2. дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и соотверственно готовы платить за один и тот же товар разную цену.Если бы фирме удалось продать каждую единицу каждому покупателю по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объёме продаж. Многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что и выгоднее фирмам.
Для возникновения ценовой дискриминации на рынке необходимо выполнение трёх условий:
1. отрасль должна быть монополизированна. У конкурентной фирмы нет контроля над ценой, поэтому она не может проводить ценовую дискриминацию в отрасли. Фирма должна полностью контролировать цену на свой товар, чтобы заниматься ценовой дискриминацией. Монополия начинает заниматься ценовой дискриминацией, когда с её помощью она имеет возможность увеличить свои прибыли.
2. нельзя перпродать товар, который производит монополист, занимающийся ценовой дискриминацией. Если возможно легко перепродать данный товар и получить за это прибыль, то люди, купившие этот товар по более низкой цене, смогут перепродать его другим, это в долгосрочном аспекте приведёт к тому, что на рынке установится определённая единая для всех потребителей цена, то есть монополист уже не сможет контролировать свою цену и должен будет отказаться от применения ценовой дискриминации на данный товар.
3. необходимым условием является способность производителя к сегментированию рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учётом характера работы, доходов, пола, возраста и т. д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.
Дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счёт покупателей. Монополисту становиться выгодно увеличивать объём производства. Ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, росту объёма предложения испроса.
Особенности современной монополизации народного хозяйства.
Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится прежде всего научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. В последнее время НТР породила совершенно новую тенденцию – к повышению роли малых и средних технически передовых предприятий. Их доля в ряде развитых стран составляет 70-80% от числа хозяйственных организаций.
В США мелкими и средними фирмами производится около половины ВНП, они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники.
НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.
Особенностью современной монополизации народного хозяйства является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно ( межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. Основные экономические показатели американских ТНК в национальном хозяйстве США за период с 1982 г. по 1990 г. приведены ниже (в млрд. дол.)
|Показатели |1982 г. |1986 г. |1990 г. |
|Активы |2741,6 |3792 |4905 |
|Продажи |2348,4 |2544 |3278 |
|Чистая прибыль |102 |108,2 |156 |
|Занято (млн. чел.) |18,7 |17,84 |18,55 |
Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами ( в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
Еще одна особенность современной монополизации ( усиление
централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш
при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает
монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию
производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике.
Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом
уровне.
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе ( это преимущественно
крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.
Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают
экономию общественных затрат производства и обращения.
С другой стороны, количество негативных факторов существования
монополий значительно больше и первый из них ( практика образования
монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают
дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя
своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по
ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен
наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация,
когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого
положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.
Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии
является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных
процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии ( оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.
Заключене.
Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где:
1. имеется один – единственный продавец;
2. отсутсвует товарная дифференциация;
3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.
( Тоесть, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями.)
Абсолютный монополист не выступает в роли «ценополучателя», он –
«ценоустановитель». Он полностью контролирует предложение товара, ему
предоставляется исключительная возможность выбирать на своё усмотрение
любую цену из возможных в соответсвии с оптеделённой кривой спроса.
Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении – как чистая монополия, но нередко приемняется ив широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминируещее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Список литературы.
1. Борисов Е.Ф.
Экономическая теория: Курс лекций для студ.вузов. – М.: Юрайт, 1998 – 478
с.
2. Задоя А.А., Петруня Ю.Е.
Основы экономики: Учебное пособ. – К.: Вища шк. – Знання, 1998 – 478 с.: ил.
3. Курс экономической теории / Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А. и др.
Киров: АСА, 1996 – 624 с.
4. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л.
Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. – Таллин,1993
(ТОМ 2)
5. Максимова В.Ф.
Рыночная экономика: Учебн. пособ. – М.: «Соминтек », 1992 – 359 с.
6. Основы экономической теории / С.В. Мочерный, С.А. Ерохин, Л.О. Канищенко и др.
За ред. С.В. Мочерного. – К.: ВЦ «Академия », 1997 – 464 с.
7. Самуэльсон П., Нордхаус В.
Экономикс: - М., 1991 – 701 с.
8. Хейне Пол ./ Экономический образ мышления. – М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва
«Catallaxy», 1992 – 704 с., ил.
Журналы:
9. Никифорова А. «Выявление монопольно высоких цен»
«Экономика и жизнь», 1994., №30
10. Сальникова Е. «Монополия: вчера, сегодня, завтра»
«Экономика и жизнь», 1995., №28
-----------------------
конкуренция
чистая конкуренция
монополистическая конкуренция
олигололия
чистая монополия
совершенная конкуренция
не совершенная конкуренция