Денежно-кредитная политика в современной экономике

Денежно-кредитная политика в современной экономике

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации



Оренбургский Государственный Университет



кафедра экономической теории


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:  “Денежно-кредитная политика в современной экономике”


                       

                                                         

   Выполнила: студентка              Группы 99МЭК2

    Пикалова В.А.

    Проверила: Зуева Е.Г.

 

 










Оренбург 2000


Содержание.

Введение.

I. Основные направления денежно-кредитной политики.

1.1   Современные тенденции денежно-кредитной политики.

1.11.2                Цели денежно-кредитной политики.

1.11.3                Эффективность денежно-кредитной политики.

II. Монетарная политика и экономический рост.

2.1     Инструменты денежно-кредитной политики.

III. Цели и результаты денежно-кредитной политики в1998г.

    3.1 Российская экономика в 1998г.

 Заключение.

Приложение.

Литература.































Введение.


Эту тему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться, в чем причина продолжающегося  развала. И по-моему мнению одной из самых важных причин является несовершенность денежно-кредитной политики.

В1998 году  произошел финансовый кризис в следствии чего в Росси произошли различные перемены: начался отток капитала; увеличился государственный долг; тысячи людей остались безработными из-за резкого спада производства.

Сегодня денежно-кредитная политика имеет достаточно большое количество инструментов для реализации своих функций. И тут встает вопрос, насколько умело воспользуются Правительство РФ и Центробанк  предоставленными инструментами.

Целью своей работы я и ставлю рассмотреть вопрос об эффективности денежно-кредитной политики, насколько она проявила себя в ситуации финансово-экономического кризиса 1998 года.

Я испытываю надежду, что проработка этой темы позволит мне лучше разобраться в системе денежно-кредитной политики государства, понять какие трудности испытывает Центробанк  , на который возложена, одна из важных задач по поддержании стабильности национальной валюты.





















 

1. Основные направления денежно-кредитной

политики.

       Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как  в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.       Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы правления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций;варьирует условия их продажи; различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

В России в настоящее время существует три основные формы управления государственным долгом:

1.     Добровольный рыночный кредит -  размещение  государственных ценных бумаг (государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ))на рынке.

2.     Вынужденный квазирыночный кредит – рыночное оформление фактического государственного долга. Так, появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя Министерства финансов, которыми на Министерство была переоформлена задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы.

3.     Кредит Центробанка Министерству финансов. Остаток такого кредита на начало 1996 г. достиг около 60 трлн. руб.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым. Так, регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской — к ее сокращению.       Итак, существует три основных направления кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь, поэтому меры, принятые правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер. Рассмотрим, наконец, сами инструменты, с чьей помощью государство воздействует на кредитный рынок, проводя намеченную денежную политику.


1.1 Современные тенденции денежно-кредитной

политики.

 

Главными особенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижение цены государственного кредита.

Принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и её отдельные агрегаты.

Особо следует подчеркнуть, что государственные органы стран с рыночной экономикой в последнее время все чаще используют “ политику развития конкуренции” в банковской сфере, то есть, стимулируют конкуренцию, расчищают для неё место, включая и меры,  Направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находится и предпринимаемые в последние годы действия по  либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков к местным рынкам рассматривается как необходимый  фактор повышения эффективности последних.

1.2 Цели кредитно-денежной политики.


Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в  достижении общего уровня  производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика в условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента (кредитная экспансия), а во время  инфляции, наоборот, стремятся предотвратить “перегрев” конъюктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д. (кредитная рестрикция).

Исходным при определении целей денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях (соподчиненности) различных компонентов экономической политики.

Важно прояснить вопрос об определении базовых понятий. Традиционным является употребление термина “денежно-кредитная политика”. Является ли, однако, понятие “кредитная” простым приложением к понятию “денежная” либо это понятие имеет собственное содержание? Верно ли поэтому именовать рассматриваемую политику денежно-кредитной или следует говорить о  денежной и кредитной политике как об относительно самостоятельных компонентах экономической политики? Для ответа на данный вопрос необходимо сопоставить целевые задачи и средства их решения в рамках денежной и кредитной составляющих политики.

Что служит целью денежной политики? Исходя из положения Конституции Российской Федерации, забота о стабильности национальной валюты (рубля) возлагается исключительно на Банк России. Однако представлять цель денежной политики таким образом было бы ошибочно. Оперируя деньгами, денежная политика не имеет прямого выхода на товарные цены. Верно рассматривать её в качестве фактора регулирования общей ценовой стабильности, но именно фактора, причем, во-первых, не единственного, а действующего наряду с другими более или менее существенными факторами (уровень конкуренции, регулирование деятельности монополий, политика доходов, налоговая система и т.д.), и, во-вторых, фактора, активное включение которого в решение задачи поддержания ценовой стабильности должно быть специально показано в конкретных экономических условиях.

 Суть проблемы определения цели денежной политики сводится к выявлению того конкретного способа, посредством которого именно денежная политика обеспечивает (должна обеспечить) продвижение к заданному результату – стабильности цен.

Целью денежной политики является обеспечение экономики необходимой и достаточной денежной массой. Другое возможное определение, фактически синоним предыдущего: цель денежной политики состоит в том, чтобы исключить избыток либо дефицит денежной массы с точки зрения потребностей экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать