Денежная политика государства
p> 2. Государство пытается регулировать уровень учетной ставки с помощью ЦБ. Это ему удается в пределах финансовых возможностей центрального банка кредитовать коммерческие банки под процент, не определяемый спросом и предложением, а устанавливаемый в соответствии с целями государственного регулирования экономики. Однако возможны лишь его корректировка и временные изменения ставки.

3. Существование крупных собственников капитала, деятельность которых менее зависима от процента. Мало зависимые от кредитов коммерческих банков компании и относительно менее зависимые от кредитов центрального банка частные финансовые институты не так чувствительны к изменениям учетной ставки, как фирмы и банки, работающие в значительной степени на заемном капитале. Изменение учетной ставки в стране, в которой международная монополия строит какой-либо объект, практически не оказывают воздействия на решении о продолжении строительства.

4. Международная миграция капитала. Либерализация движения капитала между странами и полная свобода его перемещения внутри интеграционных межгосударственных объединений противодействуют кредитной политике отдельного государства.

Реакцией на это, в частности, стало согласование действий центральных банков по изменению учетной ставки в странах

ЕС.

Однако, несмотря на все это учетная ставка оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность.

Частные банки стремятся получить кредит в двух целях:

1. Для корректировки уровня наличных денежных резервов в стране в случае, когда они не достигают желаемого или требуемого нормами регулирования ЦБ уровня;

2. Для получения средств, которые банк может в свое время одолжить клиентам, если это принесет ему прибыль.

Принимая решение по займу, коммерческие банки руководствуются многими факторами. Например, они могут сравнить учетную ставку со ставкой которые, которые другие коммерческие банки взимают по краткосрочному межбанковскому кредиту, и соответственно отдаст предпочтение более дешевому источнику, далее учетная ставка должна быть ниже той, которую они взимают со своих клиентов, покрывать операционные издержки.

Следует отметить. Что некоторые аналитики предлагали использовать банковскую ставку для осуществления весьма жесткой ограничительной политики, т.е. установить учетную ставку выше рыночной ставки процента, тем самым "наказав" банки. Нуждающихся в займах (их резервы снизаться меньше требуемого уровня). Однако многие страны не пользуются этой рекомендации. Учетная ставка, как правило, устанавливается ниже рыночной ставки процента и с запозданием присоединяется к ее колебаниям.

ЦБ может указать, в каком направлении будет влиять изменения учетной ставки, и даже могут оценить результаты такого влияния.
Однако они, как правило, не могут знать точного влияния своей дисконтной политики.

ЦБ часто использует метод операций на открытом рынке для компенсации операций через дисконтную ставку. При продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения ЦБ устанавливает высокую учетную ставку
(выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи правительственных ценных бумаг населению, т.к. им становится невыгодно восполнять свои резервы займами у ЦБ, и повышает эффективность операций на открытом рынке. Этот механизм также действует в обратном направлении.

Вообще среди инструментов денежной политики учетная ставка занимает второе по значению места после открытого рынка.

В России Центральный банк также использует изменение учетной ставки как инструмент ГРЭ. При кредитовании частных коммерческих банков он устанавливает и периодически изменяет дисконт при переучете векселей и процент на ломбардные кредиты, обеспечиваемые государственными ценными бумагами.


2.2.3. Изменение нормы обязательных резервов

Другое важное направление политики ЦБ. Изменение нормы обязательных резервов было введено, начиная с 30-х годов 20 века.
Правительство развитых стран, опасаясь социального недовольства, цепной реакции банкротств, начинающихся с краха нескольких банков
- в те года они следовали одно за другим - ввело для банков обязательные минимальные резервы.

Государство обязало все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах ЦБ, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов. Это средство денежно-кредитного регулирования решает следующие задачи:

1. Экономическая задача: в условиях свободы принятия решений и возможности рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить, чтобы из-за полного краха одного или нескольких банков кризис неплатежей и банкротство распространились по народному хозяйству

2. Социальная задача: обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков

3. Задача создания и поддержания резервов центрального банка: обязательные резервы хранятся в ЦБ на бессрочных счетах. Т. е. Это – ресурсы ЦБ, которые могут быть использованы в долгосрочных целях, размеры этих ресурсов имеют тенденцию к увеличению по мере роста активов частных банков.

4. Задача предоставления ЦБ мощного средства регулирования, т.е. с помощью изменения минимальных резервов ЦБ может изменять деловую активность.

Требования минимальных резервов используются практически во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании,
Канады и Люксембурга. Как уже было сказано выше, сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке.

Депозиты – это денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в банки на заранее определенных условиях

Рассмотрим вышесказанное на примере Германии. Законом о
Немецком федеральном банке 1957 г Бундесбанк было разрешено устанавливать нормы обязательных резервов по текущим обязательствам не выше 30%, по срочным депозитам — до 20% и по сберегательным вкладам — до 10%.В этих пределах Банк может варьировать нормы обязательных резервов: уменьшение ресурсов банка, в то время как понижение, наоборот, способствует стимулированию деловой активности в стране. При нарушении норм обязательных резервов Бундесбанк применяет санкции в виде штрафа — взимает процент, который на 3% превышает ломбардную ставку.
Немецкий федеральный банк систематически уточняет величину фактически депонированных на его счетах минимальных резервов кредитных институтов: она определяется как средняя величина поддерживаемого данным банком уровня обязательных резервов в течение месяца в Бундесбанке.

В некоторых странах установление норм обязательных резервов происходит на основе переговоров между центральным банком и коммерческими банками страны (например, в Нидерландах)

В разных странах Запада наблюдаются существенные различия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассивной стороне баланса.

Существует значительные различия между нормами по минимальным резервам в разных странах, которые объясняются степенью применимости данной политики в той или иной стране.

- Великобритания - 0,45%,

- США - 12% по вкладам до востребования, 3% прочие,

- Франция - 5,5% по вкладам до востребования, 3% прочие,

- ФРГ - от 4,15 до 12,1%,

- Швейцария - 2,5%,

- Япония - от 2,5 до 0,125%.

В ряде стран банки стремятся к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов, что влечет за собой появление новым законодательных поправок для этих инструментов денежно- кредитной политики. Например, в США неоднократно вносились поправки в действующий порядок о минимальных резервах, в частности, в 1980 г. приняты поправки к акту о денежном контроле, которые устранили стремление банков к выходу из ФРС (В 70-х годах коммерческие банки начали выходить из ФРС в связи с тем, что тогда предписания по минимальным резервам распространялись только на банки – члены этой группы)

Инструмент обязательных (минимальных) резервов используется также центральными банками для обеспечения конкурентоспособности своих коммерческих банков.

Ставки по срочным и сберегательным вкладам, т. е. Этот банк снизил нормы минимальных резервов для нерезидентов данной страны в целях прекращения отлива иностранных средств из немецкой экономики.

Я думаю, что эффективность этого инструмента денежно- кредитной политики ограничивают те же факторы, что и изменения учетной ставки: инфляция, растущая независимость крупных фирм от кредита, возможность использования дешевых иностранных источников кредита.

Выполнение требований центрального банка по нормам резервов опирается на административные меры (мерами наказания могут быть штрафы и лишение лицензии особо злоупотребляющих банков), следовательно, по мнению многих экономистов, он является наиболее мощным и действенным средство, но и наиболее грубым т. к. затрагивает основы всей банковской системы (незначительное изменение нормы обязательных резервов может вызвать значительны изменения в объёме банковских депозитов и кредита).

В основе действия изменения резервов лежит механизм влияния банковских счетов через банковский мультипликатор:

1. При увеличении нормы обязательных резервов наблюдается мультипликативное уменьшение денежного предложения в виду сокращения избыточных резервов банка;

2. При уменьшении нормы обязательных резервов мультипликативное увеличение денежного предложения;

Минимальные резервы в России

Россия недавно вступила на путь использования этого инструмента ГРЭ. Хранение обязательных минимальных резервов в
Центральном банке РФ было введено в 1990 г. Позднее этот порядок дорабатывался и совершенствовался. В связи с тем, что частные коммерческие банки до сих пор играют относительно незначительную роль в среднесрочном и долгосрочном кредитовании народного хозяйства, рассматриваемый нами инструмент денежно-кредитной группы выполняет в российской ГЭП в большой степени задачи обеспечения экономической стабильности банковской системы и гарантирования вкладчиков от возможного разорения. Эффективным средством государственного регулирования экономики это средство в
России до сих пор не является.

Сравнительная значимость

Как уже было сказано выше, среди трех видов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке

Учетная ставка менее важна в силу двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, количество резервов коммерческих банков, получаемых путем займов у центральных банков, обычно очень невелико. В среднем лишь 2 или 3% банковских резервов приобретаются таким путем. Именно эффективность операций на открытом рынке побуждает коммерческие банки брать ссуды в федеральных резервных банках. Второе соображение состоит в том, что если манипулирование резервами коммерческого банка через операции на открытом рынке и изменения резервных требований осуществляются по инициативе ЦБ, то использование учетных ставок зависит от инициативы коммерческих банков

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать