Общее распределение полномочий и функций между различными ступенями государственной власти определено Конституцией Российской Федерации в ст.ст.71, 72 и 132 соответственно для каждого уровня.
Более детальное разъяснение функций для каждой из ступеней власти содержится в определяющих их полномочия законодательных актах.
Так федеральное правительство согласно Закона РФ от 22 декабря 1992 г.
N 4174-1 «О Совете Министров – Правительстве Российской Федерации»:
- осуществляет управление экономическими и социально-культурными процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной экономики;
- способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы в Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленных размера оплаты труда и уровня социального обеспечения;
- организует разработку и исполнение федерального бюджета Российской
Федерации, а также прогнозов экономического и социального развития
Российской Федерации и важнейших федеральных программ;
- обеспечивает в соответствии с законами Российской Федерации и указами
Президента Российской Федерации нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти по защите прав собственности на всей территории Российской Федерации;
- обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан;
- разрабатывает направления государственной социальной политики, принимает меры к обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд, совершенствует систему социального обеспечения;
- осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.
Органы государственной власти края, области в пределах своих
полномочий определенных Указом Президента РФ от 22 октября 1993 г. N 1723
«Об основных началах организации государственной власти в субъектах
Российской Федерации» осуществляют:
- правовое (законодательное) регулирование;
- рассматривают и утверждает бюджет края, области;
- принимают правовые (законодательные) акты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств края, области, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета края, области;
- осуществляют контроль за исполнением принятых ими правовых
(законодательных) актов, исполнением бюджета и распоряжением
(отчуждением) имуществом, относящимся к их собственности.
В ведении муниципальных образований (Федеральный закон от 28 августа
1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации») находятся вопросы местного значения, а также
отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы
местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся:
- принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
Ознакомиться с более полным списком функций можно в указанных законодательных актах, перечисленные же выбраны как наиболее важные и имеющие отношение к экономике.
8.Основные инструменты государственного регулирования
Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство
через расширение государственной собственности на материальные ресурсы,
законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное
вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство государства – это принятие законодательных актов,
призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной
системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания
законодательных актов может служить положение о кооперации во
Франции.[8,c.53]
Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры
экономической политики могут быть направлены на:
1) стимулирование капиталовложений;
2) обеспечение полной занятости;
3) стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
4) воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;
5) поддержку устойчивого экономического роста;
6) перераспределение доходов.
Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным
образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика –
это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём
манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная
политика – это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в
обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления
государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в
рыночной и централизованной экономике существенно различается.
Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание
государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося
рыночного механизма.
9.Роль налогов в рыночной экономике
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с
уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой
системы, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие
функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что
налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части
государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует
поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-
денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов – регулирующая.
Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика.
Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в
современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – как
она регулируется, какими способами, в каких формах. [9,c.59]
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
1) Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении “правил игры”, т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано.
2) Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения
предпринимателей, постепенно исчезает само понятие “вышестоящие
организации”, имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью
распоряжений, команд и приказов.[10,c.23]
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт
условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее
время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского
хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской
Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие
сельскохозяйственные производства.
Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную
экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него
трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных
отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию
малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов
финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного
налогообложения.
Другая функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов и льгот
государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест,
капитальные вложения о расширении производства др.
Следующая функция налогов – распределительная, или, перераспределительная.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,
направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как
производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и
предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие
производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и
капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит
ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная
налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную
направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других
странах.[11,c.45]
10. Проблемы и ограничения государственного вмешательства.
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства
государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации
рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или
поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от
чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для
регулирования. Например, недопустимы любые действия государства,
разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование,
всеохватный административный контроль за ценами и др. ). Это не означает,
что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен
и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает
планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства;
правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по
срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных
целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является
самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только
косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение
административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя
уповать только на экономические либо только на административные меры. С
одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический
регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного
экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше,
чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом
административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он
косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.
Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для
производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать
производственные программы, искать новые источники финансирования
инвестиций и т. д. [16,c.40]
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно
непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том,
чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее
целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят
за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим,
либо административным методам.