Во-первых, неудовлетворенность потребностей заставила людей искать
такие пути организации своей деятельности, которые обеспечивали бы
неуклонный рост объемов производства и качества продукции. Можно сказать,
что потребности являются мотором развития производства, но и производство
рождает потребности, предлагая покупателям .новые виды товаров и услуг.
Например, у людей не было потребности записывать на пленку телепередачи до
тех пор, пока не был изобретен видеомагнитофон.
Во-вторых, для полного удовлетворения потребностей людей необходимы рост масштабов производства товаров, повышение их качества и создание новых разновидностей. А это возможно лишь за счет использования главного ресурса человечества — физических и умственных возможностей самих людей.
Отсюда проистекает одна из главных проблем экономики: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Но для этого надо прикладывать большие усилия, как умственные, так нередко и физические. Между тем большая часть людей вовсе не любит себя перетруждать.
Чтобы разрешить противоречие между естественным для любого живого существа стремлением экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей, человечество вынуждено было построить экономику так, чтобы она побуждала людей работать интенсивно. Иными словами, только через труд человек может добиться роста своего благосостояния.
Правда, всегда находились люди, которые считали, что самый легкий путь к росту своего благосостояния — ограбление окружающих.
Говоря о том, что в основе экономики лежит побуждение человека к труду, очень важно отметить два обстоятельства. Во-первых, не всякий труд ведет к росту благосостояния. Этой цели может достичь лишь человек, плоды труда которого полезны и признаны обществом. Оба эти признака существенны. Ведь если результаты труда не могут принести пользы, то за них никто не заплатит ни гроша. Во-вторых, полезность товара[4] еще не гарантирует изготовителю хороший доход.
Природный эгоизм — причина многих трудностей человечества, в том числе и в сфере экономики. К счастью, набивая веками шишки и синяки из-за собственного эгоизма, человечество училось и бороться с этим своим недостатком. И главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики[5].
Этот сложный и непрерывно развивающийся механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде и эгоизм в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом.
Отметим, что ради усмирения негативных черт своей природы людям пришлось создавать не только экономические, но и юридические механизмы.
Именно это привело к рождению во всех странах мира совершенно особого типа законов — хозяйственного законодательства[6], ограничивающего возможности для проявления человеческого эгоизма и коварства в особо нежелательных для общества формах.
Склонность к обмену—это одна из черт человеческой природы, которая разительно отличает нас от других живых существ Земли и играет огромную роль в экономическом механизме. Как остроумно подметил Адам Смит: «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой...»
Дух соперничества служит в экономике вспомогательным "двигателем" развития. Наиболее ярким проявлением этой особенности человеческой натуры является конкуренция[7].
Конкуренция рождена сугубо объективными причинами. Поскольку средства, которые покупатели могут потратить на приобретение товаров, всегда ограничены, то изготовители товаров неизбежно должны вступать в борьбу друг с другом за возможность получить эти деньги именно за свои товары.
Чувство собственности — одна из главных основ экономики. В сложнейшем механизме, созданном человеком для того, чтобы закреплять за ним его собственность и охранять ее от посягательств со стороны окружающих, трудно увидеть древние корни, но они есть. Эти корни тянутся в животное прошлое человека и порождены самыми естественными причинами.
Человечество за свою историю перепробовало много форм собственности, но наиболее рациональной оказалась собственность индивидуальная, или, как ее чаще называют, частная[8].
Формула собственности выражается тремя словами: владею, пользуюсь, распоряжаюсь, и ни одним из них нельзя пожертвовать без ущерба для блага общества с целом. Гарантируемое обществом право собственности означает, что хозяин имущества может делать с ним все, что хочет, если только это не нарушает интересов окружающих и потому не запрещено законом.
Стремление к совершенству — одна из лучших черт человеческой природы, родившая такой феномен, как искусство. Но стремление к совершенству заметно проявляется и в сфере экономики. Люди стремятся стать обладателями все более удобных, комфортных, полезных и просто красивых вещей. Это издавна было подмечено изготовителями товаров и по сей день толкает их к непрерывному совершенствованию своих изделий как методу достижения победы в конкурентной борьбе и завоевания благосклонности (и денег!) покупателей.
Но—такова уж людская природа! — вокруг этого прекрасного стремления к совершенству человечество тоже вынуждено было возвести бастионы юридической защиты, чтобы уберечь его от злоупотреблений нечестных людей. Ведь так заманчиво украсть интересную идею и воплотить ее в свои товары, чтобы повысить их конкурентоспособность[9].
К сожалению, вся история искусства и торговли полна примеров подделок товаров и произведений искусства. Поэтому в хозяйственное законодательство почти всех стран мира входят правила охраны авторского права[10].
Необходимость охраны авторского права вызвана существованием огромной сферы товаров-фальсификатов, основанной на бесплатном использовании чужих идей. Выпуск такой продукции означает «кражу рынка» у истинных авторов.
Жажда справедливости — чисто человеческое стремление, которое наложило мощнейший отпечаток на всю историю человечества. Желание добиться справедливости рождало восстания и революции, которые позволили обществу постепенно избавиться от ограничений на равенство прав и возможностей всех граждан. Увы, жажда справедливости порой диктовала людям весьма искаженные представления о том, в чем эта справедливость состоит. Именно таким уродливым детищем людского разума стала, например, идея о том, что справедливость — это одинаковость уровня и образа жизни всех граждан.
Адам Смит тоже много раздумывал над тем, что такое социальная справедливость и пришел в конце концов к выводу о том, что социальная справедливость — это право каждого свободно конкурировать своим умением и капиталом с умением и капиталом другого лица или группы лиц.
Желание справедливости является одной из основ построения таких важных экономических механизмов, как оплата труда и налогообложение.
Гуманность — одна из прекраснейших черт человека. Его природа сложна и
противоречива, и нельзя сводить людей к погоне за собственной выгодой (хотя
это и важнейший двигатель экономики). Как и многим другим обитателям Земли
(вспомните, например, рассказы о том, как поддерживают своих раненых
сородичей слоны и дельфины), людям присуще желание помочь слабым и больным.
В сфере экономики это прекрасное свойство человека привело к рождению
особых механизмов социальной защиты и поддержки несовершеннолетних,
престарелых и больных граждан, на что тратятся огромные средства.
Иными словами, экономический механизм человечества сформировался в итоге тысячелетней борьбы людей с собственными недостатками и поиска способов реализации всего лучшего, что есть в человеке.
Заключение
Мы живём в очень интересное и трудное время, время резких и глубоких
экономических, политических и социальных перемен в России, и других странах
СНГ. Разрушены привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое
переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного
развития. Российская экономическая наука с трудом вырывается из мертвящих
объятий догматизма и схоластики, выходя на столбовую дорогу мировой
экономической мысли.
Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной, сверхмонополизированной, милитаризированной и неэффективной российской экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью подавляющего большинства членов нашего общества к работе в новых рыночных условиях.
Список использованной литературы
1. Липсиц И. В. Экономика.—М.: Издательство «Вита-Пресс», 1996.—320 с.
2. Липсиц И. В. Экономика без тайн.—М.: «Дело ЛТД», 1993.—352 с.
3. Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика).—М.: «Владос», 1995.—384 с.
4. Конспект лекций по курсу «Экономическая теория» руководитель :
Савкин В.П. доцент кафедры "Экономической теории", Днепропетровск
ДИИТ, 1996
5. «Курс экономической теории» под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселёвой Е. А., Киров, 1995.—624 с.
6. Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана.—2-е изд., доп.—М.: Республика, 1995.—495 с.
-----------------------
[1] Экономические блага—это те товары и услуги, объём которых:
1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей;
2) может быть увеличен лишь путём затраты труда и других ресурсов;
3) распределяется между теми, кто способен уплатить сложившуюся на данный момент цену этих благ.
1 Специализация—сосредоточение усилий каждого из участников хозяйственной
жизни общества на осуществлении только одного определённого вида
деятельности.
[2] Производительность—количество благ которое удаётся получить от
использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного
количества времени.
[3] Торговля—добровольный и взаимовыгодный обмен избытками благ.
[4] Полезность товара — способность его удовлетворять потребности людей,
которые уже существовали ранее или родились после появления этого товара в
продаже.
[5] Рыночная экономика — способ сотрудничества людей друг с другом в сфере
экономики, основанный на товарном хозяйстве и предполагающий для каждого
свободу выбора партнера по сделке а свободу установления цен на свои
товары.
[6] Хозяйственное законодательство — свод законов и нормативных актов,
определяющих правила заключения и выполнения договоров в сфере экономики, а
также порядок судебного рассмотрения связанных с такими договорами споров и
меры наказания тех, кто нарушает договоры и установленные законом нормы
делового поведения
[7] Конкуренция — экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров
на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение
благодаря этому максимальной выгоды.
[8] Частная собственность—форма юридического закрепления за гражданином прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать как для личного потребления, так и для осуществления коммерческой деятельности.
[9] Конкурентоспособность—возможность товара или его изготовителей выиграть
соревнование на рынке с товарами, изготовленными другими фирмами, за счёт
более полного соответствия требованиям или денежным возможностям
покупателей
[10] Авторское право — право человека или коммерческой фирмы, создавших
новый товар или произведение искусства либо придумавших новый способ
решения какой-либо задачи (например, ранее неизвестный принцип изготовления
домов), единолично получать выгоду от внедрения своего новшества и
запрещать бесплатное использование его другими изготовителями.