Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны
иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в
кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных
высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных
требований представляет собой установленное в законодательном порядке
процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или
относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо активных
(кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как
тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и
селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций[3].
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в странах Запада) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
2.3. Операции на открытом рынке
Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет
операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение
ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних,
соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные
Банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного
регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле- продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального Банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
2.4. Ограничение кредитования
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы
(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на
необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала
коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального
размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.
Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.
Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые
оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать
на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
МИРОВОЙ ОПЫТ ВЕДЕНИЯ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно- кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере наиболее развитых стран мира – Японии, США и Мексики, которая является одной из самых развитых стран Латинской Америки.
3.1. Денежно-кредитная политика в Японии
Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно-денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования.
Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.
Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской
системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая
степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как
кредиты Центрального Банка частному финансовому сектору на льготных
условия, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные
ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно
успешно реализовывать государственные приоритеты. Вместе с тем, в основе
механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги
со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров
кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем
постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая
зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге
подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального
Банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.
В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день.
Что касается инструментариев денежно-кредитной политики
Центрального Банка, то такие классические средства, как манипулирование
учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке
ценных бумаг в Японии, в течение нескольких послевоенных десятилетий,
имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому
количественному рационированию кредита в условиях искусственно
заниженного уровня процента.
В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление
напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также
появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной
мере ликвидировали объективную экономическую основу административного
регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к
традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости
процентных ставок и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С
1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем
приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе
открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных
ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках
краткосрочного капитала. Все это говорит о качественной смене модели
регулирования кредитно-финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в
роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.
Рассмотрим конкретные цели и механизм денежно-кредитной политики. В
основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки -
своего рода «искусственной селекции предприятий». Инициативу в проведении
реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно
использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны,
административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком
уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления,
перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны,
регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного
капитала позволяли Центральному Банку и правительству, в приказном по сути, порядке, направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой
индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни
Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить
решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и
имевшихся редких ресурсов стихийному рыночному процессу. "Именно
способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной
зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и
использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения
устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин
быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы.