Промежуточные кризисы — это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. В отличие от циклических кризисов они не дают начало новому циклу, носят локальный характер и непродолжительны.
Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Они вызывают долговременные потрясения и требуют для своего разрешения относительно длительного периода адаптации к изменившимся условиям процесса общественного воспроизводства.
Ярким примером мирового структурного кризиса может служить энергетический кризис, развившийся в середине 70-х гг., который потребовал более 5 лет для адаптации национальных экономик промышленно развитых стран к новой структуре цен на энергоносители (скачок цен превысил 4—5-кратный рост). В результате и технологически, и финансово, и экономически национальные экономики вынуждены были ориентировать и приспосабливать отрасли и производства к энергосберегающим технологиям и изменениям в структуре потребляемых энергоносителей.
Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности. В частности, речь идет о денежном обращении и кредитах, банковской системе, фондовом и валютном рынках. Мировой валютный кризис 70-х гг., как известно, обусловил переход от Бреттон-Вудской валютной системы к Ямайскому соглашению 1976 г., в соответствии с которым золото перестало выполнять роль мировых денег и превратилось в один из товаров. Хорошо известен и крупнейший кризис банковской системы Германии 1932 г.
Отраслевые кризисы характеризуются спадами производства и свертыванием хозяйственной деятельности в одной из отраслей промышленности, народного хозяйства. История таких кризисов наиболее полно прослеживается в угольной, сталелитейной, текстильной, судостроительной промышленности.
Сезонные кризисы обусловлены воздействием природно-климатических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности. В частности, задержка с наступлением весны может вызвать кризис в коммунальном хозяйстве из-за отсутствия топлива.
Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства.
4. Антициклическое регулирование
Различные взгляды на причины циклических колебаний обусловливают и различные подходы к решению задачи по их регулированию. Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому. Как мы знаем из теории экономического равновесия, сторонники Кейнса центральным звеном регулирования считали совокупный спрос, тогда как сторонники классиков – совокупное предложение.
Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний. При этом усилия государства имеют противоположное направление складывающейся экономической ситуации на каждой фазе экономического цикла.
Однако следует подчеркнуть два принципиальных положения. Несмотря на все усилия, государству не под силу преодолеть циклический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и принять цикличность с ее кризисной фазой как неизбежность не только разрушения, но и созидания, ибо с ней связано восстановление макроэкономического равновесия в обновление экономического организма народного хозяйства.
Два подхода к антициклическому регулированию
Сторонники кейнсианства, ориентируясь на совокупный спрос, основное внимание уделяют регулирующей роли государства с его финансово-бюджетными инструментами, которые используются либо для сокращения или увеличения расходов, либо для манипулирования налоговыми ставками, сжатия или расширения системы налоговых льгот. При этом денежно-кредитная политика играет хотя и важную, но все-таки вспомогательную роль.
Государство, использующее кейнсианскую модель антициклического регулирования, в фазе кризиса и депрессии увеличивает государственные расходы, включая расходы на активизацию инвестиционной деятельности, и проводит политику «дешевых денег». В условиях подъема с целью не допустить «перегрева» экономики и тем самым сгладить пик перехода от подъема к спаду применяется тот же инструментарий, но уже с обратным знаком, направленный на сжатие, свертывание совокупного спроса.
Сторонники классического, или консервативного направления, концентрируют свое внимание на предложении. Речь идет об обеспечении задействования имеющихся ресурсов и создании условий для эффективного производства, отказывая в поддержке низкоэффективным производствам и секторам экономики и содействуя свободе действия рыночных сил.
Основным инструментом становится денежно-кредитное регулирование. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на национальную экономику, средством борьбы с инфляцией. Внимание уделяется не либерализации кредита, а кредитной рестрикции, т.е. проведению политики «дорогих денег» путем повышения процентных ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. В качестве вспомогательного инструмента используется налогово-бюджетная политика. Проводится жесткая политика сокращения государственных расходов, а следовательно, сжатия прежде всего потребительского спроса. Налоговая политика направлена на снижение налоговых ставок и степени прогрессивности налоговой шкалы. Причем первостепенность таких налоговых мероприятий адресуется предпринимательскому сектору.
В заключение следует заметить, что все страны с рыночной экономикой, несмотря на приверженность их правительств тем или иным моделям, концепциям развития, в своей практической деятельности по государственному регулированию национальной экономики прибегают к использованию и кейнсианских, и классических методов воздействия на рыночную конъюнктуру, экономическую деятельность в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.
5. Экономический кризис в России
Экономический кризис в России нельзя отнести ни к одному из перечисленных циклов. Это кризис трансформационный, вызванный переходом экономики к рыночным методам развития. Проблемы выхода из кризиса неразрывно связаны с ускорением экономического роста, первые признаки которого наметились в настоящее время.
Правительство РФ разработало долгосрочную программу развития страны на ближайшие десять лет, цель которой — достичь ежегодных темпов экономического роста как минимум 4— 5%, на этой основе добиться повышения уровня жизни населения до уровня среднеразвитых стран, сократить имущественную дифференциацию, увеличить средний класс, сделать его преобладающим в обществе, сформировать правовое государство, гарантирующее защиту основных прав и свобод человека.
Обсуждение программы развития в рамках общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России позволило сделать несколько весьма важных выводов.
Существующие условия развития и складывающиеся тенденции говорят о том, что у России есть шанс осуществлять устойчивый рост на уровне 5% при условии активизации инновационной деятельности. Тогда, примерно за 10 лет, можно будет решить поставленные актуальные задачи. И решающую роль здесь должно сыграть государство.
Согласно разработанному фондом «Либеральная миссия» прогнозу этот срок распадается на три этапа.
Первый этап — наиболее важный — примерно с 2000 по 2003 гг. Его основные задачи — преодоление кризиса недоверия к правительству и улучшение инвестиционного климата. Темпы при-роста ВВП в этот период будут незначительны, примерно 2—3% >:В год, возможно увеличение безработицы, что связано с жесткой бюджетной политикой, мерами по выравниванию условий конкуренции, ликвидации убыточных предприятий. В этот период должны также состояться оздоровление банковской системы и восстановление финансовых рынков.
Приблизительно с 2004 г. должен начаться второй этап ускоренного развития рыночного сектора и увеличения инвестиций. В этот период темпы прироста ВВП должны увеличиться до 4—5%, не будет убыточных предприятий, исчезнут неплатежи и бартер. Инвестиции будут расти более высокими темпами, их ежегодный прирост составит 6—7%, увеличатся доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте и доля производственного оборудования в импорте страны, существенно сократится вывоз капитала.
На втором этапе возможны наиболее значимые изменения в: социальной жизни общества. Реальные доходы населения будут расти на 2—3% в год, инфляция составит не более 5%, номинальные денежные доходы будут покрывать увеличение расходов населения. В этот же период планируется завершить пенсионную реформу, реформы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
Завершение структурной перестройки экономики и достижение высоких темпов экономического роста возможны только на последнем, третьем этапе, который должен начаться около 2008 г., а завершиться в 2010 г. На этом этапе возможно достижение темпов прироста ВВП на 7—8%, а реальных доходов населения — на 4—5%. Благодаря высоким темпам прироста инвестиций в предыдущем периоде, возникнут условия для существенного роста производительности труда.
Список используемой литературы
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. - Новосибирск: ТОО "КЖЭА", НПК "Модус", 1996.-416 с.
2. Войтов А.Г. Экономика.- 2001.- 3 э, 2000.- 2 э
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т.:Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2.-М.:Республика,2002.-400 с
4. Казакова А.П. и др. Экономика – 1999 – 1 э.
Страницы: 1, 2