Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью[7].
Договор купли-продажи признается публичным договором. Это означает, что торговое предприятие не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответствующего товара. Цена товара, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей.
Договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к категории договоров присоединения. Факт заключения договора розничной купли-продажи удостоверяется выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. С выдачей такого документа законодатель связывает также и момент заключения договора розничной купли-продажи. Однако отсутствие у покупателя чека или иного документа, удостоверяющего оплату товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания, чтобы подтвердить как факт заключения договора, так и его условия.
Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 года N 3708-I, предусмотрено внедрение в отечественную практику системы национальных счетов.
В системе национальных счетов (СНС) различается промежуточное и конечное потребление:
- промежуточное потребление включает стоимость всех продуктов, потребленных юридическими лицами в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг;
- конечное потребление представляет собой стоимость продуктов и услуг, использованных непосредственно для удовлетворения потребностей физических лиц, как индивидуалов, так и коллективов - в том числе и через государственные организации, осуществляющие бытовое обслуживание.
Таким образом, в СНС определены и два вида торговли:
- розничная - для конечного потребления физическими лицами;
- оптовая - для промежуточного потребления юридическими лицами.
"Инструкцией по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание", утвержденной постановлением Госкомстата России от 1 апреля 1996 года N 25[8], установлено, что "для проведения федерального государственного статистического наблюдения по торговле" в розничный товарооборот включаются:
- продажа товаров за наличный расчет населению;
- продажа товаров населению по безналичному расчету (посредством кредитных карточек и перечислением со счетов);
- продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.).
При этом особо подчеркнуто, что продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам в объеме розничного товарооборота не учитывается.
Все сказанное выше органично вытекает из основных принципов СНС.
Вместе с тем в Инструкции N 25 Госкомстата России указано, что в розничный товарооборот включается также продажа товаров юридическим лицам за наличный расчет, что противоречит как принципам гражданского права, так и основным принципам СНС, поскольку для квалификации торговли в качестве розничной при продаже товаров юридическим лицам за наличный расчет определяющей должна быть не форма оплаты (за наличный или безналичный расчет), а направление дальнейшего использования приобретенных товаров (для промежуточного потребления на производственные нужды или для конечного потребления на социальные нужды).
При учреждении любого юридического лица ему присваиваются соответствующие коды (идентификационный номер налогоплательщика, код вида деятельности и т. п.). В письме Госкомстата России от 8 ноября 1995 года N 17-1-17/1947 "Об отнесении торговых предприятий к розничным или оптовым" разъяснено: "Идентификация сфер оптовой и розничной торговли для решения учетно-статистических задач осуществляется Госкомстатом России на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК) Российской Федерации. Согласно этому Классификатору в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего пользования".
Вместе с тем в данном письме отмечено, что "вопрос методологии и критериев разграничения сфер оптовой и розничной торговли для применения в системе налогообложения в увязке с систематизацией сфер экономики по общероссийским классификаторам не находится в компетенции Госкомстата России".
Письмом Госналогслужбы России от 25 апреля 1996 года N ПВ-4-13/41н упомянутая выше "Инструкция по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от форм собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание", утвержденная постановлением Госкомстата России от 1 апреля 1996 года N 25, доведена до сведения всех налоговых инспекций "для использования в практической деятельности". При этом в письме Минфина России от 25 ноября 1997 года N 04-03-05 разъяснено, что "действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость определение оптовой и розничной торговли не предусмотрено".
Таким образом, можно сделать вывод, что критерии отнесения торговли к оптовой или розничной совпадают в статистическом и в налоговом учете.
В подтверждение данного вывода приведем высказывание из письма Госналогслужбы России от 6 мая 1997 года N 03-4-09/15[9], применительно к торговле бензином через автозаправочные станции (АЗС): "Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования, то есть непосредственно через кассовый аппарат торговой организации. Продажа горюче-смазочных материалов на условиях, когда согласно заключенному договору покупатель единовременно безналично (налично) оплачивает весь объем продажи ГСМ, согласованный с продавцом, а затем посредством кредитных карточек или по талонам выбирает его через АЗС, не относится к розничной торговле.
Указанные операции входят в понятие оптовой торговли, в которую включается деятельность по продаже товаров промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым и розничным торговцам.
В связи с изложенным при продаже горюче-смазочных материалов на условиях, когда согласно заключенному договору покупатель единовременно безналично (налично) оплачивает весь объем продаж ГСМ, в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"[10] налог на добавленную стоимость должен исчисляться продавцом со всей продажной цены горюче-смазочных материалов по ставке 20 процентов".
Следовательно, реализация товаров юридическим лицам должна вестись с исчислением НДС в порядке, установленном для оптовой торговли, а реализация товаров для физических лиц - в порядке, установленном для розничной торговли.
При этом, как отмечено в письме Минфина России от 25 ноября 1997 года N 04-03-05, "в целях применения налога на добавленную стоимость предприятия независимо от организационно-правовых форм при реализации товаров оптовыми партиями и в розницу должны вести раздельный аналитический учет этих товаров".
Ряд видов предпринимательской деятельности (в том числе и отдельные разновидности торговли) регулируется в административном порядке: это и лицензирование, и уплата сборов за право торговли. Помимо всего прочего, к торговой деятельности предъявляют свои требования и санитарно-эпидемиологический надзор, противопожарные службы, административно-технические и торговые инспекции. Следует иметь в виду, что в субъектах Российской Федерации устанавливаются дополнительные ограничения на торговлю, причем не всегда законные.
Например, в письме Верховного Суда РФ от 14 октября 1997 года "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" приведен конкретный пример: АОЗТ обратилось в суд с жалобой на постановление главы администрации от 16 апреля 1996 года "О порядке выдачи свидетельств на право осуществления торговой деятельности в Хабаровском крае", которым фактически были введены незаконные ограничения на осуществление оптовой и розничной торговли в крае. Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда удовлетворила жалобу и признала недействительным постановление главы краевой администрации.
Согласно Конституции РФ правила лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности должны устанавливаться федеральными законами. Однако в настоящее время такие федеральные законы отсутствуют, поэтому условия и правила лицензирования определяются как указами Президента, так и постановлениями Правительства РФ. Как отметил Верховный Суд РФ, правила лицензирования не могут вводиться нормативными актами субъектов РФ, что, тем не менее, широко распространено. А нормативные акты субъектов Федерации, незаконно ограничивающие конституционные права граждан на осуществление предпринимательской деятельности на территории РФ, судами должны признаваться недействительными. Вместе с тем предприниматели обязаны иметь в виду: либо они осуществляют только те виды деятельности, на которые у них получены соответствующие разрешения административных органов, либо они судятся с исполнительной властью на предмет законности введения таких разрешений. Но налоговые органы при проведении проверок и при решении вопроса об отнесении организации к тому или иному профилю торговли в первую очередь формально руководствуются имеющимися в наличии у организации лицензиями и разрешениями, которые, может быть, и являются незаконными.
Обязанность по применению контрольно-кассовых машин (ККМ) для организаций всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям и при оказании услуг была введена Законом РФ от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". В соответствии со ст. 2 данного Закона организации, осуществляющие расчеты с населением, должны: регистрировать ККМ, использовать исправные ККМ, выдавать покупателю чек, обеспечивать беспрепятственный доступ к ККМ работников налоговых органов и центров технического обслуживания. Статья 6 Закона обязывает налоговые органы регистрировать ККМ и осуществлять контроль за порядком их использования.