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Инфляция может изменений издержек и предложения на рынке.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - средние издержки при данном объеме производства, также издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции:
общие затраты
Издержки на единицу продукции = -----------------------------------------
------ количество единиц продукции