Соглашаясь в целом с позицией последних, следует отметить, что реализация концепции, которую они предлагают, по нашему мнению, является отдаленной перспективой, поскольку идея привлечения иностранных инвестиций на основе законодательства о конкуренции может быть претворена в жизнь только в условиях сложившейся рыночной экономики. В условиях нестабильной правовой базы и в отсутствии определенных гарантий иностранные инвесторы вряд ли решатся на сколько-нибудь крупные вложения в экономику страны- реципиента.
• Гарантии от изменения законодательства. В случае если акты
законодательства Беларуси, принятые после регистрации предприятия с
иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия иностранных
инвесторов и создаваемых с их участием предприятий (т. е. на них
возлагается дополнительные либо увеличенные по сравнению с ранее
существовавшими обязанности или они ограничиваются либо лишаются имевшихся
прав), то к инвесторам, предприятию с иностранными инвестициями и (или)
иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство,
действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями.
Вместе с тем данные требования не распространяются на изменение
законодательства республики в области обеспечения обороноспособности,
экологической безопасности и охраны здоровья населения.
• Гарантии от принудительных отчуждений. Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций, кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной безопасности, при соблюдении определенных законом условий и порядка, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества.
Отечественный законодатель предусматривает, что убытки, причиненные иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решение о принудительном отчуждении. Однако в Законе не указано, какие органы вправе принимать подобные решения. Не определено также, что представляет собой изъятие, захват, принудительный выкуп. В законе не дано толкование национализации и реквизиции. Причем, если в ст. 243 Гражданского кодекса дано понятие реквизиции, то о национализации законодатель умалчивает, поскольку ст. 245 такого же кодекса «Национализация» всего лишь отсылает к специальному закону о порядке и условиях национализации.
Вместе с тем проблемы национализации собственности существенным образом
влияют на инвестиционный климат. Акты национализации и огосударствления
частной собственности как национальной, так и иностранной, после 1917 года
без какой бы то ни было компенсации, с точки зрения международного права
считаются неправомерными. Отрадно, международно-правовая практика Беларуси
(в подписанных и ратифицированных инвестиционных договорах) пошла по пути
признания правомерности актов законной национализации только при условии
выплаты компенсации за национализированное имущество. Представляется
необходимым закрепить в Законе положение, в соответствии с которым
национализация будет рассматриваться, как исключительная мера и решение о
ней будет приниматься только парламентом страны, что также будет являться
определенной гарантией для иностранных инвесторов.
• Гарантии компенсации при возмещении убытков от незаконных действий
государственных органов и их должностных лиц. Убытки, понесенные
иностранным инвестором в результате исполнения им акта, решения, указания
государственных органов или их должностных лиц, нарушивших права инвестора,
предприятия, а также убытки, полученные в результате ненадлежащего
исполнения такими органами или их должностными лицами в отношении инвестора
либо предприятия обязанностей, предусмотренных законодательством Республики
Беларусь, подлежат компенсации этими органами по решению суда. Компенсация
должна быть своевременной, адекватной и эффективной.
К сожалению, законодатель не установил конкретного срока, в течение которого должна быть выплачена компенсация, указав лишь, что она должна выплачиваться без задержки. Таким образом, есть основания усомниться в эффективности вышеназванной гарантии.
• Гарантии по использованию доходов от инвестиционной деятельности. После уплаты налогов и сборов иностранным инвесторам в отношении принадлежащих им доходов, полученных от использования их инвестиций, гарантируются следующие направления использования доходов:
• использование их на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку товаров на территории Республики Беларусь;
• использование их на покупку другой валюты на внутреннем рынке
Республики Беларусь;
• беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну.
Данным гарантиям придается большое значение практически во всех соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций. Гарантия перевода капиталов и прибылей связана с повседневной инвестиционной деятельностью и составляет основу таких соглашений.
• Страхование имущества. Одним из традиционных, достаточно эффективных
способов защиты имущественных прав физических и юридических лиц является
страхование. Возможность застраховать свои вложенные средства является для
инвестора гарантией того, что в случае их потери он получит хотя бы
частичное возмещение потерь в виде страхового возмещения. Подавляющее
большинство законов зарубежных стран об иностранных инвестициях содержат
правило, в соответствии с которым инвесторам представляется возможность
самим определять, стоит ли им воспользоваться страховой защитой своих
имущественных интересов. Белорусский Закон не является в этом смысле
исключением. В соответствии со ст.37 Закона страхование имущества и рисков
предприятия с иностранными инвестициями осуществляется по его усмотрению в
любых организациях, осуществляющих страховые функции на законных
основаниях, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено
обязательное страхование. Однако специальный закон «О страховании» в
значительной степени элиминирует возможности защиты иностранных инвесторов
путем страхования, как ни парадоксально это звучит. Дело в том, что по
смыслу ст. 7 вышеназванного закона, иностранные юридические и физические
лица, инвестирующие свой капитал в экономику Республики Беларусь, имеют право застраховать свой имущественный интерес только у страховщиков
Республики Беларусь. Такое положение, как правило, не соответствует
интересам иностранных инвесторов, так как они предпочли бы страховать свои
интересы в известных им страховых организациях, т. е. у себя в стране или в
страховых компаниях, чья надежность не вызывает у них сомнения. Кроме того,
в ситуации, когда для Беларуси является характерным отсутствие мощных
частных страховых компаний, способных страховать крупные инвестиционные
проекты, институциональные инвесторы не решаются вкладывать значительные
средства в экономику республики, в том числе и по этой причине.
Вместе с тем, в деле страхования иностранных инвестиций нашим государством сделан целый ряд позитивных шагов. В частности, для реализации защиты инвестиций в рамках системы страхования «Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь» констатировала необходимость обеспечить максимально возможное взаимодействие страховых обществ с крупными зарубежными перестраховщиками. Предлагалось также решать проблему страхования путем организации страховых пулов, создания института страховых брокеров, что позволило бы в короткие сроки максимально использовать имеющийся страховой капитал, распределить риски между страховыми организациями республики (данные предложения были реализованы в целом ряде нормативных актов, регулирующих вопросы страхования). Наконец, в качестве важнейшей меры предусматривается создание Национального перестраховочного общества с уставным капиталом в размере не менее 6 млн. долларов США с участием государства и иностранных страховых и перестраховочных обществ, а также Всемирного банка.
Рассмотренные тут проблемы свидетельствуют о необходимости скорейшей разработки (предпочтительно на уровне закона) четкого механизма реализации гарантий иностранных инвесторов с учетом высказанных замечаний и предложений. В противном случае некоторые гарантии останутся всего лишь декларацией, а при таких условиях нельзя рассчитывать на значительные объемы инвестиций.
4.Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений.
Необходимость быстрого технического и технологического переоснащения предприятий, повышение конкурентоспособности их продукции непосредственно связаны с инвестированием.
В последние годы в условиях общего кризиса экономики, нехватки
собственных финансовых ресурсов, дефицита бюджетных средств происходит
сокращение инвестиций в экономику. Объем инвестиций за последние десять лет
упал более чем на 50%. В 1993 году удельный вес инвестиций в ВВП составил
25,3%, в первом квартале 2001 года— 13,3%. При этом доля капиталовложений
производственного характера в общем объеме инвестиций меньше половины
(48,9%).
Инвестированные ресурсы зачастую используются неэффективно, и, как
следствие, возникает проблема "долгостроев", задолженности по кредитам.
Данная практика инвестирования ведет к расточительству финансовых ресурсов.
Происходит связывание денежных средств, которые могли бы быть направлены в
более эффективные производства и проекты. Поэтому в данных условиях особую
актуальность приобретает проблема оценки инвестиционных проектов.
Современные методы оценки инвестиционного проекта предполагают всесторонность, объективность анализа, повышенные требования к расчетам.
Рассмотрим наиболее важные составляющие данной оценки:
=> порядок расчёта и оценки финансовых коэффициентов эффективности;
=> анализ движения наличных денег;
=> определение устойчивости проекта.
При оценке эффективности инвестиционных проектов следует различать:
• коммерческую (финансовую) эффективность — выгоду с точки зрения реализующего проект субъекта хозяйствования;
• бюджетную эффективность — финансовые последствия осуществления проекта для республиканского и (или) местного бюджета;
• экономическую эффективность — затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.
Основу оценки инвестиционного проекта составляет такое понятие, как соизмерение затрат и результатов на его реализацию.