Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения с 1990
г. по 1997 г. постоянно возрастал и увеличился за это время почти в 5 раз -
от 5% в 1990 г. до 24% в 1997 г. . В 1998 г. эта доля понизилась до 23 %, а
в 1999 - до 20%. Ориентируясь на тенденцию роста стоимости платных услуг в
1-м полугодии 2000 г. можно ожидать повышения удельного веса платных услуг
в 2000 г. до 22%-23%. Очевидно, что периоды роста доли платных услуг в
потребительских расходах населения свидетельствуют о более высоком росте
средних цен на услуги по сравнению с ростом цен на иные товары и блага,
если физические объёмы изменяются в одинаковых пропорциях.
Прогнозное значение розничного товарооборота, включая общественное
питание, в 2000 г. - 2115 млрд., что в сопоставимых ценах составляет 82%
от розничного товарооборота в 1994 г. (более ранние сопоставимые данные по
физическому объёму услуг отсутствуют). Физический объём платных услуг в
2000 г. ( прогноз по тенденции 1-го полугодия) составляет 92% от уровня
1994 г. Такое соотношение физических объёмов розничного товарооборота и
платных услуг в 2000 г. по отношению к их уровням в 1994 г. при
предположении о равенстве за данный период времени индексов потребительских
цен по этим двум направлениям потребительских расходов могло увеличить
удельный вес платных услуг в потребительских расходах с 14% (доля платных
услуг населению в 1994 г.) только до 15,4%. Для того, чтобы в 2000 г.
удельный вес платных услуг достиг искомых 22,5% (среднее значение в
прогнозируемом интервале удельного веса платных услуг), необходимо, в
дополнение к указанным изменениям физических объёмов, чтобы индекс цен на
платные услуги за период с 1994 по 2000 г. был в 1,6 больше индекса
потребительских цен по товарам розничного товарооборота. Другими словами,
рост цен на платные услуги за рассматриваемый период времени в 1,6 раза
обогнал рост цен на все прочие потребительские товары и блага.
Снижение физического объёма платных услуг населению за период с 1994
по 2000 г. вовсе не означает снижения физических объёмов по всей
номенклатуре платных услуг. Это снижение связано со снижением физического
объёма трёх групп услуг, в сумме составляющих более половины (52% в 1994 г.
и 57,6% в 2000 г.) стоимостного объёма платных услуг, а именно: с услугами
пассажирского транспорта - снижение на 25%; услугами связи - снижение на
32% и с жилищно-коммунальными услугами - снижение на 23%. Зато наиболее
заметным образом выросли физические объёмы тех видов услуг, которые раньше
были в подавляющей части бесплатными или мало платными. Это услуги системы
образования - рост на 198% ( почти в 3 раза), медицинские - рост на 202%
(более, чем в 3 раза) и культуры - рост на 202% (более, чем в три раза) (Р
1,2,3,4,5). Такой рост физических объёмов вызван в первую очередь переводом
значительной части бесплатных ранее услуг в платные - это касается услуг
системы образования и медицины, а в случае услуг культуры - с созданием
множества новых направлений, проектов и центров культуры.
Последние полтора года характерны существенным ростом физических
объёмов практически всей номенклатуры платных услуг, за исключением жилищно-
коммунальных, физический объём которых понизился на 2%. В наибольшей мере
выросли физические объёмы санаторно-оздоровительных услуг - на 51%, системы
образования - на 46% и медицины - на 31%. Соответственно, в наибольшей за
этот период времени мере вырос стоимостной объём санаторно-оздоровительных
услуг - в 2,87 раза. Несмотря на то, что физический объём услуг культуры
повысился менее заметно - на 28%, по росту стоимостного объёма этот вид
услуг занимает 2-е место - в 2,82 раза. Третье и четвертое места занимают:
система образования - рост стоимостного объёма - в 2,39 раза и медицина - в
2,32 раза.
Рост стоимостного объёма жилищно-коммунальных услуг оказался наименее значительным - 1,64 раза, что значительно уступает среднему по всей номенклатуре услуг значению - 1,93 раза. Много ниже среднего и индекс цен жилищно-коммунальных услуг - 1,67 раза, что опять же ниже среднего индекса цен всей номенклатуры услуг. Рост стоимостного объёма жилищно-коммунальных услуг за рассматриваемый период существенно отстаёт от роста денежных доходов населения, которые выросли в 2,1 раза, роста заработной платы - рост в 1,98 раз и даже от роста пенсии - рост в 1,72 раза, но её высокий удельный вес в платных услугах - 21% и то, что потребителем этого вида услуг является каждый, делает любой рост её стоимости нетерпимым. А вот рост стоимостных объёмов санаторно-оздоровительных услуг - в 2,87 раза, услуг культуры - в 2,82 раза, образования - в 2,39 раза и медицины - в 2,32 раза существенно обгоняют рост денежных доходов населения и всё сильнее бьют по бюджету семьи, если они ей необходимы, т.к. воспользоваться их бесплатным аналогом всё более нереально.
Следует однако отметить некоторое снижение темпов роста как
физических, так и стоимостных объёмов платных услуг системы образования и
платных медицинских услуг в первом полугодии 2000 г. Так, если за период с
1994 г. по 1998 г. ежегодные приросты физических объёмов платных услуг
системы образования и медицины среднем были на уровне 19,6% и 25%,
соответственно, то в первом полугодии 2000 г., по сравнению с первым
полугодием 1999г., рост физических объёмов этих видов услуг составил 18,1%
и14,4%, соответственно. Стоимостной объём услуг системы образования в
первом полугодии 2000 г. вырос, по сравнению с первым полугодием 1999 г.,
на 44,8%, в то время как в 1999 г., по сравнению с 1998 г, он увеличился на
65,3%. Почти в той же пропорции изменились и темпы роста стоимостного
объёма платных медицинских услуг - 41,5% прироста в первом полугодии 2000
г., по сравнению с первым полугодием 1999 г., и 64,0% в 1999 г. по
сравнению с 1998 г.
Заключить настоящий раздел хотелось бы следующими выводами:
В первом полугодии 2000 г. покупательная способность рубля в 16,4 раза ниже
покупательной способности рубля в 1990 г., а покупательная способность
среднедушевого денежного дохода в первом полугодии 2000 г. почти в два раза
ниже покупательной способности среднедушевого денежного дохода 1990 года.
Всё большую роль в снижении покупательной способности денежных доходов населения играет рост стоимости платных услуг населению, доля которых в денежных расходах населения с 1990 г. выросла в 5 раз и составила почти четвёртую их часть. Рост стоимости платных услуг населению за последние 10 лет связан как с опережающим по сравнению с другими товарами и благами ростом их средней цены, так и с ростом их физического объёма за счёт перехода части бесплатных услуг (медицины и образования) в платные.
В наибольшей мере растут расходы населения на санаторно- оздоровительные услуги и на услуги культуры, медицины и образования. Темпы роста расходов на эти виды услуг значительно опережают темпы роста денежных доходов населения.
Темпы роста расходов населения на жилищно-коммунальные услуги и цен на них существенно ниже как темпов роста средних расходов по всему комплексу платных услуг и цен на них, так и темпов роста среднедушевых денежных доходов населения. Всеобщая необходимость жилищно-коммунальных услуг делает любой рост их стоимости весьма болезненным для населения.
ГЛАВА 4 Социальная политика государства
4.1. Бедность
Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков — одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров)
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых — уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.
В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома для престарелых и др.
4.2. Система социальной защиты и ее развитие
Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.
Одна часть средств таких программ формируется через государственный
бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за
счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах
«государственного социализма» около 70% средств таких программ
формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств — за
счет прибылей предприятий).
Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9