4. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
Экономические отношения подразделяются на 2 блока: 1.организационно-экономические 2. отношения собственности и соответствующие им соц-экономические отношения.
1)Формы О/Э отношений:
Разделение труда, специализация производителя;
Кооперация труда - такая форма организации труда, при которой несколько лиц участвуют в одном или разных процессах, связанных м. собой. Кооперация труда порождает новую производственную силу.
Концентрация производства и его централизация. К - это увеличение масштаба предприятия за счет собственных ресурсов. Ц - объединение предприятий.
Организация общественного хозяйства - это натуральное и товарное хозяйство.
Управление. Формы управления экономикой: стихийно-рыночная плановая.
2) С/Э отношения - отношения м.людьми по производству, распределению, обмену и потреблению. Определяется формами собственности на СП.
ЭТ изучает закономерности развития экономики, Э законы и их использование.
СЭО - это отношения между людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и потребления между классами и социальными группами, между странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.
Система экономических отношений должна соответствовать состоянию производства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирование.
Материальное производство является материальной основой экономических отношений.
Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его
Средства производства - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и чем воздействует на предмет труда.
Главным фактором производства является работник.
Средства производства и работники, приводящие их в движение образуют производительные силы общества.
Производительные силы и экономические отношения образуют способ производства.
По Марксу способ производства прошел 5 исторических этапов в своем развитии. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии человеческого общества строят на основе теории стадий экономического роста (Ростоу).
Он выделяет 5 стадий экономического роста:
традиционное общество;
переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига);
стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу;
послеиндустриальное общество;
стадия массового потребления.
5. Экономические законы, их система и использование.
ЭЗ выражают существенные и необходимые связи в общественном производстве, постоянно повторяющиеся взаимоотношения, взаимодействия между людьми. Они отражают наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.
ЭЗ возникают и действуют в результате производственной деятельности людей. Действуют объективно(независимо от воли и сознания людей).
Необходимо различать: экономические законы, законы природы, юридические законы.
В обществе действует система ЭЗ. Они взаимосвязаны м собой. Различают след. ЭЗ:
Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях: а) З. Возвышающихся потребностей; б)З общественного разделения труда; в)З повышения производительности труда и др.
Общие ЭЗ - действуют при наличии общих социально-экономических условий(товарно-денежные отношения): а)З стоимости; б)З спроса и предложения; в)З денежного обращения и тд.
Особые (специфические) ЭЗ - выражают внутреннюю природу каждого общественного способа производства. Определяются собственностью на СП и свойственные ей социально-экономические отношения.
ЭЗ познаваемы. Их необходимо использовать в практике хозяйствования.
6. Методика экономической теории.
Научные способы, приемы познания экономической теории, истинного понимания и освещения экономического развития.
В книге Бар "Полит.Экономия" 2 тома: "ЭТ - это ящик с инструментами". (Анализ, синтез и т.д.)
Метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.
движение от абстрактного к конкретному;
метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;
метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.
единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;
экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.
Существуют несколько функций экономической теории:
познавательная функция;
практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;
прогнозтическая;
методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.
идеологическая.
Экономист Василий Леонтьев(Нобелевская премия):
Развитие НТП - структурные изменения в экономике - повышение производительности труда - социальные изменения - изменение жизненного уровня.
ЭТ явл. методологической основой для всех экономических наук.
Экономист Кейнс: "Любой политик находится в плену экономистов и философов".
7. Социально-экономические системы
- это способ организации общественного производства.
Современные системы:
1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны);
2.Командно-административная система (СССР, КНДР). Присутствует во всех странах (когда управляемая экономика):
а) государственный тип (собственность на средства производства);
б) всеобщая (роль государства);
3.Рыночная экономика:
а) частная собственность на средства производства;
б) роль государства минимальное.
Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.
В чисто рыночной экономике проблемы что производить? как? и для кого производить?, регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.
4.Смешанная экономика:
а) собственность - государственная и частная;
б) государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства. Рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием.
В большинстве стран смешанная экономика.
5.Социальная экономика. Защита человека, сближение жизненного уровня, снижение дифференциации в доходах.
Модели рыночной экономики:
1.Предпринимательская модель (США), 2.Социальная (Шведская модель), 3.Японская модель - приоритет общенациональных интересов.
8. Методы экономической науки :
- метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений
о предметах исследования от частного, случайного кратковременного,
единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.
- движение от абстрактного к конкретному;
- метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;
- метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.
- единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;
- экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.
Существуют несколько функций экономической теории.
- познавательная функция;
- методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.
- практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику.
9. Идеология и экономическая теория
Уже в хрущевскне годы наметился кризис советской политической
идеологии. Но это был еще кризис лишь той формы идеологии, какая
сложилась в сталинские годы и была связана с сочинениями самого
Сталина. В брежневские годы мощный идеологический механизм, соз-
данный и работавший под руководством Суслова, предпринял усилия
преодолеть этот кризис. И он многого добился. Началась критика
сталинской вульгаризации философии. Достижения науки хлынули в
идеологию. Стала доступной западная философия и культура. Все
это способствовало улучшению репутации идеологии. Но вместе с
тем, это вело к снижению авторитета марксизма-ленинизма, оттес-
нение его на задний план в рамках самой идеологии. В какой-то
мере преодолев недостатки сталинском формы идеологии, сусловский
идеологический аппарат одновременно способствовал подготовке бо-
лее, обширного идеологического кризиса - кризиса марксизма-лени-
низма как идеологии коммунизма вообще.
В брежневские годы стало открыто осознаваться резкое расхожде-
ние между идеологической картиной реальности и самой реаль-
ностью, между идеалами коммунизма и объективнымн тенденциями
эволюции реального коммунизма, между интеллектуальным уровнем
образованной части общества и идеологией. Идеология фактически
перестала быть руководством к действию для властей. Хотя они
прикрывались фразами из идеологии, практически они поступали
совсем иначе. Идеологический цинизм уничтожил остатки идеологи-
ческой веры.
В сталинские годы доминировала убежденность в том, что комму-