Деньги и денежные системы. Денежный рынок
p> Для осуществления определенной денежно-кредитной политики необходимо проведение измерения денежной массы . Однако измерение количества денег - весьма непростое дело . Проблема состоит в том
, что в современной экономике различные виды активов одновременно в той или иной форме выполняют все функции денег. Поэтому не имеется четких оснований для того , чтобы провести границу для, того чтобы повести границу между собственно деньгами и другими ликвидными активами . Наряду с уже упоминавшимся агрегатом М1 , необходимо выделить параметр М2 , который включает в себя несколько видов активов , являющимися ликвидными средствами накопления .

Поддержание предложения денег в стране на таком уровне чтобы, не вызвать ни экономический спад , ни инфляцию, является функцией центральных банков (Федеральной резервной системы в США) . Воздействуя на экономику посредством расширения ими сокращения обьема денежной массы
(предложения денег) эти органы осуществляют кредитно-денежную (монитарную) политику .

Цель кредитно-денежной политики состоит в том , чтобы создать на денежном рынке условия для того , чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития
, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров , услуг , рабочих мест . С другой стороны центробанки должны следить , чтобы в обращении не оказалось слишком много денег и кредитов , потому что такие излишки всегда приводили к инфляции .

На пути осуществления кредитно-денежной политики существуют сложности. Например , когда объем денежной массы увеличивается и в обращение поступает больше денег , то они дешевеют и банки могут снизить процентную ставку по кредитам. Но растущее предложение денег на рынке может повлечь за собой увеличение расходов и тем самым повысить уровень инфляции
. В периоды инфляции те деньги , которые заемщики выплачивают кредиторам , имеют более низкую покупательную способность , чем те , которые были , в свое время взяты в долг . Чтобы компенсировать потерю покупательной способности , кредиторы должны добавить определенный процент
(соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам , которые они назначили бы в другой ситуации . Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы , то фактически может привести к повышению процентных ставок .

Для проведения монетарной политики в условиях США
Федеральная резервная система располагает четырьмя основными инструментами
:
--- изменение уровня резервных требований ;
--- изменение процентных ставок , которые должны платить банки , беря кредиты у центрального института (учетная ставка)
--- покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках)
--- определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль) .
Принципиальный механизм этих требований представлен на схеме .

| Для увеличения ИНСТРУМЕНТЫ Для |
|сокращения |
|денежной массы |
|денежной массы |
| |
| Уменьшить Резервные требования Увеличить |
| Снизить Учетная ставка |
|Повысить |
| Покупать Операции на |
|Продавать |
| открытом рынке |
| Ослабить Выборочный |
|Усилить |
| кредитный |
| контроль |

Составлено по : Современный бизнес .С.268.

Первый инструмент предполагает , что все банки и финансовые институты создают резервы , то есть откладывали определенную сумму денег , равную какой то процентной доле их депозитов . Доля депозитов
, которую банки должны откладывать в качестве резервов , называется резервными требованиями.

Если центральный институт приходит к выводу , что отдельные потребители и фирмы слишком много покупают и что инфляция набирает силу, он повышает резервные требования . Когда они возрастут , то банки не смогут выдавать по -прежнему ссуды своим клиентам и наоборот .

Банки могут взять дополнительные средства для кредитования своих клиентов , взяв деньги в долг у регионального отделения центробанка , который в фигуральном смысле играет роль банкира банков .
Процентная ставка по кредитам , которая устанавливается в этом случае , называется учетной (дисконтной) ставкой . Такие дисконтные операции привлекают банки , когда они могут взимать со своих клиентов еще более высокий процент за кредиты .

Значит , если центральный институт считает необходимым , чтобы выдавалось больше кредитов , то он снижает учетную ставку и наоборот
. В целом считается , что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому что усиливается экономический рост . Так , снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1 3 процента .

Операции на открытом рынке осуществляются посредством купли-продажи государственных облигаций , которые предусматривают обязательство выплатить долг с процентами . Поскольку в подобном случае государственные облигации может купить любой желающий , эта практика получила наименование операции на открытом рынке .

Если центральный финансовый институт опасается инфляции и хочет уменьшить обьем денег в обращении , то он продает государственные облигации банкам и населению . Деньги , полученные за облигации могут немедленно изыматься из оборота . И наоборот , когда этот институт вновь собирается стимулировать оживление в экономике , государство выкупает свои облигации ,и подобным образом в экономику поступает довольно большое дополнительное количество наличности . По мере увеличения предложения денег снижается процентная ставка , и компании берут кредиты в больших обьемах , что расширяет для них возможности роста и усиливает конкуренцию между ними
.

Между отдельными секторами рыночной экономической системы существует кругооборот (замкнутый поток ) доходов и продуктов . В нем в качестве некоей жидкости вращаются деньги . Зависимость между деньгами и кругооборотом выражается уравнением обмена :

МV = Py , где М - количество денег , находящихся в обращении , V - скорость обращения денег (среднегодовое количество раз , когда каждая денежная единица используется для приобретения готовых товаров
) , P - уровень цен ( рассчитывается по отношению к базовому годовому значению , равному 1 ) , у - реальный доход , то есть доход расчитанный с учетом , влияния инфляции .

Задачи денежных рынков состоят в том , чтобы переправлять сбережения из рук тех экономических единиц , которые зарабатывают больше чем тратят , в руки единиц которые тратят больше чем зарабатывают . На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования , по которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции и долговые обязательства , или косвенные , где средства проходят через финансовых посредников - банки , взаимные фонды , страховые компании .

Фактически сегодня существует несколько теорий функционирования денежного рынка . Одной из них является монетаристская теория денежного рынка М.Фридмана и А.Шварца . В то время как в экономической мысли возобладало мнение , что деньги это не главное в экономике , то М.Фридман сделал другой вывод : во-первых , эта теория рассматривает скорость обращения денег как переменную величину , а не константу . Во-вторых , монитарная теория допускает несовпадение между денежной массой , показателями валового национального продукта и абсолютным уровнем цен . Основная рекомендация в стратегии денежно-кредитной политики монетаристской теории состоит в смягчении негативных моментов в течении делового цикла и центральные финансовые институты должны проводить в жизнь постоянно предсказуемую денежную политику. Постоянный рост денежной массы находящейся в обращении , примерно равный трехпроцентному уровню роста реального обьема производства , характерному для долгосрочных временных интервалов , представляет собой научную с точки зрения большинства монетаристов денежную политику .

Монетаризм это только одно из направлений анализа денежного рынка . Важный вклад в развитие понимания его вопросов внесло учение Д.М.Кейнса и его последователей , которое можно считать альтернативой монетаризму .

Для теории изложенной Д.Кейнсом в научной работе “Общая теория занятости , процента и денег”, важны взгляды о неэффективности денежной политики и необходимости регуляции и стимулирования экономики посредством изменения налоговой системы и структуры государственных расходов . На сегодняшний день имеет место синтезирование , включающее общие для обеих теорий элементов . Согласно современному кейнсианско- неокласическому синтезу , денежно-кредитная политика и фискальная политика
, проводимая центральным правительством и его финансовыми институтами , предоставляет им значительные возможности в области контроля за наличным
ВНП . Между тем , этот новый подход не подтверждает уверенности способности обеспечить процветания экономики и победить инфляционные процессы .

В начале 80-х годов приобрела значительное влияние
, близкая к консервативному направлению , достаточно близко связанному с монетаризмом. Основная идея связана с тем что надо увеличивать предложение , увеличивать уровень реального обьема производства , посредством уменьшения предельных налоговых ставок , что должно было бы преодолеть трехпроцентное ограничение , предложенное монетаристами .

3. Формирование денежного рынка РБ.

На сегодняшний день главной особенностью денежной массы в Беларуси является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами. Рассмотрим ситуацию, возникшую на денежном рынке в 1999 г. начале 2000 года. В 99 году экономика Беларуси продолжила движение по очередному циклу инфляционного развития. В первом полугодии денежная масса прирастала значительно быстрее, нежели объемы производства в реальном секторе экономики, что привело к превышению эффекта обесценивания активов над эффектом развития при субсидирования производства. На денежном рынке наблюдается увеличение разрыва между официальным и «параллельными» курсами твердой валюты. Быстрые темпы девальвации национальной валюты на теневых рынках приводят к существенному увеличению стоимости импортируемых сырьевых и производственных ресурсов. Вообще в событиях, происходивших на внутреннем валютном рынке в 1999 г. можно выделить два этапа, официальная идеологическая база которых и соответственно методы регулирования происходивших процессов принципиально различны.

На первом этапе, начало которому было положено с выдвижением П.
Прокоповича в вице-премьеры, а затем в председатели правления Нацбанка, доминировали принципы «народнохозяйственной необходимости» Отрасли экономики, в первую очередь сельское хозяйство и строительство жилья, обеспечивалось необходимыми суммами эмиссионных денег практически по первому требованию. С галопировавшей инфляцией, развивавшейся вследствие постоянного превышения темпов роста рублевой денежной массы над валютной, правительство настойчиво боролось административными методами. Ставка рефинансирования, к которой привязываются процентные ставки по кредитованию агропромышленного сектора, строительной отрасли и бюджетных предприятий были и остаются хронически отрицательными, т.е. ниже темпов инфляции в стране. В 1999 г. ставка рефинансирования менялась четыре раза:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать