Экономическая оценка эффективности транспортировки нефтепродуктов до конечного пункта
p>2 Особенности постановки задачи развития и размещения объектов нефтебазового хозяйства


[pic] Задача оптимального развития и размещения нефтебазового хозяйства по своему характеру является динамической.
[pic]
[pic] 2.1 Формулировка задачи
[pic] В общем виде может быть сформулирована следующим образом.
[pic] Имеется несколько пунктов производства, ряд пунктов хранения
(нефтебазы, филиалы) и ряд агрегированных пунктов потребления. По каждому пункту производства задан объем поставок, равный суммарной потребности региона в нефтепродуктах за год.

Ввиду неравномерности потребления нефтепродуктов в течение года последний разбивается на равные периоды. В каждый период времени для каждого потребителя задана величина спроса в определенном виде нефтепродуктов. Предполагается, что спрос потребителей удовлетворяется полностью. Пункты производства, хранения и потребления связаны транспортной сетью, перевозки по которой выполняются железнодорожным, автомобильным, речным и трубопроводным транспортом.

Нефтеснабжение осуществляется в несколько этапов: НПЗ – распределительная нефтебаза, филиалы, конечный потребитель. Нефтепродукты от НПЗ до нефтебаз доставляются в основном железнодорожным и трубопроводным транспортом, от нефтебаз до филиалов и конечных потребителей – автомобильным.

[pic] Известны затраты на транспортировку и хранение нефтепродуктов на нефтебазах и филиалах.

[pic]требуется найти схему снабжения потребителей нефтепродуктами, которая обеспечит минимум суммарных затрат по их транспортировке и хранению. В ходе решения должны быть определены:

. объем и структура реализации нефтепродуктов в пунктах производства

. объем и структура реализации нефтепродуктов на нефтебазах и в филиалах

. закрепление нефтебаз за НПЗ

. закрепление потребителей за нефтебазами и их филиалами.

Математическая постановка сводится к линейной динамической, многоэтапной транспортной модели, учитывающей несколько видов нефтепродуктов. Все пункты производства нефтепродуктов составляют первый этап, пункты хранения их на нефтебазах – второй, в филиалах – третий. Все пункты – потребители нефтепродуктов – рассматриваются как четвертый этап.

2.2 Принятые обозначения

Введем обозначения: i - номер пункта производства нефтепродуктов, i=1,2,…,m; k – номер пункта хранения (филиала), k=1,2,…,k; p - номер пункта хранения (нефтебазы), р=1,2,…,р; j – номер потребителя нефтепродуктов, j=1,2,…,n; r – номер нефтепродуктов, r=1,2,…,R; t – номер периода, t=1,2,…,T;

[pic]– суммарный объем производства всех видов нефтепродуктов в i-м пункте производства;

[pic] - максимально возможная пропускная способность р-й нефтебазы в период t;

[pic] - максимально возможная пропускная способность k-го филиала в период t;

[pic]- величина спроса j-го потребителя в r-м нефтепродукте в период
[pic];

[pic]- затраты на перевозку единицы нефтепродукта железнодорожным, трубопроводным или речным транспортом от i-го поставщика р-й нефтебазе;

[pic]- затраты на перевозку единицы r-го нефтепродукта железнодорожным транспортом от i-го поставщика j-му потребителю в период t;

[pic]- затраты на перевозку единицы r-го нефтепродукта автомобильным транспортом от р-й нефтебазы j-му потребителю в период t;

[pic]- затраты на перевозку единицы r-го нефтепродукта автомобильным транспортом от k-го филиала j-му потребителю в период t;

[pic]- затраты на перевозку единицы любого нефтепродукта автомобильным транспортом от р-й нефтебазы к k-му филиалу;

[pic]- удельные затраты на краткосрочное хранение любого вида нефтепродуктов на р-й нефтебазе;

[pic]- удельные затраты на долгосрочное хранение r-го нефтепродукта на р-й нефтебазе в период t;

[pic]- удельные затраты на хранение r-го нефтепродукта на k-м филиале в период t;

[pic]- удельные затраты на хранение резервного объема нефтепродуктов на р-й нефтебазе в период t;

[pic]- удельные затраты на хранение резервного объема нефтепродуктов на k-м филиале в период t.

Неизвестными в задаче являются:

[pic]- объем перевозок всех видов нефтепродуктов (железнодорожным, трубопроводным или речным транспортом) от i-го поставщика р-й нефтебазе;

[pic]- объем перевозок r-го нефтепродукта железнодорожным транспортом от i-го поставщика j-му потребителю в период t;

[pic]- объем перевозок r-го нефтепродукта автомобильным транспортом от р-й нефтебазы j-му потребителю в период t;

[pic]- объем перевозок r-го нефтепродукта автомобильным транспортом от k-го филиала j-му потребителю в период t;

[pic]- объем перевозок всех видов нефтепродуктов автомобильным транспортом от р-й нефтебазы k-му филиалу;

[pic]- недоиспользованная пропускная способность р-й нефтебазы в период t;

[pic]- объем реализации нефтепродуктов в i-м пункте производства;

[pic]- резервный объем нефтепродуктов на р-й нефтебазе в период t, необходимый для использования в следующих периодах;

[pic]- резервный объем нефтепродуктов на k-м филиале нефтебазы в период t, необходимый для использования в следующих периодах.

2.3 Составление экономико-математической модели

В принятых обозначениях условия задачи выразятся следующими ограничениями:

[pic]

[pic] (7)

Суммарный вывоз нефтепродуктов из каждого пункта производства нефтебазам конечным потребителям не превосходит предельного объема производства в этих пунктах.

[pic]

[pic]
(8)

Суммарный вывоз нефтепродуктов с каждой нефтебазы потребителям в период t и на следующие периоды не превосходит максимально возможной пропускной способности.

[pic] (9)

Суммарный вывоз нефтепродуктов с каждого филиала потребителям в период t и на следующие периоды не превосходит максимально возможной пропускной способности этого филиала.

[pic] (10)

Реальная загрузка пропускной способности каждой нефтебазы в период t равна объему поставок нефтепродуктов в этот пункт из предыдущего периода.

[pic]
(11)

Реальная загрузка пропускной способности каждого филиала в период t равна объему поставок нефтепродуктов в этот пункт из предыдущего периода.

[pic] (12)

Спрос j-го потребителя в r-м нефтепродукте в период t должен удовлетворяться за счет непосредственных поставок от всех пунктов производства, а также от всех нефтебаз и их филиалов.

[pic] (13)

Объем производства нефтепродуктов и объем перевозок неотрицательны.

Требуется найти минимум суммарных затрат на транспортировку и хранение нефтепродуктов.

[pic] (14)

Оптимальный вариант перевозок позволяет установить наилучший порядок снабжения нефтебаз и филиалов нефтепродуктами, обеспечивающий потребителей с наименьшими затратами.

[pic]

3 Экономическая оценка эффективности транспортировки нефтепродуктов до конечного пункта

3.1 Постановка задачи

Необходимо сравнить затраты на транспортировку нефтепродуктов в Южном районе Республики Башкортостан от нефтебаз до автозаправочных станций ООО
«ХХХ» по существующей на сегодняшний день схеме и по предлагаемому варианту. Действующая схема: транспортировка осуществляется с трех нефтебаз
(АНП) - Пункт А, Пункт Б, Пункт В до шести АЗС, причем с Пункта А отгружаются следующие виды нефтепродуктов: дизтопливо, А-76, с Пункта Б –
Аи-92 и с Пункта В – Аи-95. Предлагаемая схема: транспортировка нефтепродуктов с Пункта В и с Пункта Г, причем с Пункта Г осуществляется отгрузка следующих нефтепродуктов: А-76, Аи-92, дизтопливо. Следует отметить, что до Пункта Б нефтепродукты доставляются по железной дороге, а до Пункта Г – по трубопроводу.

3.2 Исходные данные

Исходными данными для решения данной задачи являются:
1. Тарифы на услуги налива и хранения на нефтебазах (таблица 1).
2. Тарифы на транспортировку нефтепродуктов до нефтебаз железнодорожным и трубопроводным транспортом (таблица 1).
3. Заводские цены на основную продукцию нефтеперерабатывающих заводов ОАО

«Башнефтехим» по состоянию на 01.06.2001г. (таблица 2).
4. Транспортная сетка расстояний между автоналивными пунктами и АЗС в Южном районе (таблица 3), составляемая согласно Приложению А.
5. Фактические объемы реализации по видам топлива АЗС Южного района в июле

2001г. (таблица 4).
6. Аналитическая стоимость 1 т-км в ООО «ХХХ»

Расходы по транспортировке собственными бензовозами 1 тонны нефтепродуктов 1,55 руб./т*км
| |Наименование услуг|Наименование нефтебаз (АНП) |
| | |Пункт А |Пункт Б |Пункт В |Пункт Г |
|1|Фактические | - |- |- |- |
| |расходы по | | | | |
| |содержанию | | | | |
| |нефтебаз (руб./т) | | | | |
|2|Перекачка, руб./т |20 | - |0 |20 |
|3|Услуги налива и |5% от |5% от |100 руб. за |100 руб. за |
| |хранения |заводской |заводской |1 т |1 т |
| | |стоимости |стоимости | | |
|4|Ж/д тариф (руб./т)| - |70 |- | - |
|5|Подача/уборка |- |- |- |- |
| |вагонов (за 1 | | | | |
| |вагон) | | | | |

Таблица 1 – Тарифы на услуги налива и хранения нефтепродуктов на нефтебазах, их транспортировки до нефтебаз

В связи с необходимостью привидения результатов в сопоставимый вид расчеты выполнены без учета НДС.

Таблица 2 – Заводские цены на нефтепродукты на 01.06.2001

|Наименование |Цена, руб./т |
|нефтепродукта |(без НДС) |
| | |
|А-76 |6 285 |
|Аи-92 |7 205 |
|Аи-95 |8 075 |
|Дизтопливо |5 825 |

Таблица 3 - Транспортная сетка расстояний между автоналивными пунктами и

АЗС в Южном районе, км


|Пункты налива |АЗС |
| |АЗС №1 |АЗС №2 |АЗС №3 |АЗС №4 |АЗС №5 |АЗС №6 |
|Действующая | | | | | | |
|схема | | | | | | |
|Пункт А |20 |30 |25 |70 |130 |75 |
|Пункт Б |5 |10 |5 |65 |105 |65 |
|Пункт В |186 |215 |210 |246 |306 |208 |
|Предлагаемая | | | | | | |
|схема | | | | | | |
|Пункт В |186 |215 |210 |246 |306 |208 |
|Пункт Г |45 |50 |45 |25 |65 |105 |

Таблица 4 - Фактические объемы реализации нефтепродуктов в июле 2001г.


|Вид нефтепродукта|Объем реализации, л |
| |АЗС №1 |АЗС №2 |АЗС №3 |АЗС №4 |АЗС №5 |АЗС №6 |
|А-76 |115 706 |71 766 |57 853 |92 416 |261 556 |168 800 |
|Аи-92 |507 152 |148 376 |253 576 |237 886 |245 842 |166 578 |
|Аи-95 |109 156 |18 384 |54 578 |75 752 |48 734 |30 664 |
|Дизтопливо |28 026 |7 856 |14 013 |21 414 |26 902 |44 044 |

3.3 Расчеты

Для расчета всех транспортных расходов необходимо:

1) Рассчитать расходы по доставке, хранению и наливу нефтепродуктов на нефтебазах;

2) Рассчитать транспортные издержки по доставке нефтепродуктов до АЗС;

3) Сложить все вышеприведенные затраты.

1. Для определения расходов по доставке, хранению и наливу нефтепродуктов на нефтебазах (таблица 7) воспользуемся данными о соответствующих тарифах и заводских ценах на нефтепродукты. Сначала найдем эти расходы в расчете на тонну (таблица 5), а затем умножим на соответствующие объемы (таблица 6).

Таблица 5 - Расходы по доставке, хранению и наливу нефтепродуктов на нефтебазах, руб./т
| |А-76 |Аи-92 |Аи-95 |Дизтопливо|Итого |
|Действующая схема |334,25 |430,25|100,00|311,25 |1 175,75 |
|Пункт А |334,25 |- |- |311,25 |645,50 |
|Пункт Б |- |430,25|- |- |430,25 |
|Пункт В |- |- |100,00|- |100,00 |
|Предлагаемая схема |120,00 |120,00|100,00|120,00 |460,00 |
|Пункт В |- |- |100,00|- |100,00 |
|Пункт Г |120,00 |120,00|- |120,00 |360,00 |

Для расчета фактического объема реализации нефтепродуктов в тоннах умножаем объем в литрах на соответствующую плотность и делим на 1000.

Плотности нефтепродуктов, кг/л:
(( А-76)=0,735
(( Аи-92)=0, 765
(( Аи-95)=0,773
(( Дизтопливо)=0,835

Таблица 6 – Фактические объемы реализации нефтепродуктов в июле 2001г.


|Вид нефтепродукта |Объем реализации, т |
| |АЗС №1 |АЗС №2 |АЗС №3 |АЗС №4 |АЗС №5 |АЗС №6 |
|А-76 |85,044 |52,748 |42,522 |67,926 |192,244 |124,068 |
|А-92 |387,971 |113,508 |193,986 |181,983 |188,069 |127,432 |
|А-95 |84,378 |14,211 |42,189 |58,556 |37,671 |23,703 |
|Дизтопливо |23,402 |6,560 |11,701 |17,881 |22,463 |36,777 |

Таблица 7 – Расходы по доставке, хранению и наливу нефтепродуктов на нефтебазах, руб.

|Пункты налива|АЗС |
| |АЗС №1 |АЗС №2 |АЗС №3 |АЗС №4 |АЗС №5 |АЗС №6 |
|Действующая |211 |69 930,49|105 |112 |155 |110 |
|схема |072,11 | |536,06 |423,28 |932,99 |114,51 |
|Пункт А, в |35 709,71|19 672,75|17 854,85|28 269,55|71 249,11|52 916,49|
|т.ч. | | | | | | |
|Д/т |7 283,78 |2 041,73 |3 641,89 |5 565,36 |6 991,66 |11 446,76|
|А-76 |28 425,93|17 631,02|14 212,96|22 704,19|64 257,44|41 469,73|
|Пункт Б, |166 |48 836,66|83 462,32|78 298,10|80 916,74|54 827,69|
|Аи-92 |924,64 | | | | | |
|Пункт В, |8 437,76 |1 421,08 |4 218,88 |5 855,63 |3 767,14 |2 370,33 |
|Аи-95 | | | | | | |
|Предлагаемая |68 007,79|22 158,93|34 003,89|37 990,34|52 100,25|36 963,56|
|схема | | | | | | |
|Пункт В, |8 437,76 |1 421,08 |4 218,88 |5 855,63 |3 767,14 |2 370,33 |
|Аи-95 | | | | | | |
|Пункт Г, Д/т,|59 570,03|20 737,85|29 785,01|32 134,71|48 333,12|34 593,23|
|92,76 | | | | | | |

2. Транспортные издержки по доставке нефтепродуктов до АЗС собственными бензовозами (таблица 8) рассчитываются путем умножения расстояния между объектами на аналитическую стоимость 1 т-км, т.е. 1,55 руб./т*км и на фактические объемы реализации нефтепродуктов (таблица 6).

3. Находим общие транспортные расходы (таблица 9), т.е. сумму расходов по транспортировке, наливу и хранению нефтепродуктов на нефтебазе и расходов по транспортировке нефтепродуктов до АЗС.

Таблица 8 – Транспортные издержки по доставке топлива до АЗС, руб.

|Пункты налива|АЗС |
| |АЗС №1 |АЗС №2 |АЗС №3 |АЗС №4 |АЗС №5 |АЗС №6 |
|Действующая |30 694,65|9 252,94 |17 336,98|49 972,28|91 739,21|39 178,93|
|Схема | | | | | | |
|Пункт А, в |3 361,81 |2 757,81 |2 101,13 |9 310,00 |43 263,43|18 698,20|
|т.ч. | | | | | | |
|Д/т |725,45 |305,03 |453,41 |1 940,05 |4 526,33 |4 275,30 |
|А-76 |2 636,36 |2 452,78 |1 647,73 |7 369,94 |38 737,10|14 422,91|
|Пункт Б, |3 006,78 |1 759,37 |1 503,39 |18 334,77|30 608,25|12 838,79|
|Аи-92 | | | | | | |
|Пункт В, |24 326,06|4 735,76 |13 732,45|22 327,52|17 867,54|7 641,93 |
|Аи-95 | | | | | | |
|Предлагаемая |58 951,14|43 208,07|48 357,53|41 563,67|67 881,54|88 433,79|
|схема | | | | | | |
|Пункт В, |24 326,06|4 735,76 |13 732,45|22 327,52|17 867,54|7 641,93 |
|Аи-95 | | | | | | |
|Пункт Г, Д/т,|34 625,08|38 472,31|34 625,08|19 236,15|50 014,00|80 791,85|
|Аи-92, А-76 | | | | | | |

Таблица 9 – Общие транспортные расходы, руб.

|Пункты |АЗС |
|налива | |
| |АЗС №1 |АЗС №2 |АЗС №3 |АЗС №4 |АЗС №5 |АЗС №6 |
|Действующая |241 767 |79 183 |122 873 |162 396 |247 672 |149 293 |
|схема | | | | | | |
|Пункт А, в |39 072 |22 431 |19 956 |37 580 |114 513 |71 615 |
|т.ч. | | | | | | |
|Д/т |8 009 |2 347 |4 095 |7 505 |11 518 |15 722 |
|А-76 |31 062 |20 084 |15 861 |30 074 |102 995 |55 893 |
|Пункт Б, |169 931 |50 596 |84 966 |96 633 |111 525 |67 666 |
|Аи-92 | | | | | | |
|Пункт В, |32 764 |6 157 |17 951 |28 183 |21 635 |10 012 |
|Аи-95 | | | | | | |
|Предлагаемая|126 959 |65 367 |82 361 |79 554 |119 982 |125 397 |
|схема | | | | | | |
|Пункт В, |32 764 |6 157 |17 951 |28 183 |21 635 |10 012 |
|Аи-95 | | | | | | |
|Пункт Г, |94 195 |59 210 |64 410 |51 371 |98 347 |115 385 |
|д/т, Аи-92, | | | | | | |
|А-76 | | | | | | |

3.4 Выводы

Предлагаемый вариант транспортировки нефтепродуктов с нефтебаз до АЗС является более выгодным в сравнении с существующим сегодня вариантом.

Транспортные расходы по предлагаемому варианту в расчете на 1 тонну в среднем в 2 раза ниже, чем расходы, осуществляемые сегодня.

Таким образом, вариант доставки нефтепродуктов до АЗС в Южном районе республики с Пункта Г является экономически приемлемым и выгодным.

Заключение

Таким образом, в данном курсовом проекте на основе транспортной задачи линейного программирования были выявлены пути снижения транспортных издержек предприятия, причем снижение этих расходов значительно. Так, если сравнить транспортные расходы по ныне действующей и предложенной схеме транспортировки нефтепродуктов, то можно получить следующие данные:

. Нынешние расходы – 1003184 руб.

. Расходы по предлагаемой схеме - 599620 руб.

. Экономия на транспортных издержках – 403564 руб.

Отсюда следует, что воспользовавшись новой схемой транспортировки нефтепродуктов (воспользовавшись услугами только Пункта В и Пункта Г) можно сэкономить до 40% транспортных расходов. Таким образом, сэкономленными средствами можно поступить по-разному:

1) за счет этих средств увеличить прибыль предприятия, и воспользоваться ею для каких-либо нужд предприятия;

2) либо снизить стоимость нефтепродуктов на АЗС, что может принести еще больше прибыли.

В заключение можно сделать вывод, что в настоящее время рациональное размещение производственных сил имеет очень большое значение, потому что таким образом можно существенным образом снизить транспортные затраты предприятия, а значит и увеличить его прибыль. А как известно, увеличение прибыли – залог успеха предприятия.

Список использованных источников


1. Егоров В.И., Победоносцева Н.Н., Павлинич Э.А. Экономика нефтегазо- добывающей промышленности.- М.: Недра, 1984.


2. Дунаев Ф.Ф., Егоров В.И., Победоносцева Н.Н. Экономика нефтяной и газовой промышленности.- М.: Недра, 1983.

3. Малышев Ю.М., Тищенко В.Е., Шматов В.Ф. Экономика нефтяной и газовой промышленности.- М.: Недра, 1980.

4. Федосеев В.В., Гармаш А.Н., Дайитбегов Д.М. Экономико-математические методы и прикладные модели.- М.: Юнити, 1999.

5. Кузнецов Ю.Н., Кузубов В.И., Волощенко А.Б. Математическое программирование.- М.: Высшая школа, 1980.

6. Крайнова Э.А., Капитонов Г.Н., Кирлан Л.Д. Оптимизация развития и размещения предприятий нефтяной и газовой промышленности.- Уфа: УГНТУ,
1988.

Приложение А

-----------------------

[pic]


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать