Экономическая теория шпоры к ГОСУ
p> Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность - понятие сугубо индивидуальное. Ограничителями в приобретении даже полезного товара являются доход и цена. Таким образом, три аксиомы потребительского выбора определяются как полезность, доход и цена. При фиксированном личном бюджете и низменных текущих ценах товаров потребитель руководствуется своеобразным правилом здравого смысла: при убывающей предельной полезности любого товара он стремится максимизировать суммарный потребительский эффект от всех осуществленных покупок. Количество товара Х, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления товара У на единицу, называется предельной нормой замещения товара У товаров Х. Предельная норма замещения определяется по формуле: MRS
= - X / Y. Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия. Кривая безразличия потребителя - это кривая, построенная в координатах «количество товара А - количество товара Б», точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия. Выпуклость кривых безразличия определяются: они имеют отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещаемых товаров; наклон кривой безразличия достаточно определенно показывает соотношение предельной полезности ассортимента набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие - на вертикальной оси; наклон кривой безразличия в разных точках неодинаков, каждая точка на кривой - это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребительских предпочтений; каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов.
40 Издержки в коротком периоде. Общие, средние и предельные издержки. Общие постоянные и общие переменные издержки (вопрос 55)

Издержками называется стоимость ресурсов (факторов), используемых для производства и сбыта продукции. Классическими факторами производства являются земля, труд и капитал. Если у предприятия осталось неоплаченным хоть одно обязательство из ряда постоянных, таким образом предприятие находится в краткосрочном периоде и не может выйти из дела, то есть прекратить деятельность. Когда погашено последнее обязательство по самому длительному виду постоянных издержек, краткосрочный период деятельности превращается в долгосрочный и предприниматель может решать, заключать ему новые долгосрочные обязательства, то есть продолжать дело или прекратить его. Средними называются издержки на единицу производимой продукции.
Средние издержки определяются путем деления издержек на объем произведенной продукции, таким образом можно рассчитать средние постоянные, средние переменные и средние валовые (общие) издержки. Валовые (общие) издержки определяются суммой постоянных и переменных издержек. Издержки, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными издержками. Основу постоянных издержек составляют издержки, связанные с использованием основных фондов (основного капитала). К переменным издержкам относят возмещение затрат на сырье, материалы, топливо, заработную плату персоналу, начисляемую в зависимости от выработки. Если производство прекратится, таким образом переменные издержки сократятся до 0. Основу переменных издержек составляют издержки, связанные с использованием оборотного капитала.
41 Потребительское удовлетворение или полезность. Ординальная и кардинальная полезность

Потребительское удовлетворение или полезность - это удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего, обнаруживаются закономерности, которые служат предметом изучения теории полезности, представляющей современную ветвь экономической науки. В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности
- юрилях, выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. В маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности.
Существовало два направления: кардиналисты были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности (У. Джевонс, А. Маршалл). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности. Ординалисты в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили вместо абсолютных измерений предельной полезности перейти к анализу относительному: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей другим комбинациям или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились кривые безразличия.
42 Функции полезности. Предельная полезность. Соотношение предельной нормы замещения и предельной полезности

Функция полезности - это график, отражающий потребительское поведение, соотношение предельной нормы замещения и предельной полезности. Предельная полезность - это приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными. Предельная норма замещения - это мера, показывающая максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Соотношение предельной нормы замещения и предельной полезности определяется тем, что увеличение полезности от потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат личного бюджета. Предельная норма замещения одного товара другим должна быть равна соотношению цен взаимно замещаемых товаров. Максимизация полезности достигается при таком распределении его личного бюджета, когда предельная полезность каждой денежной единицы затрат одинакова по каждому покупаемому товару.
43 Предпосылки совершенной конкуренции. Спрос и цена в условиях совершенной конкуренции. Спрос и цена в условиях совершенной конкуренции. Кривая спроса фирмы и доход фирмы

Предпосылками совершенной конкуренции являются: существование множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию; потребителю при это безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию; доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия; вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен; нет ограничений на доступ фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товара, технике производства. Спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, поскольку объем продаж составляет только малую долю и сокращение или увеличение объема производства не будет влиять на цену продукции. График рыночного спроса представляет собой наклонную линию, отражая готовность потребителей приобрести различное количество товара при всех возможных уровнях цен. Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема производства, общий валовых доход фирмы будет равен произведению цены на количество продукции. При этом предельный доход (прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицей продукции) будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, деленный на количество проданных товаров) также будет равен цене.
44 Бюджетное ограничение

Бюджетное ограничение - финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете («денежной сумке») государства, региона, предприятия, семьи. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах, цену. Потребительские цены, как и денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывая их с личным бюджетом покупателя.
45 Оптимизация потребительского выбора. Свойства цен оптимального набора благ

Увеличение полезности от затрат на приобретение товара У должно уравновесить снижение закупок товара Х. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат. Увеличивая потребительский эффект, рациональный потребитель соизмерит не только полезность товаров, но и их цены. Точнее, именно цены и позволяют соизмерить пропорции закупаемых товаров. В данном случае покупатель действует по так называемому закону равных предельных полезностей на единицу своих денежных расходов. Руководствуясь этим правилом, покупатель перераспределит свои денежные расходы в пользу большей закупки товаров У, отказавшись от последней единицы товара Х. Цена Х позволит купить дополнительно более полезного товара У, что даст более высокий полезный эффект. Таким образом, при фиксированном личном бюджете и низменных текущих ценах товаров потребитель руководствуется правилом здравого смысла. Правило максимизации потребительского эффекта достигается при условии: равная предельная полезность товара - на равновеликую единицу денежных затрат. В случае когда один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на единицу денежных затрат, покупатель будет увеличивать его закупку, стремясь максимизировать суммарный потребительский эффект именно этими закупками.
46 Поведение фирмы в коротком периоде при совершенной конкуренции.
Максимизация прибыли. Кривая предложения фирмы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать