Доход фирмы
p> Следует дать следующее определение экономическим издержкам: экономические издержки фирмы - это те выплаты, которые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантов применения. Все альтернативные издержки, которые понесет фирма в процессе производства, могут быть либо внешними (фактическими, явными), либо внутренними (неявными).

Внешние издержки принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства, промежуточных изделий и деловых услуг. Здесь говорится о заработной плате рабочих и служащих, расходах на сырье и материалы, комиссионных вознаграждениях торговым фирмам, взносах банкам и другим финансовым учреждениям, расчетах за юридические консультации, транспортные услуги и т.п. Другими словами, внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, самостоятельным по отношению к данной фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев.

В процессе производства фирма может также использовать ресурсы, принадлежащие ей самой. В этом случае она несет внутренние издержки. Они не предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не приобретают денежную форму. С точки зрения фирмы, они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных способов его применения. Так, если фирма использует одно из принадлежащих ей зданий, то она не несет никаких внешних издержек в виде арендной платы. Однако внутренние издержки есть, так как фирма теряет возможность получения денег, сдавая это здание кому-либо в аренду. Хотя внутренние издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, ни существуют вполне реально и соответственно влияют на принятие экономических решений: которые обязательно должны учитывать упускаемые возможности лучшего использования собственных ресурсов производителя.

В качестве одного из элементов внутренних издержек рассматривается и так называемая нормальная прибыль предпринимателя, т.е. вознаграждение за выполняемые им функции. Примером здесь может послужить ситуация, в которой единоличный владелец мелкой фирмы применяет в ней исключительно собственный труд и денежный капитал. Внешних издержек на выплату заработной платы и процентов он не несет. Но предприниматель, о котором идет речь, ведь мог бы положить свои деньги в банк и получать по ним проценты. Кроме того, управляя собственным предприятием, он отказывается от заработка, который мог бы иметь, предложив такие же управленческие услуги другой фирме. Та минимальная плата, которая необходима, чтобы удержать его предпринимательские способности и денежные средства в данном предприятии, называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, перед предпринимателем стоит вопрос об отказе от данного способа деятельности.
Практически величина нормальной прибыли определяется самим предпринимателем как оценка альтернативных возможностей приложения своего капитала (норма отдачи) и предприимчивости (норма дохода).

На основании этого мы можем рассматривать величину прибыли как разность между валовым доходом (т.е. общей выручкой от реализации продукции) и всеми издержками - как внешними, так и внутренними (включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя).

Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого еле - еле хватает, чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина же превышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержками образует экономическую или чистую прибыль, т.е. доход предпринимателя, полученный сверх нормальной прибыли. Распределение валового дохода на экономические издержки и экономическую прибыль и их соотношение с бухгалтерскими издержками и бухгалтерской прибылью показано в таблице 1.

Экономическую прибыль следует отличать от прибыли бухгалтерской, которая представляет собой разность валового дохода и внешних (денежных) платежей фирмы. Следовательно, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину внутренних издержек. Именно экономическая прибыль является стимулом для вступления новых конкурентов в данный бизнес, если она положительна, или выхода фирм из бизнеса, если она отрицательна. Если экономическая прибыль велика, новые фирмы проникают на рынок, отвлекая на себя часть платежеспособного спроса. Чтобы успешно продавать, фирмы вынуждены снижать цены или нести дополнительные издержки по поддержке сбыта. Прибыль и экономическая прибыль снижаются, приток конкурентов уменьшается. При отрицательной, то есть недостаточной нормальной прибыли – картина обратная [3, с. 127].

Таблица 1.

Распределение валового дохода фирмы

в соответствии с бухгалтерским и экономическим принципами.


|Валовой доход |
|Экономические издержки |Экономическая|
| |прибыль |
|Внешние |Внутренние |Нормальная прибыль | |
|издержки |издержки | | |
| | |Норма отдачи |Норма дохода | |
|Бухгалтерские |Бухгалтерская прибыль |
|издержки | |

Затраты, которые фирма несет при производстве того или иного объема продукции, зависят не только от цен на необходимые ресурсы, а и от технологии и от того, какие именно ресурсы применяются и в каком количестве.

2. Методы расчета прибыли.

|В качестве сырья для производства пектина в расчетах принят сухой |
|свекловичный жом . |
|Годовая потребность – 1500 т |
|Цена 1 т – 100 доларов США |
|Готовую продукцию затаривают в крафт-мешки с полиэтиленовым |
|вкладышем по 15 кг. |
|Цены на сырье и материалы включают расходы на доставку. |
|Расчет стоимости сырья и материалов: |
|No |
|Наименование |
|Ед. измер. |
|Годовая потребность |
|Цена единицы с НДС, USD |
|Цена единицы без НДС, USD |
|Стоимость без НДС, тыс.USD |
| |
|1 |
|Сухой свекловичный жом |
|т |
|1500 |
|100 |
|83,34 |
|125,01 |
| |
|2 |
|Мешки бумажные многослойные с этикетками. |
|тыс.шт. |
|20,2 |
|0,17 |
|0,14 |
|2,83 |
| |
| |
|ИТОГО: |
| |
| |
| |
| |
|127,84 |
| |
| |
|[pic] |
| |
| |

При общественной собственности на средства производства всякие попытки "коллективного участия в прибылях" отдельно взятого предприятия, равно как и само формирование прибыли, в существующих размерах, в цене общественно-промежуточного продукта, т.е. непосредственно на предприятии, - все это только разрушает, прерывает прежде времени экономический "маршрут", по которому общественный доход, постепенно "вызревая", следует к месту своей окончательной консолидации - к потребительскому рынку. Кстати, именно эта близорукая политика аккумулирования прибыли непосредственно в хозяйственных ячейках, а не на рынке потребительских товаров, т.е., в ценах на промежуточный, а не конечный общественный продукт, именно эта политика, широко практикуемая с середины 60-х годов, и привела наше народное хозяйство в нынешнее катастрофическое состояние. Образно говоря, мы четверть века систематически трясли "дерево" нашей экономики, прежде чем плоды успевали созреть, и собирали "зеленые яблоки" вместо полноценного экономического "урожая". В конце концов добились того, что сама "яблоня" перестала плодоносить.

2.1. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы

В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества используемых в производстве ресурсов, краткосрочный и долговременный периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочный - тот, в течение которого предприятие не может изменить свои производственные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь в интенсивности использования этих мощностей - через ресурсы (сырье, топливо, энергия, живой труд и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке.

Долговременный период - такой, что достаточен для изменения количества всех привлекаемых ресурсов, включая производственные мощности. В течение этого периода могут возникать новые фирмы и закрываться старые.

Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние различаются прежде всего по возможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности. Например, в легкой промышленности эти изменения могут быть довольно быстро осуществлены (так, предприятие по пошиву одежды расширит свои производственные мощности за несколько дней, установив дополнительные столы для раскроя тканей и швейные машины). В тяжелой промышленности этот процесс требует значительно большего времени
(например, для строительства нового нефтеперерабатывающего завода может понадобиться несколько лет).

Суть различия между периодами состоит в возможности изменения производственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новые мощности, но возможно повысит степень их использования. В пределах долговременного периода можно расширить производственные мощности. Деление на два периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимизации прибыли [1, с.
87].

2.2. Закон убывающей отдачи.

Как уже видно из сказанного, в течении краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем присоединения переменных ресурсов к фиксированным мощностям. К примеру, на небольшом предприятии по производству радиоприемников при постоянном количестве оборудования владелец может нанять больше рабочих для его обслуживания. Чтобы принять решение о том, сколько людей нанять, он должен знать, как возрастет количество выпускаемых изделий по мере увеличения числа работников.

В самом общем виде динамику объема производства, связанную со все более интенсивным использованием фиксированных мощностей, описывает так называемый закон убывающей отдачи, или закон убывающего предельного продукта. Согласно этому закону, последовательное присоединение добавочных единиц переменного ресурса (например, труда) к фиксированному ресурсу
(например, капиталу или земле) начиная с определенного момента приводит к уменьшению добавочного, или предельного продукта, получаемого в расчете на каждую дополнительную единицу переменного ресурса. Это означает, что если количество рабочих, обслуживающих данное производственное оборудование, будет возрастать, то наступит момент, когда рост объема производства будет происходить все медленнее по мере привлечения каждого дополнительного рабочего.

Для того, чтобы лучше понять этот закон, стоит привести пример с той же фирмой. Предположим, что на ней было занято только трое рабочих. По мере увеличения этого количества появляется возможность и дополнительной специализации, в результате снижаются потери времени при переходе от одной операции к другой, производственные мощности используются более полно.
Таким образом, каждый добавочный рабочий вносит все больший вклад (дает все больший добавочный, или предельный продукт) в общий объем производства.
Однако на определенном этапе занятых станет слишком много; рабочее пространство, производственное оборудование окажутся "перенаселенными".
Пять человек сможет обслужить линию сборки лучше, чем три, но если рабочих станет десять, они начнут мешать друг другу. Им придется простаивать, чтобы воспользоваться тем или иным оборудованием. В итоге каждый добавочный рабочий будет вносить все меньший вклад в общий объем производства по сравнению со своим предшественником. Приведенный пример относится к обрабатывающей промышленности. Но та же закономерность обнаруживается, в частности, и в сельском хозяйстве, когда в качестве переменного ресурса берутся удобрения, а фиксированного - количество обрабатываемой земли. С внесением большего количества удобрений урожай будет увеличиваться, но с определенного момента прирост на каждую дополнительную внесенную тонну станет сокращаться. Более того, переизбыток удобрений чреват полной гибелью урожая. [8, c. 126]

Закон убывающей отдачи применим ко всем производственным процессам и ко всем переменным ресурсам, когда по меньшей мере один производственный фактор остается неизменным.

Взаимосвязь между количеством используемых ресурсов и достигаемым объемом производства в натуральных показателях представляет собой важное ограничение деятельности фирмы, анализ которого, следовательно, должен, играть важную роль в управлении. Однако большинство деловых решений принимаются на основе не натуральных, а денежных показателей. Отсюда вытекает необходимость объединения данных о производстве, полученных на базе анализа закона убывающей отдачи, с данными о ценах на ресурсы. Такой подход позволяет определить динамику общих издержек производства различных объемов продукции и издержек в расчете на ее единицу.

2.3.Общий, средний и предельный доход фирмы.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свой объем продаж.

Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что выступает как цена за единицу продукции для покупателя, является доходом от единицы продукции, или средним доходом, для продавца. Сказать, что покупатель должен уплатить цену в 100 дол. за штуку,
— то же самое, что сказать: доход от единицы продукции, или средний доход, полученный продавцом, равен 100 дол. Средний доход AR (Average Revenue) и цена — это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения.

Валовой доход TR (Total Revenue) при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать.. В этом случае валовой доход увеличивается на постоянную величину — 100 дол. — с каждой дополнительной единицей продаж. Каждое проданное изделие прибавляет ровно свою цену к валовому доходу.

Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, как изменится ее доход в результате этого сдвига в выпуске. Какой будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукции? Предельный доход есть дополнение к валовому доходу, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. Валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены продукта. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену — в данном случае 100 дол. — к валовому доходу. И предельный доход - это увеличение валового дохода. Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по

Рис. 2 Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы.

постоянной цене. [5, c. 69] На рисунке 2 представлены прямые, характеризующие валовой и предельный доход фирмы.

Заключение.

Рассмотренная в работе тема прибыли и условий максимизации прибыли конкурентной фирмой позволяет сделать следующие выводы:

1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде конкурентной фирмой может быть исследована, используя принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки.

2. При условии, что цена превышает минимум средних переменных издержек, конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Если цена меньше, чем средние переменные издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, закрываясь. Если цена выше, чем средние переменные издержки, но меньше, чем средние валовые издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, производя объем продукции, при котором P=MC. Если цена превышает средние валовые издержки, объем продукции, при котором P=MC, будет обеспечивать максимум экономических прибылей для фирмы.

3. Применение правила MR(P) = MC при различных возможных рыночных ценах приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде, который лежит над средними переменными издержками, есть кривая предложения в краткосрочном периоде.

4. В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства, так как экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

5. Кривая предложения в долговременном периоде совершенно эластична для отрасли с постоянными издержками, но является восходящей для отрасли с возрастающими издержками.

6. В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребностей. Равенство в долговременном периоде цены и минимума средних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут использовать наиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами.

Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов с тем, чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное время.

7. Данная курсовая работа выполнена без учета факторов, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебник по основам экономической теории. Ред. Камаева В.Д.
2. Микроэкономика. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. М., МГУ, 1997
3. Ю.А. Львов. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «ФОРМИКА»,

1992
4. Эдвин Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель.

Пер. С англ. СПб.: 1992
5. Кэмпбелл Р.Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс, М.: «Республика», 1992, т. 2
6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992, т. 1
7. Беложецкий И.А. Прибыль предприятия. Жур. «Финансы», № 3, 1993, с.40.
8. Батурина И., Непринцева Е. Производство и предложение. Издержки и прибыль. Жур. «Российский экономический журнал». № 3., 1993, с. 119 –

130.
9. Кодацкий В.П. Проблемы формирования прибыли. Жур. «Экономист», № 3,

1994, с. 49-60.

-----------------------

[pic]



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать