Экономическая география 50 вопросов
p>31. ЭГП КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ЭГ

Одним из основных категорий курса является экон.-геогр. положение
(ЭГП) — это отношение данного объекта (страны, города, предприятия) к объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др. странам, городам, крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.). ЭГП — это вид геогр. положения, которое является внешним условием существования и развития исследуемого объекта, отношением данного объекта к каким-либо геогр. объектам вне него. Отличительная черта ЭГП — его историческая изменчивость.
Мордовия была отсталой аграрной территорией, а сейчас это индустриально- аграрная республика, располагающаяся вблизи крупных пром-ных центров и крупных транспортных путей. Еще одна черта ЭПГ — потенциальный характер, т.е. оно дает шанс на преимущество, но это преимущество может быть реализовано или нет. Расположение рассматриваемого объекта на морских путях ведущих через проливы выгодно, но выгодно только в том случае, если пролив соединяет экономически мощные страны. Иногда сам объект создает свое положение. Возможно превращение Москвы, а не Коломны в столицу было исторически случайным. Но став столицей Москва сама сформировала свое выдающееся положение в узле сухопутных дорог.

Категория политико-географическое положение родственно ЭГП — это положение страны относительно союзников и врагов при данной международной полит. обстановке. ЭГП представляет собой сложную систему, в которую входят компоненты:
. трансп.-геогр. положение — по отношению транспортной сети, с учетом ее мощности, скорости, стоимости, загруженности) особенно выделяется приморское положение, которое является существенным фактором экон. развития;
. пром.-геогр. положение — относительно источников энергии, центров обрабатывающей пром-ти и научно-технических баз;
. агрогеографическое положение — относительно продовольственных баз и основных центров потребления с/х продукции;
. рыночное положение — относительно рынков сбыта;
. демографическое положение — относительно нахождения трудовых ресурсов.
. рекреационно-географическое — положение объекта относительно мест отдыха.
Кроме того рассматривается положение объекта в р-не, области, стране.
Выделяются положения относительно центров — рассматривается центральное положение, периферийное и т.д. Различаются макро, микро положения.

Основные подходы к оценке ЭГП начинают обычно с расстояния от него до др. объектов (геодезическое расстояние — по прямой, фактическое —по существующим путям, экономическое — измеряемое затратами, по условным отрезкам — например «через два квартала»). Затем оценивается положение внутри ареала государства, город и т.д.) Центральное положение всегда выгоднее периферийного. Глубинное положение безопаснее, но затрудняет внешние связи, пограничное — опасней, но благоприятствует развитию внешнеэкономических связей. Для объекта очень важно количество соседей. Чем больше соседей первого порядка (непосредственно граничащих с объектом), тем больше у них ресурсный потенциал, тем выгодней положение. У Центрального р- на 5 соседей первого порядка и это дает ему дополнительные преимущества по сравнению с Дальневосточным р-ном. Для оценки ЭГП государств используются термины «континентальное», «мировое положение», для положения объекта внутри страны — макро, мезо, микро положение. Для С-Петербурга макроположение описывается относительно Европейской части РФ, мезоположение
— относительно Ленинградской обл., микроположение — относительно дельты
Невы. Значение ЭГП хорошо прослеживается на судьбах таких городов как Рига,
С-Петербург, Астрахань.

ЭГП экон. р-на можно оценить по плану:
. положение относительно Центрального р-на
. к государственной границе
. к морям мирового океана и внутренним
. число сухопутных соседей первого порядка, их совокупный природно- ресурсный, людской и экон. потенциал
. положение по отношению к путям сообщения
. к основным топливно-энергетическим, ресурсным, металлургическим и продовольственным базам
. к основной полосе расселения.

32. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ И АЗИАТСКОЙ РОССИИ

Европейская Россия
В России р-ны и их группы входят в состав крупных макрорегионов: Западного
(Европейская Россия) и Восточного (Азиатская Россия). Это макрорегионы отличаются историческими особенностями заселения, освоения территорий, экон. развития.
Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения территории, составляющей 25% от площади страны. При снижении доли в населении России
(1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный потенциал остается постоянно преобладающим. Здесь производится более 85% пром-ной и с/х продукции, 90% научных исследований. Доля городского населения составляет
75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-ств в крупных городах
В Европейской России находятся крупнейшие городские агломерации и 12 городов-«миллионеров».
Здесь благоприятные природные условия как для жизни людей, так и для развития основных отраслей хоз-ва.
Терр-ная структура расселения и хоз-ва имеет радиально-кольцевой характер.
Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы.
В Западном макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями, своеобразием ЭГП, историческими особенностями формирования хоз-ва и расселения, современными проблемами.
Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием ряда факторов:
1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;
2. старопромышленного характера;
3. наличия высококвалифицированных кадров;
4. выгодного экон.-геогр. положения;
5. благоприятных транспортных связей;
6. использования преимущественно привозного сырья и энергии.

Этот макрорегион является металлургической базой и специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой
(текстильной) пром-ти.

Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная. Здесь производят машины и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения
(автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы). Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие конструкционные материалы. Это прежде всего металлургия.

На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная, деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская) и
ГАЭС.

АПК можно географически подразделить на три р-на. Первый р-н связан с черноземными почвами на юге, где производится 10% зерна и картофеля, 20% подсолнечника, половина сахарной свеклы, 8-9% животноводческой продукции
(мяса, молока, яиц). На базе с/х создана мощная пищевая пром-ть: мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная. Второй р-н АПК
— в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х и мощная пищевая пром-ть. Третий р-н занимает север и запад , где занимаются льноводством и молочным животноводством.

Для обеспечения экономики и ее городов сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.

При структурной перестройке экономики резко повысится роль наукоемких произ-ств (верхних этажей), которые приобретут также и экспортную направленность, при сокращении удельного потребления и экспорта энергии и сырья — в этом перспектива этого региона. Развитие экономики в европейских р-нах будет происходить преимущественно за счет технического перевооружения действующих предприятий, закрытия произ-ств с устаревшими технологиями, конверсии военной пром-ти при сокращении численности занятых в сфере материального произ-ва.

Азиатская Россия

Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины
(75%) страны и в то же время значительно больше территории любой страны мира. Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России).

Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно- энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно с запада на восток.

В отличие от радиально-кольцевого характера хоз-ва европейской части, азиатская структура определяется главными транспортными осями — Транссибом,
БАМом и Северным морским путем.

Разнообразие ЭГП, природных условий и ресурсов отдельных частей
Восточного макрорегиона в значительной мере определяет его экон.-геогр. своеобразие, проблемы и перспективы развития. ЭГП частей Восточного макрорегиона существенно различается. Разнообразные ресурсы Западной Сибири
(газ, нефть, уголь) активно используются в западных р-нах. Дальний Восток в силу его чрезвычайной удаленности (от Москвы до Владивостока 9,5тыс.км) может отправлять на межрайонный обмен лишь наиболее ценные или остродефицитные для страны ресурсы (цв. и редкие металлы, рыбопродукты). В то же время массовая продукция лесной, угольной и др. отраслей пром-ти
Дальнего Востока имеет большое значение для внешней торговли страны.

Резко различаются северные и южные р-ны. Обширные территории Севера с суровыми условиями природы слабо заселены и освоены. Зона Севера занимает более 1/2 территории Западной Сибири, 2/3 Восточной Сибири и более 3/4
Дальнего Востока. Зона Севера нормативна. Это значит, что все затраты
(нормативы) оцениваются здесь в зависимости от суровости природы и удаленности территории от освоенных р-нов. Удорожание всех работ на Севере в 2-5 раз.

Северные территории макрорегиона чрезвычайно богаты природными ресурсами, но здесь легкоранима природа. На азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья.

Население. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в
1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. -
32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например, если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в
1990г. — более 1,3млн. человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать