, что в современной экономике различные виды активов одновременно в той или иной форме выполняют все функции денег. Поэтому не имеется четких оснований для того , чтобы провести границу для, того чтобы повести границу между собственно деньгами и другими ликвидными активами . Наряду с уже упоминавшимся агрегатом М1 , необходимо выделить параметр М2 , который включает в себя несколько видов активов , являющимися ликвидными средствами накопления .
Поддержание предложения денег в стране на таком уровне
чтобы, не вызвать ни экономический спад , ни инфляцию, является функцией
центральных банков (Федеральной резервной системы в США) . Воздействуя на
экономику посредством расширения ими сокращения обьема денежной массы
(предложения денег) эти органы осуществляют кредитно-денежную (монитарную)
политику .
Цель кредитно-денежной политики состоит в том , чтобы
создать на денежном рынке условия для того , чтобы в экономике постоянно
существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития
, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров , услуг ,
рабочих мест . С другой стороны центробанки должны следить , чтобы в
обращении не оказалось слишком много денег и кредитов , потому что такие
излишки всегда приводили к инфляции .
На пути осуществления кредитно-денежной политики
существуют сложности. Например , когда объем денежной массы увеличивается и
в обращение поступает больше денег , то они дешевеют и банки могут снизить
процентную ставку по кредитам. Но растущее предложение денег на рынке может
повлечь за собой увеличение расходов и тем самым повысить уровень инфляции
. В периоды инфляции те деньги , которые заемщики выплачивают кредиторам ,
имеют более низкую покупательную способность , чем те , которые были , в
свое время взяты в долг . Чтобы компенсировать потерю покупательной
способности , кредиторы должны добавить определенный процент
(соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам , которые они назначили бы
в другой ситуации . Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной
массы , то фактически может привести к повышению процентных ставок .
Для проведения монетарной политики в условиях США
Федеральная резервная система располагает четырьмя основными инструментами
:
--- изменение уровня резервных требований ;
--- изменение процентных ставок , которые должны платить банки , беря
кредиты у центрального института (учетная ставка)
--- покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых
рынках)
--- определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный
контроль) .
Принципиальный механизм этих требований представлен на схеме .
| Для увеличения ИНСТРУМЕНТЫ Для |
|сокращения |
|денежной массы |
|денежной массы |
| |
| Уменьшить Резервные требования Увеличить |
| Снизить Учетная ставка |
|Повысить |
| Покупать Операции на |
|Продавать |
| открытом рынке |
| Ослабить Выборочный |
|Усилить |
| кредитный |
| контроль |
Составлено по : Современный бизнес .С.268.
Первый инструмент предполагает , что все банки и
финансовые институты создают резервы , то есть откладывали определенную
сумму денег , равную какой то процентной доле их депозитов . Доля депозитов
, которую банки должны откладывать в качестве резервов , называется
резервными требованиями.
Если центральный институт приходит к выводу , что отдельные потребители и фирмы слишком много покупают и что инфляция набирает силу, он повышает резервные требования . Когда они возрастут , то банки не смогут выдавать по -прежнему ссуды своим клиентам и наоборот .
Банки могут взять дополнительные средства для
кредитования своих клиентов , взяв деньги в долг у регионального отделения
центробанка , который в фигуральном смысле играет роль банкира банков .
Процентная ставка по кредитам , которая устанавливается в этом случае ,
называется учетной (дисконтной) ставкой . Такие дисконтные операции
привлекают банки , когда они могут взимать со своих клиентов еще более
высокий процент за кредиты .
Значит , если центральный институт считает необходимым ,
чтобы выдавалось больше кредитов , то он снижает учетную ставку и наоборот
. В целом считается , что воздействие процентной ставки на экономику ведет
к тому что усиливается экономический рост . Так , снижение средней ставки
на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1 3
процента .
Операции на открытом рынке осуществляются посредством купли-продажи государственных облигаций , которые предусматривают обязательство выплатить долг с процентами . Поскольку в подобном случае государственные облигации может купить любой желающий , эта практика получила наименование операции на открытом рынке .
Если центральный финансовый институт опасается инфляции
и хочет уменьшить обьем денег в обращении , то он продает государственные
облигации банкам и населению . Деньги , полученные за облигации могут
немедленно изыматься из оборота . И наоборот , когда этот институт вновь
собирается стимулировать оживление в экономике , государство выкупает
свои облигации ,и подобным образом в экономику поступает довольно большое
дополнительное количество наличности . По мере увеличения предложения денег
снижается процентная ставка , и компании берут кредиты в больших обьемах ,
что расширяет для них возможности роста и усиливает конкуренцию между ними
.
Между отдельными секторами рыночной экономической системы существует кругооборот (замкнутый поток ) доходов и продуктов . В нем в качестве некоей жидкости вращаются деньги . Зависимость между деньгами и кругооборотом выражается уравнением обмена :
МV = Py , где М - количество денег , находящихся в
обращении , V - скорость обращения денег (среднегодовое количество раз ,
когда каждая денежная единица используется для приобретения готовых товаров
) , P - уровень цен ( рассчитывается по отношению к базовому годовому
значению , равному 1 ) , у - реальный доход , то есть доход
расчитанный с учетом , влияния инфляции .
Задачи денежных рынков состоят в том , чтобы переправлять сбережения из рук тех экономических единиц , которые зарабатывают больше чем тратят , в руки единиц которые тратят больше чем зарабатывают . На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования , по которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции и долговые обязательства , или косвенные , где средства проходят через финансовых посредников - банки , взаимные фонды , страховые компании .
Фактически сегодня существует несколько теорий функционирования денежного рынка . Одной из них является монетаристская теория денежного рынка М.Фридмана и А.Шварца . В то время как в экономической мысли возобладало мнение , что деньги это не главное в экономике , то М.Фридман сделал другой вывод : во-первых , эта теория рассматривает скорость обращения денег как переменную величину , а не константу . Во-вторых , монитарная теория допускает несовпадение между денежной массой , показателями валового национального продукта и абсолютным уровнем цен . Основная рекомендация в стратегии денежно-кредитной политики монетаристской теории состоит в смягчении негативных моментов в течении делового цикла и центральные финансовые институты должны проводить в жизнь постоянно предсказуемую денежную политику. Постоянный рост денежной массы находящейся в обращении , примерно равный трехпроцентному уровню роста реального обьема производства , характерному для долгосрочных временных интервалов , представляет собой научную с точки зрения большинства монетаристов денежную политику .
Монетаризм это только одно из направлений анализа денежного рынка . Важный вклад в развитие понимания его вопросов внесло учение Д.М.Кейнса и его последователей , которое можно считать альтернативой монетаризму .
Для теории изложенной Д.Кейнсом в научной работе “Общая
теория занятости , процента и денег”, важны взгляды о неэффективности
денежной политики и необходимости регуляции и стимулирования экономики
посредством изменения налоговой системы и структуры государственных
расходов . На сегодняшний день имеет место синтезирование , включающее
общие для обеих теорий элементов . Согласно современному кейнсианско-
неокласическому синтезу , денежно-кредитная политика и фискальная политика
, проводимая центральным правительством и его финансовыми институтами ,
предоставляет им значительные возможности в области контроля за наличным
ВНП . Между тем , этот новый подход не подтверждает уверенности способности
обеспечить процветания экономики и победить инфляционные процессы .
В начале 80-х годов приобрела значительное влияние
, близкая к консервативному направлению ,
достаточно близко связанному с монетаризмом. Основная идея связана с тем
что надо увеличивать предложение , увеличивать уровень реального обьема
производства , посредством уменьшения предельных налоговых ставок , что
должно было бы преодолеть трехпроцентное ограничение , предложенное
монетаристами .
3. Формирование денежного рынка РБ.
На сегодняшний день главной особенностью денежной массы в Беларуси является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами. Рассмотрим ситуацию, возникшую на денежном рынке в 1999 г. начале 2000 года. В 99 году экономика Беларуси продолжила движение по очередному циклу инфляционного развития. В первом полугодии денежная масса прирастала значительно быстрее, нежели объемы производства в реальном секторе экономики, что привело к превышению эффекта обесценивания активов над эффектом развития при субсидирования производства. На денежном рынке наблюдается увеличение разрыва между официальным и «параллельными» курсами твердой валюты. Быстрые темпы девальвации национальной валюты на теневых рынках приводят к существенному увеличению стоимости импортируемых сырьевых и производственных ресурсов. Вообще в событиях, происходивших на внутреннем валютном рынке в 1999 г. можно выделить два этапа, официальная идеологическая база которых и соответственно методы регулирования происходивших процессов принципиально различны.
На первом этапе, начало которому было положено с выдвижением П.
Прокоповича в вице-премьеры, а затем в председатели правления Нацбанка,
доминировали принципы «народнохозяйственной необходимости» Отрасли
экономики, в первую очередь сельское хозяйство и строительство жилья,
обеспечивалось необходимыми суммами эмиссионных денег практически по
первому требованию. С галопировавшей инфляцией, развивавшейся вследствие
постоянного превышения темпов роста рублевой денежной массы над валютной,
правительство настойчиво боролось административными методами. Ставка
рефинансирования, к которой привязываются процентные ставки по
кредитованию агропромышленного сектора, строительной отрасли и бюджетных
предприятий были и остаются хронически отрицательными, т.е. ниже темпов
инфляции в стране. В 1999 г. ставка рефинансирования менялась четыре раза: