Оба вида воздействия - денежное в первом случае, кредитное во втором
- взаимосвязаны, именно поэтому речь может идти о денежно-кредитной
политике в целом. Например, инструменты, предназначенные для контроля над
количеством денег в обращении- влияют одновременно на структуру портфеля
банков и косвенно на уровень и структуру процентных ставок.
Политика процентных ставок
Учетная ставка процента-ставка процента, под которую предоставляются банкам кредиты.
В системе денежно-кредитной политики процентные ставки выполняют
тройную роль:
1. являются индикатором монетарной стратегии;
2. выступают каналами трансмиссии импульса этой политики;
3. служат гибкими инструментами образования ссудного фонда и перелива
кредитных ресурсов от кредиторов к заемщику.
Трояко проявляются и регулирующие функции политики процентных ставок:
1) регулирование уровня сбережений и инвестиций;
2) регулирование уровня деловой активности;
3) воздействие на уровень инфляции.
Политика процентных ставок предусматривает главным образом три цели:
благоприятствовать росту экономики путем умеренно низких процентных ставок
на кредиты, сдерживать инфляцию и обеспечивать стабильность национальной
валюты на валютных рынках путем умеренно повышенных процентных ставок.
Реализация этих целей вызывает иногда обратное движение процентных ставок
на денежном рынке, при этом первая оправдывает понижение этих ставок,
вторая и третья - их повышение. Противоречия, возникающие между этими
целями, приводят к различным нарушениям, неблагоприятного воздействия
которых не удается избежать.
Регулирующие функции процентных ставок осуществляются через их уровень и динамику, в которых, собственно и получает свое выражение процентная политика.
Уровень и динамика процентных ставок отражают степень деловой активности в стране, темпы инфляции, напряженность кредитного рынка и воздействие внешних факторов, если экономика является открытой. Величина и динамика процента отражаются в движении нормы процента. Норма ссудного процента, как правило, характеризуется изменчивостью, амплитуда которой иногда не поддается обычному представлению.
Государство и центральный банк не беспредельны в своих возможностях повышать процентные ставки. Максимальная величина процента - величина самой прибыли. Чрезмерно высокий уровень процентных ставок вызывает целый ряд негативных процессов: ослабление инвестиции производственного назначения, существенное снижение деловой активности, сокращение занятости.
В настоящее время существует множество видов процентных ставок в зависимости от характера и длительности ссуды, объекта кредитования, платежеспособности заемщика и т.д. Различают официальную дисконтную ставку, ставку денежного и финансового рынка, процент на банковский кредит и на ценные, дебиторские и кредиторские ставки и т.д.
В ряде стран учетная ставка является официальной ставкой центрального банка и выступает основой для проведения дисконтной политики. Под дисконтной политикой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента, по которой происходит переучет векселей при необходимости обращения их в банковские кредиты. Так происходит трансформация коммерческого кредита в банковский. Однако этот инструмент не позволяет контролировать предложение денег банками в полной мере, так как основное его предназначение в настоящее время значительно изменилось. Кроме того, изменение учетных (дисконтных) ставок не отражает того влияния, в котором могут быть уверены монетарные власти.
Стабильность учетных ставок расценивается как стабильность экономики небанковскими агентами (промышленные, сельскохозяйственные и т.д.) и как стабильность денежно-кредитной политики - банками. Изменения их соответственно интерпретируются как развитие одновременно экономической активности и денежно-кредитной политики. В этом смысле дисконтная ставка служит индикатором осуществляемой денежно-кредитной политики.
Относительный уровень дисконтного процента определяет также величину свободных резервов, к которым стремятся банки. Действительно, если дисконтный процент, например, выше нормы рыночного процента, учреждения вынуждены в меньшей степени занимать у центрального банка, следовательно, увеличивать свои свободные резервы и меньше предоставлять кредиты.
Регулирование с "помощью" процентных ставок не следует смешивать с регулированием самих процентных ставок. Между различными видами процентных ставок имеется определенная связь и взаимозависимость. В частности, ставки денежного рынка на краткосрочные ссуды отражаются непосредственно на базовой банковской ставке, на основе которой все банки рассчитывают стоимость предоставляемых ссуд дифференцированных по видам заемщиков.
Изменение ставок на денежном рынке полностью зависит от денежно- кредитной политики правительства. Центральный банк страны выступает на этом рынке то в качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы оказать давление на соотношение спроса и предложения и повлиять, таким образом, на уровень процентных ставок рынка.
Политика обязательных резервов
Рефинансирование центральным банком происходит только тогда, когда банки второго уровня нуждаются в нем. Это условие требует, чтобы банки второго уровня не были чрезмерно ликвидными, что обеспечивается политикой обязательных резервов.
Цель политики обязательных резервов - усилить зависимость кредитных учреждений от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточить таким образом контроль за их ликвидностью.
Рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования.
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку влиять на ситуацию в желаемом для него направлении. По интенсивности применения политика норм обязательных резервов уступает операциям на открытом рынке, однако её воздействие на банки наиболее ощутимо.
Последствия изменения норм обязательных резервов не однозначны.
Многократные изменения норм минимальных резервов центральным банком
бумерангом сказываются на ликвидности коммерческих банков и могут привести
к значительному нарушению денежного и финансового равновесия экономики.
Следовательно, при неумелом использовании эта политика может стать
своеобразным генератором нестабильности. Поэтому изменения норм
обязательных резервов, за исключением кризисных периодов, характеризуются
невысокими амплитудами (как правило, повышение на один или половину
пункта), и, чтобы банкир не был застигнут врасплох, часто об этих
модификациях объявляют заранее. В конечном счете политика обязательных
резервов усиливает роль центрального банка в рефинансировании системы.
Политика норм обязательных резервов влияет на финансовый результат функционирования банков. Действительно, эти резервы, блокированные на текущих счетах в центральном банке, образуют невознаграждаемую часть активов коммерческих банков и соответствуют, тем не менее, ресурсам, вкладам клиентов, порождающим издержки по управлению ими. Стерилизация в непроизводительной форме части потенциальных кредитных ресурсов ссудного капитала в виде резервов, далеко не бесплатная, создает определенную финансовую нагрузку для коммерческих банков. Так, повышение резервов не только снижает их ликвидность, но и уменьшает их рентабельность ( и наоборот, когда речь идет о понижении резервов). Стоимость, не приносящая прибыль (хозрасчетный доход), утрачивает характер капитала для банка, который ею располагает. В этом смысле рассматриваемый метод приобретает характер финансовой санкции.
Действенность политики обязательных резервов зависит прежде всего от
их уровня, который не может фиксироваться раз и навсегда. С этой точки
зрения попытка фиксировать такую норму инструктивным письмом, которое, как
правило, рассчитано на длительный период времени, лишает этот инструмент
гибкости.
С февраля месяца по требованию НБУ со склада обязательных резервов
полностью вывели кассу, что фактически увеличило объемы резервирования на
155 млн. грн. Но этого НБУ показалось мало, и с третьей декады февраля он
повысил норму обязательного резервирования с 15% до17% от объема
привлеченных денег. Как утверждает президент НБУ, это должно увеличить
резервы на 208 млн, в то время как сегодня избыток ликвидности банковской
системы составляет 390млн грн.
Политика открытого рынка
Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложения. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных облигаций коммерческим банкам и населению в целом. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно.
Политика открытого рынка представляет собой ориентированный на гибкое регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может гармонично сочетаться с набором "реальной" процентной ставки в качестве индикатора денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные методы интервенции на денежном рынке со стороны центрального банка, который всегда выбирает для себя в качестве мишени интервенции процентную ставку.
Основным условием функционирования этого метода является наличие в стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов клиентуре. Регулирующая функция центрального банка состоит в том, что он по своей инициативе покупает или продает банкам второго уровня на выгодных для них условиях ценные бумаги, государственные облигации, коммерческие векселя и т.д. В случае продажи ценных бумаг поглощается свободный капитал денежного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции. И наоборот, при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков, возникают благоприятные условия для кредитной экспансии. В обоих случаях колебания соотношений спроса и предложения на ссудные ресурсы улавливаются процентной ставкой денежного рынка, движение которой совпадает с направлением осуществляемой денежно-кредитной политики. Наиболее часто и эффективно этот метод применяется в странах с развитым рынком государственных ценных бумаг. При умелом использовании политика открытого рынка считается наиболее гибким и мощным инструментом денежно-кредитной политики развитых стран. Операции открытого рынка сегодня почти повсеместно превратились в доминирующий рычаг воздействия центрального банка на денежно- кредитную сферу.
«Учетная ставка НБУ не стимулирует роста производства, однако такая цена
денег связана со значительным объемом проблемных кредитов» - заявил
заместитель главы правления Национального банка Украины Александр КИРЕЕВ в
ходе 7 - й Ялтинской межбанковской конференции стран СНГ и Балтии. По его
словам, 5-6 % в учетной ставке составляет психологический фактор. Кроме
того, в любом случае банк в себестоимость услуги закладывает невозвращённые
кредиты. А. КИРЕЕВ считает, что на сегодня нет возможности для дальнейшего
снижения учетной ставки. А нежелание правительства признать сумму кредитов
в размере 1 млрд. 620 млн. грн., предоставленных по его же, правительства,
решению и под его гарантии, свидетельствует о том, что "правительство
уходит от решения этой проблемы". Как указал А. КИРЕЕВ, в международной
практике, в случае принятия правительством решения о предоставлении
кредита, даже если это решение носит рекомендательный характер, такой
кредит называется “связанным” и требует консолидированной ответственности
как правительства, так и заемщика.
Национальный банк Украины с 28 апреля снижает свою учетную ставку до 50 % и
ломбардную ставку до 55 % годовых. Об этом сообщил на пресс - конференции
глава правления НБУ. По его мнению, есть все основания говорить, что в
Украине за период с марта по сегодняшний день достигнута стабилизация на
всех сегментах рынка - как на денежно-кредитном, так и на валютном. Он
отметил, что с целью предотвращения резких изменений обменного курса гривны
НБУ осуществил ряд монетарных мер, которые дали возможность 19 марта
либерализовать валютный рынок. Объем валютного рынка возрос более чем в 2,2
раза. По словам В.Ющенко, повысилась ликвидность банковской системы - НБУ
закупил для пополнения своих резервов 170 млн. долл. Объем международных
валютных резервов НБУ на данное время - свыше 900 млн. долларов +США.
Задание 2.
Валовый национальный продукт:
CNP=C+Ig+G+NE, где С-личные расходы.
Ig-чистые внутренние инвестиции.
G-государственные закупки товаров.
NE-чистый экспорт.
NE-Экспорт- Импорт = 150-125=25.
CNP= 650+100+150+25=925.
Чтобы рассчитать национальный доход (NJ), рассчитываем сначало чистый
национальный продукт (NNP).
NNP=GNP-A, где А- амортизация
NNP=925-200=725
NJ=NNP-Tн, где Тн-непрямые податки.
NJ=725-55-670
Личный доход(PJ)=NJ-взосы на соц. страхование-налоги на прибыль корпорации-
неразделенные прибыли корпорации+социал. Трансферты.
PJ=670-50-100-150+75=445
Личный доход в распоряжении
DJ=PJ-Tинд,где Тинд-налоги на личные доходы.
DJ=445-150=295.
ЛИЕРАТУРА:
1. Макконнелл К.Л., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т./ Пер. с англ. Т.1.-Таллинн: АО "Римол", 1993.
2. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная
политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. - С.- Пб.: АОЗТ "Санкт-
Петербург оркестр", 1994.
3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В.
Лукашевича и др. -С.-Пб.: АОЗТ "Санкт-Петербург оркестр", 1994.
4. Деньги, банки и кредитно-финансовые отношения в современной рыночной экономике.-М.-1992
5.Примеры из Интернета.
Страницы: 1, 2