Одним из основных категорий курса является экон.-геогр. положение
(ЭГП) — это отношение данного объекта (страны, города, предприятия) к
объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др. странам, городам,
крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.). ЭГП — это вид геогр.
положения, которое является внешним условием существования и развития
исследуемого объекта, отношением данного объекта к каким-либо геогр.
объектам вне него. Отличительная черта ЭГП — его историческая изменчивость.
Мордовия была отсталой аграрной территорией, а сейчас это индустриально-
аграрная республика, располагающаяся вблизи крупных пром-ных центров и
крупных транспортных путей. Еще одна черта ЭПГ — потенциальный характер,
т.е. оно дает шанс на преимущество, но это преимущество может быть
реализовано или нет. Расположение рассматриваемого объекта на морских путях
ведущих через проливы выгодно, но выгодно только в том случае, если пролив
соединяет экономически мощные страны. Иногда сам объект создает свое
положение. Возможно превращение Москвы, а не Коломны в столицу было
исторически случайным. Но став столицей Москва сама сформировала свое
выдающееся положение в узле сухопутных дорог.
Категория политико-географическое положение родственно ЭГП — это
положение страны относительно союзников и врагов при данной международной
полит. обстановке. ЭГП представляет собой сложную систему, в которую входят
компоненты:
. трансп.-геогр. положение — по отношению транспортной сети, с учетом ее мощности, скорости, стоимости, загруженности) особенно выделяется приморское положение, которое является существенным фактором экон. развития;
. пром.-геогр. положение — относительно источников энергии, центров обрабатывающей пром-ти и научно-технических баз;
. агрогеографическое положение — относительно продовольственных баз и основных центров потребления с/х продукции;
. рыночное положение — относительно рынков сбыта;
. демографическое положение — относительно нахождения трудовых ресурсов.
. рекреационно-географическое — положение объекта относительно мест отдыха.
Кроме того рассматривается положение объекта в р-не, области, стране.
Выделяются положения относительно центров — рассматривается центральное
положение, периферийное и т.д. Различаются макро, микро положения.
Основные подходы к оценке ЭГП начинают обычно с расстояния от него до
др. объектов (геодезическое расстояние — по прямой, фактическое —по
существующим путям, экономическое — измеряемое затратами, по условным
отрезкам — например «через два квартала»). Затем оценивается положение
внутри ареала государства, город и т.д.) Центральное положение всегда
выгоднее периферийного. Глубинное положение безопаснее, но затрудняет
внешние связи, пограничное — опасней, но благоприятствует развитию
внешнеэкономических связей. Для объекта очень важно количество соседей. Чем
больше соседей первого порядка (непосредственно граничащих с объектом), тем
больше у них ресурсный потенциал, тем выгодней положение. У Центрального р-
на 5 соседей первого порядка и это дает ему дополнительные преимущества по
сравнению с Дальневосточным р-ном. Для оценки ЭГП государств используются
термины «континентальное», «мировое положение», для положения объекта
внутри страны — макро, мезо, микро положение. Для С-Петербурга
макроположение описывается относительно Европейской части РФ, мезоположение
— относительно Ленинградской обл., микроположение — относительно дельты
Невы. Значение ЭГП хорошо прослеживается на судьбах таких городов как Рига,
С-Петербург, Астрахань.
ЭГП экон. р-на можно оценить по плану:
. положение относительно Центрального р-на
. к государственной границе
. к морям мирового океана и внутренним
. число сухопутных соседей первого порядка, их совокупный природно- ресурсный, людской и экон. потенциал
. положение по отношению к путям сообщения
. к основным топливно-энергетическим, ресурсным, металлургическим и продовольственным базам
. к основной полосе расселения.
32. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ И АЗИАТСКОЙ РОССИИ
Европейская Россия
В России р-ны и их группы входят в состав крупных макрорегионов: Западного
(Европейская Россия) и Восточного (Азиатская Россия). Это макрорегионы
отличаются историческими особенностями заселения, освоения территорий,
экон. развития.
Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения территории,
составляющей 25% от площади страны. При снижении доли в населении России
(1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный потенциал остается
постоянно преобладающим. Здесь производится более 85% пром-ной и с/х
продукции, 90% научных исследований. Доля городского населения составляет
75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-ств в крупных городах
В Европейской России находятся крупнейшие городские агломерации и 12
городов-«миллионеров».
Здесь благоприятные природные условия как для жизни людей, так и для
развития основных отраслей хоз-ва.
Терр-ная структура расселения и хоз-ва имеет радиально-кольцевой характер.
Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами
сформировались пром-ные узлы.
В Западном макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы,
объединяющие группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями,
своеобразием ЭГП, историческими особенностями формирования хоз-ва и
расселения, современными проблемами.
Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием ряда
факторов:
1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;
2. старопромышленного характера;
3. наличия высококвалифицированных кадров;
4. выгодного экон.-геогр. положения;
5. благоприятных транспортных связей;
6. использования преимущественно привозного сырья и энергии.
Этот макрорегион является металлургической базой и специализируется на
наукоемком квалифицированном машиностроении, в меньшей мере на отраслях,
перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим.,
металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой
(текстильной) пром-ти.
Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием
выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса
предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической
перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника,
радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная. Здесь производят машины
и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения
(автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы). Дополняют машиностроительный
комплекс предприятия, производящие конструкционные материалы. Это прежде
всего металлургия.
На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная,
деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, Электроэнергетика
включает ТЭС, ГЭС и АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская) и
ГАЭС.
АПК можно географически подразделить на три р-на. Первый р-н связан с
черноземными почвами на юге, где производится 10% зерна и картофеля, 20%
подсолнечника, половина сахарной свеклы, 8-9% животноводческой продукции
(мяса, молока, яиц). На базе с/х создана мощная пищевая пром-ть:
мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная. Второй р-н АПК
— в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х
и мощная пищевая пром-ть. Третий р-н занимает север и запад , где
занимаются льноводством и молочным животноводством.
Для обеспечения экономики и ее городов сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.
При структурной перестройке экономики резко повысится роль наукоемких произ-ств (верхних этажей), которые приобретут также и экспортную направленность, при сокращении удельного потребления и экспорта энергии и сырья — в этом перспектива этого региона. Развитие экономики в европейских р-нах будет происходить преимущественно за счет технического перевооружения действующих предприятий, закрытия произ-ств с устаревшими технологиями, конверсии военной пром-ти при сокращении численности занятых в сфере материального произ-ва.
Азиатская Россия
Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины
(75%) страны и в то же время значительно больше территории любой страны
мира. Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России).
Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно- энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно с запада на восток.
В отличие от радиально-кольцевого характера хоз-ва европейской части,
азиатская структура определяется главными транспортными осями — Транссибом,
БАМом и Северным морским путем.
Разнообразие ЭГП, природных условий и ресурсов отдельных частей
Восточного макрорегиона в значительной мере определяет его экон.-геогр.
своеобразие, проблемы и перспективы развития. ЭГП частей Восточного
макрорегиона существенно различается. Разнообразные ресурсы Западной Сибири
(газ, нефть, уголь) активно используются в западных р-нах. Дальний Восток в
силу его чрезвычайной удаленности (от Москвы до Владивостока 9,5тыс.км)
может отправлять на межрайонный обмен лишь наиболее ценные или
остродефицитные для страны ресурсы (цв. и редкие металлы, рыбопродукты). В
то же время массовая продукция лесной, угольной и др. отраслей пром-ти
Дальнего Востока имеет большое значение для внешней торговли страны.
Резко различаются северные и южные р-ны. Обширные территории Севера с
суровыми условиями природы слабо заселены и освоены. Зона Севера занимает
более 1/2 территории Западной Сибири, 2/3 Восточной Сибири и более 3/4
Дальнего Востока. Зона Севера нормативна. Это значит, что все затраты
(нормативы) оцениваются здесь в зависимости от суровости природы и
удаленности территории от освоенных р-нов. Удорожание всех работ на Севере
в 2-5 раз.
Северные территории макрорегиона чрезвычайно богаты природными ресурсами, но здесь легкоранима природа. На азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья.
Население. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло
как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в
1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. -
32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население
концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то
же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например,
если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в
1990г. — более 1,3млн. человек.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17