Экономическая оценка эффективности транспортировки нефтепродуктов до конечного пункта

Экономическая оценка эффективности транспортировки нефтепродуктов до конечного пункта

смотреть на рефераты похожие на "Экономическая оценка эффективности транспортировки нефтепродуктов до конечного пункта"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В НЕФТЯНОЙ

И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ДО

КОНЕЧНОГО ПУНКТА

Выполнил: ст.гр. ЭГ-99-02

М.Р.Сагитов

Проверила: д.э.н.

Э.А.Крайнова

УФА-2001

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3


1 Транспортная задача линейного программирования……………………………4

1. Постановка задачи и ее математическая модель………………………..4

2. Построение первоначального плана……………………………………..5

3. Метод потенциалов…………………………………………………….…6

4. Открытая модель транспортной задачи………………………………....8

2 Особенности постановки задачи развития и размещения объектов нефтебазового хозяйства……………………………………………...10

2.1 Формулировка задачи………………………………………………..….10

2.2 Принятые обозначения………………………………………………….11

2.3 Составление экономико-математической модели…………………….13

3 Экономическая оценка эффективности транспортировки нефтепродуктов до конечного пункта…………………………………………..16

3.1 Постановка задач……………………………………………………...…16

3.2 Исходные данные………………………………………………………..16

3.3 Расчеты………………………………………………………………...…18

3.4 Выводы………………………………………………………………...…20

Заключение………………………………………………………………………….22


Список использованных источников…………………………………………...…23

Приложение А………………………………………………………………………24

Введение

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции нефтяным компаниям приходится бороться за каждый рубль прибыли, поэтому вопрос об уменьшении издержек производства становится первостепенным. И, конечно же, рациональное размещение производственных объектов играет здесь ключевую роль.

Так, например, перед ООО «ХХХ» стоит реальная задача: стоит ли изменить действующую на сегодняшний день схему транспортировки нефтепродуктов с нефтебаз до АЗС в Южном районе республики или же действующая схема наиболее эффективна? Таким образом, в этой работе делается попытка показать пути снижения общих затрат предприятия путем снижения транспортных издержек.

На практике при планировании различных экономических процессов, в частности при решении вопросов рационализации поставок важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также оптимального планирования грузопотоков и работы различных видов транспорта широко применяется транспортная задача линейного программирования. Поэтому в данном курсовом проекте будет рассмотрена сама транспортная задача, ее постановка и способы решения, а также особенности постановки задачи развития и размещения объектов нефтебазового хозяйства. Конечной целью является экономическая оценка эффективности транспортировки нефтепродуктов до конечного пункта.

1 Транспортная задача линейного программирования

1.1 Постановка задачи и ее математическая модель

Рассмотрим так называемую транспортную задачу по критерию стоимости, которую можно сформулировать следующим образом.
В т пунктах отправления [pic], которые в дальнейшем будем называть поставщиками, сосредоточено определенное количество единиц некоторого однородного продукта, которое обозначим [pic] (i = 1, 2, ..., т). Данный продукт потребляется в п пунктах [pic], которые будем называть потребителями; объем потребления обозначим [pic] (j = 1, 2, ..., п).
Известны расходы на перевозку единицы продукта из пункта Ai в пункт Bj, которые равны [pic] и приведены в матрице транспортных расходов [pic].

Требуется составить такой план прикрепления потребителей к поставщикам, т.е. план перевозок, при котором весь продукт вывозится из пунктов [pic] в пункты [pic] в соответствии с потребностью и общая величина транспортных издержек будет минимальной.
Обозначим количество продукта, перевозимого из пункта [pic] в пункт [pic], через [pic], тогда условие задачи можно записать в виде таблицы (табл.1), которая называется матрицей планирования. Совокупность всех переменных
[pic] для краткости обозначим [pic]. Тогда целевая функция задачи будет иметь вид
[pic] (1)

а ограничения выглядят следующим образом:
[pic] (2)
[pic]
(3)
[pic]

Условия (2) означают полное удовлетворение спроса во всех пунктах потребления; условия (3) определяют полный вывоз продукции от всех поставщиков.

Необходимым и достаточным условием разрешимости задачи (1) — (3) является условие баланса:

(4)

|Поставщики |Потребители |Запасы |
| |[pic] |[pic] | … |[pic] | |
|[pic] | |[pic] |… | |[pic] |
| |[pic] |[pic] | |[pic] | |
| |[pic] | | |[pic] | |
|[pic] | | |… | |[pic] |
| |[pic] |[pic] | |[pic] | |
| |[pic] |[pic] | |[pic] | |
|… |… |… |… |… |… |
|[pic] | | |… | |[pic] |
| |[pic] |[pic] | |[pic] | |
| |[pic] |[pic] | |[pic] | |
|Потребности |[pic] |[pic] |… |[pic] |[pic] |

1.2 Построение первоначального плана

Существует несколько простых схем построения первоначального опорного плана транспортной задачи.

1) Метод северо-западного угла.

Не учитывая стоимости перевозки единицы груза начинается удовлетворение потребностей первого потребителя за счет запаса первого поставщика. Далее переходим из одной клетки в другую по правилу «вниз и вправо», нагружая каждую клетку по максимуму.

2) Метод минимальной стоимости.

Суть метода заключается в том, что из всей таблицы стоимостей выбирают наименьшую и в клетку, которая ей соответствует, помещают меньшее из чисел
[pic] или [pic]. Затем из рассмотрения исключают либо строку, соответствующую поставщику, запасы которого полностью израсходованы, либо столбец, соответствующий потребителю, потребности которого полностью удовлетворены, либо и строку и столбец, если израсходованы запасы поставщика и удовлетворены потребности потребителя. Из оставшейся части таблицы стоимостей снова выбирают наименьшую стоимость, и процесс распределения запасов продолжают, пока все запасы не будут распределены, а потребности удовлетворены.

3) Метод двойного предпочтения.

В каждом столбце отмечают знаком V клетку с наименьшей стоимостью.
Затем то же проделывают в каждой строке. В результате некоторые клетки имеют отметку VV. В них находится минимальная стоимость как по столбцу, так и по строке. В эти клетки помещают максимально возможные объемы перевозок, каждый раз исключая из рассмотрения соответствующие столбцы и строки. Затем распределяют перевозки по клеткам, отмеченным знаком V. В оставшейся части таблицы перевозки распределяют по наименьшей стоимости. Опорный план, полученный таким образом, наиболее близок к оптимальному плану.

1.3 Метод потенциалов

Введем специальные показатели [pic] для каждой строки матрицы перевозок (каждого поставщика), где [pic] и показатели [pic] для каждого столбца (каждого потребителя), где [pic]. Эти показатели называются потенциалами поставщиков и потребителей, их удобно интерпретировать как цены продукта в соответствующих пунктах поставщиков и потребителей.

1) Построение системы потенциалов.

Для построения системы потенциалов используем условие

[pic]

(5)

2) Проверка выполнения условия оптимальности для незанятых клеток.

Просматриваем строки и для каждой незанятой клетки проверяем выполнение условия

[pic]
(6)

Если для всех незанятых клеток условие (6) выполняется, то план является оптимальным. Если для некоторых клеток [pic], то план является неоптимальным.

3) Выбор клетки, в которую необходимо послать перевозку.

Загрузке подлежит в первую очередь клетка, которой соответствует [pic].
Но сначала необходимо определить сколько единиц груза должно быть перераспределено в нее.

4) Построение цикла и определение величины перераспределения груза.

Для определения количества единиц груза подлежащих перераспределению отмечается знаком «+» незанятая клетка, которую надо загрузить. Это означает, что клетка присоединяется к занятым клеткам. Появляется цикл, все вершины которого, за исключением клетки, отмеченной знаком «+», находятся в занятых клетках, причем этот цикл единственный. Отыскивается цикл и, начиная движение от клетки, отмеченной знаком «+», поочередно проставляются знаки «-» и «+». Затем находится [pic] , где[pic]- перевозки, стоящие в вершинах цикла, отмеченных знаком «-». Величина [pic]определяет, сколько единиц груза можно перераспределить по найденному циклу и на эту величину увеличиваются поставки в вершинах со знаком «+» и уменьшаются поставки в вершинах со знаком «-».

5) В результате перераспределения [pic] получен новый опорный невырожденный план, который снова подлежит проверке на оптимальность.

Для проверки на оптимальность нового опорного плана вновь строится система потенциалов и проверяется выполнение условия оптимальности для каждой незанятой клетки.

Если полученный план снова окажется неоптимальным, то следует выполнить вычисления, приведенные в п. 4. процесс повторяется до тех пор, пока все незанятые клетки не будут удовлетворять условию (6).

Транспортные задачи, в базисном плане перевозок которых имеют место занятые клетки с нулевой поставкой (или в первоначальном распределении, или в процессе итераций), называются вырожденными. В случае вырожденной транспортной задачи существует опасность зацикливания, т.е. бесконечного повторения итераций (бесконечного перебора одних и тех же базисных комбинаций занятых клеток). Как правило, в практических задачах транспортного типа зацикливание не встречается. При отсутствии вырождения метод потенциалов конечен и приводит к оптимальному плану перевозок за конечное число шагов.

1.4 Открытая модель транспортной задачи

Транспортная задача, в которой суммарные запасы и потребности совпадают, т.е. выполняется условие [pic], называется закрытой моделью; в противном случае – открытой.

Для открытой модели может быть два случая: а) суммарные запасы превышают суммарные потребности [pic]; б) суммарные потребности превышают суммарные запасы [pic].

Открытая модель решается приведением к закрытой модели.

В случае (а) вводится фиктивный потребитель [pic], потребности которого [pic]. В случае (б) вводится фиктивный поставщик [pic], запасы которого [pic].

Стоимость перевозки единицы груза как до фиктивного потребителя, так и стоимость перевозки груза от фиктивного поставщика полагают равными нулю, т.к. груз в обоих случаях не перевозится.

После преобразований задача принимает вид закрытой модели и решается обычным способом.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать