Денежно-кредитная политика в современной экономике

В то же время следует иметь в виду, что представленный в таблице уровень влияния монетарных факторов на экономические параметры отражает только результат их прямого действия.

Наряду с процентной политикой, которая является центральной экономической компонентой кредитной политики, существенное значение имеет также и организационный аспект. Речь идет о каналах кредитования экономики, или о схеме рефинансирования банков.

Проблема состоит в том, чтобы организовать эффективную систему рефинансирования, когда максимальный эффект достигается при минимальных издержках. Исходя из этого, организационно наиболее приемлем компромиссный вариант, когда, например, только ценные бумаги, эмитированные надежными заемщиками, рассматриваются в качестве инструмента рефинансирования.

Другая проблема связана с качеством ценных бумаг (векселей) как в формальном, так и в  экономическом смысле (недопустимость рефинансирования “бронзовых” векселей, т.е. дружеских услуг, а не реальных сделок).

 Обращаясь к теме защиты рубля от спекулятивных атак, необходимо указать, что оборона должна строиться на основе сочетания экономических и административных мер. Экономическая линия обороны формируется слабым курсом рубля, что снижает потенциальный эффект спекулятивных атак на него.

Тем не менее, разумной политики валютного курса и объективных факторов может не хватить для эффективного противодействия валютной спекуляции, основанной на объективной слабости национальной валюты. Поэтому в любом случае необходима система административных мер, помогающих реализоваться экономически обоснованным соотношениям.

В числе комбинированных мер может быть названо: 1) введение более жестких требований по создания резервов на возможные потери по активным операциям со всеми контрагентами; 2) ограничение свободной покупки иностранной валюты физическими лицами. Другой вариант введение акциза на покупку иностранной валюты.

Однако применение указанных мер явно недостаточно для расширения банковского кредитования реальной экономики. Отвечая на вопрос о факторах препятствующих кредитованию реальной экономики, банки – участники упоминавшегося опроса на первое место поставили не недостаток ресурсов, а высокие риски кредитования. При этом к истокам высоких кредитных рисков банки отнесли в первую очередь недостаточную защищенность залоговых прав и уже потом общее неустойчивое состояние экономики, отсутствие или неопределенность перспективы развития предприятия и инфляцию.

 

Экономическая система как таковая может функционировать более или менее гладко, более или менее эффективно. Переход от одной экономической системы к другой, т.е. состояние общества, когда экономическая система глобально не функционирует, когда новая система рождается из старой или на развалинах старой, требует особо жесткой координации всех составляющих экономической политики.


  

2.1 Инструменты кредитно-денежной политики.

       Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия) либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и  наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум.     Для регулирования экономики ими используются следующие методы денежно-кредитной политики: общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом; селективные предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм. К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, как: Учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этого инструмента было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.       Наибольшей  популярностью  учетная  политика  пользовалась в  конце ХIХ — начале ХХ в. В 30 — 40-х г.г. нашего столетия центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику “дешевых денег”, то есть низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. — 1%. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах – от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими снизилось, т.к. начало наталкиваться на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние этой политики на экономическую конъюнктуру.

В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организацией кредитных аукционов. При установление данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Со 2 декабря 1996 г. ставка рефинансирования составила 48% годовых против 60% в период с 21 октября по 1 декабря 1996 г.Операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центробанком РФ  государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами ценных бумаг, что расширяет регулирующее  воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной стороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов — метод прямого воздействия на кредитоспособность банков, поэтому многие экономисты считают последний слишком сильным, и он редко используется. Впервые его применили в США в 1933 г.        К селективным же причисляют следующие:Контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей  или ограничить объемы потребительского спроса.Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском во всем мире усиливается в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через выданных кредитов с суммой собственных резервов.   Так, при кредитовании клиентуры  во многих странах банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов,  выданных одному клиенту или их взаимосвязанной группе (например, фирмам, разрабатывающим одно месторождение) должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка, в США не более 10, во Франции — 75 %. В развитых странах определяется также соотношение объемов кредитных операций и собственных средств. К примеру, во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.   Таким образом, современные государства обладают целой системой методов регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса.

3. Цели и результаты денежно-кредитной политики

 в 1998 году.

Основные цели денежно-кредитной политики на 1998 год были определены в “ Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год”. В них была зафиксирована задача снижения инфляции до 5-8% в целом за год. При этом валовой внутренний продукт должен был составить 2840-2930 млрд. руб., или 100-103% в реальном выражении к уровню предыдущего года.  Предполагалось, что предельный размер дефицита федерального бюджета в 1998 году составит 132,4 млрд. руб., или 4,7% ВВП. Среднее значение обменного курса должно было составить 6,1 рубля за доллар США.

Однако с начала года финансовая система России испытывала нарастание негативного воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Основополагающими  причинами нестабильности явились:

·        налогово-бюджетные проблемы, связанные с низким уровнем собираемости налогов, увеличением задолженности по заработной плате и социальным выплатам;

·        рост взаимных платежей и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора;

·        резкое ухудшение состояния платежного баланса, обусловленное неблагоприятными изменениями конъюктуры на мировых рынках энергоресурсов, ростом расходов на обслуживание внешнего государственного долга и поддержанием завышенного курса рубля;

·        обострение ситуации на мировых финансовых рынках, выразившееся в оттоке международного капитала из стран с формирующимися рынками;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать