Экономические реформы в Китае и России и преимущества и недостатки
p> Гипотеза 5 - характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль над экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.

Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны.

3. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни.
Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ
(табл. 4).

| |
| |
|Таблица 4. Типы экономических реформ |
| | |Значения | |
| | |показателей в | |
| | |зависимости от | |
| | |типа | |
| | |экономических | |
| | |реформ | |
|Направления | |Реформы | |
|экономическо|Показатели |Постепенные |Либеральн|
|й политики | |(градуалистские,|ые |
| | |со значительными|(быстрые,|
| | |масштабами |т. н. |
| | |государственного|шоковая |
| | |вмешательства) |терапия) |
|1. Политика |Удельный вес в общей | | |
| |численности занятых: | | |
|занятости |- занятых в государственном |Высокий |Низкий |
| |секторе | | |
| |- занятых в аппарате |Высокий |Низкий |
| |государственном управления | | |
|2. |Социальные субсидии в % к ВВП |Высокие |Низкие |
|Социальная | | | |
|политика | | | |
| |Удельный вес лиц, получающих |Высокий |Низкий |
| |пособия и субсидии из гос. | | |
| |бюджета, в общей численности | | |
| |населения | | |
|3. |Импортные пошлины в % к объему|Высокие |Низкие |
|Внешнеэконом|импорта | | |
|ическая | | | |
|политика | | | |
| |Среднегодовые темпы снижения |Высокие |Низкие |
| |валютного курса, % | | |
|4. |Среднегодовые темпы, | | |
|Денежно-кред| | | |
|итная | | | |
|политика | | | |
| | - прироста кредитов ЦБ |Высокие |Низкие |
| | - %% прироста денежной массы |Высокие |Низкие |
|5. Бюджетная|В % к ВВП: | | |
|политика | | | |
| | - государственные налоги |Высокие |Низкие |
| | - государственные расходы, |Высокие |Низкие |
| |в т.ч.: | | |
| | - государственные субсидии |Высокие |Низкие |
| | - государственное |Высокое |Низкое |
| |потребление | | |
| | - бюджетный дефицит |Высокий |Низкий |
| | - государственный долг |Высокий |Низкий |

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.

4. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ

Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в
Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9% до
26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время (табл. 5).

Таблица 5. Политика занятости, социальная политика
|Показатели |Китай| |Росси| |
| | | |я | |
| |1978 |1995 |1991 |1997|
|Удельный вес в численности занятых, %: | | | | |
| -занятых в государственном секторе |94,9 |18,9 |75,4 |32,9|
| - занятых в аппарате государственного |1,2 |1,7 |2,3 |4,4 |
|управления | | | | |
|Удельный вес в численности населения лиц, |5,6 |3,4 |22,9 |26,5|
|получающих пособия и субсидии из | | | | |
|государственного бюджета, % | | | | |
|Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП |4,0 |0,9 |6,3 |12,6|
|Уровень безработицы, % |5,3 |2,9 |2,6 |9,0 |

Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет - на 40%, в России за 6 лет - на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн. чел., объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо

Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на
16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.

Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между
Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.

В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое - с 5,3 до
2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в
1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с
49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в
России.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму - отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл.
6).

Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты
|Показатели |Китай| |Росси| |
| | | |я | |
| |1978 |1996 |1992 |1997 |
|Импортные пошлины в % к импорту |17,7 |2,5 |0,7 |5,3 |
|Темпы прироста, %: | | | | |
| - экспорта |2,3 |17,1 |-20,0|0,5 |
| - импорта |2,8 |19,5 |-36,0|3,8 |
|В % к ВВП: | | | | |
| - экспорт |5,1 |17,1 |25,6*|27,7 |
| - импорт |6,3 |15,2 |36,7*|22,0 |
|Удельный вес машин и оборудования в |4,7 |21,1 |8,9 |8,1 |
|экспорте, % | | | | |
|Иностранные инвестиции в % к ВВП |0,11 |5,08 |0,18 |0,86 |


* 1990 г.

Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.

Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с
5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15,2 раза, импорта - в 12,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г. до 5,08%
ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.

Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в
1994-1995 гг. до 0,5-3,8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям
1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.

Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали
15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП - 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным (табл. 7).

Таблица 7. Характер экономической политики в Китае и России
|Направление |Показатели |Сред| |
|экономической | |него| |
|политики | |довы| |
| | |е | |
| | |знач| |
| | |ения| |
| | | | |
| | |пока| |
| | |зате| |
| | |лей | |
| | |в | |
| | |1992| |
| | |-199| |
| | |7 | |
| | |гг. | |
| | |Кита|Росс|
| | |й |ия |
|1. Социальная |Социальные субсидии в % к ВВП |1,0 |10,5|
|политика | | | |
|2. Внешне |Импортные пошлины в % к объему импорта |0,6 |2,6 |
|эконо- | | | |
|мическая |Среднегодовые темпы снижения валютного |6,7 |98,8|
|политика |курса, % | | |
|3. |Темпы, %: | | |
|Денежно-кредит| | | |
|ная | | | |
|политика |- прироста кредитов ЦБ |14,8|199,|
| | | |9 |
| |- прироста денежной массы за вычетом |17,3|255,|
| |прироста реального ВВП | |0 |
|4. Бюджетная |В % к ВВП: | | |
|политика | | | |
| |- государственные налоги |11,6|31,8|
| |- государственные расходы |14,5|49,6|
| | в т.ч. расходы центрального правительства |3,8 |27,6|
| |- государственные расходы на экономику и |3,9 |17,1|
| |субсидии | | |
| |- государственное потребление |12,4|19,5|
| |- бюджетный дефицит |1,8 |14,5|
| |- государственный долг |10,6|23,6|
|Результаты |Темпы инфляции, % |10,3|434,|
| | | |6 |
|экономической |Уровень безработицы, % |2,7 |7,0 |
|политики |Темпы прироста, %: | | |
| |экспорта |15,3|-3,0|
| |импорта |17,4|-8,0|
| |Иностранные инвестиции в % к ВВП |4,6 |0,4 |
| |Темпы прироста реального ВВП, % |11,6|-7,4|

В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг. проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП - 255%. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального производства.

Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с
5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП.

Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов - с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г.
Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г.

Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов - с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1%
ВВП в 1996 г.

Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6, таблица 8).

[pic]

График 6. Государственные расходы по статьям в % к ВВП в Китае

Таблица 8. Показатели государственных финансов в % к ВВП
| |Нача| | |Посл| | |
| |ло | | |едни| | |
| |рефо| | |й | | |
| |рм | | |год,| | |
| | | | |по | | |
| | | | |кото| | |
| | | | |рому| | |
| | | | |имею| | |
| | | | |тся | | |
| | | | |данн| | |
| | | | |ые | | |
|Показатели |Кита|Росс|Разн|Кита|Росс|Разн|
| |й |ия |ица |й |ия |ица |
| |1979|1992|межд|1996|1997|межд|
| | | |у | | |у |
| | | |Кита| | |Кита|
| | | |ем и| | |ем и|
| | | |Росс| | |Росс|
| | | |ией | | |ией |
|Бюджетный дефицит |5,1 |40,3|-35,|1,6 |7,5 |-5,9|
| | | |2 | | | |
|Государственные доходы, |31,3|35,6|-4,3|11,5|35,9|-24,|
| | | | | | |4 |
|в т. ч. Налоговые доходы |30,4|32,2|-1,8|10,3|31,7|-21,|
| | | | | | |4 |
|Государственные расходы всего, |36,4|75,9|-39,|13,1|43,4|-30,|
|в т.ч.: | | |5 | | |3 |
|Управление, суд, обеспечение порядка|1,4 |9,6 |-8,2|1,6 |3,8 |-2,2|
|и безопасности, международная | | | | | | |
|деятельность | | | | | | |
|Оборона |5,5 |4,5 |+1,0|1,1 |3,2 |-2,1|
|Образование, здравоохранение, наука,|3,3 |6,6 |-3,3|2,5 |8,4 |-5,9|
|культура, | | | | | | |
|в т. ч.: | | | | | | |
| Образование |1,8 |3,6 |-1,8|1,5 |4,4 |-2,9|
| Здравоохранение |1,0 |2,5 |-1,5|0,6 |3,0 |-2,4|
| Наука |1,5 |0,6 |0,9 |0,4 |0,4 |0,0 |
|Экономика и субсидии |20,5|43,5|-23,|1,4 |8,5 |-7,1|
| | | |0 | | | |
|Социальное обеспечение |4,0 |7,1 |-3,1|0,9 |12,6|-11,|
| | | | | | |7 |
|Обслуживание государственного долга |0,1 |0,4 |-0,3|0,7 |3,4 |-2,7|
|Другие |1,7 |4,1 |-2,4|2,7 |3,5 |-0,8|
|Расходы центрального правительства |16,4|57,5|-41,|3,8 |17,5|-13,|
| | | |1 | | |7 |
|Расходы региональных правительств |15,7|11,9|+3,8|8,3 |16,7|-8,4|
|Государственное потребление |15,2|13,9|+1,3|10,6|22,2|-11,|
| | | | | | |6 |
|Государственный долг |2,1 |14,4|-12,|11,6|31,9|-20,|
| | | |3 | | |3 |
|Справочно: |5,8 |-14,|+20,|9,7 |0,4 |+9,3|
|Среднегодовые темпы прироста ВВП, % | |5 |3 | | | |

Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в
1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах - с 15,7 до
8,3% ВВП.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие
Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста.

По сравнению с китайскими российские реформы оказались гораздо более непоследовательными, постепенными (градуалистскими). Степень государственного вмешательства в экономику оказалась несопоставимо более высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было. В конце 80-х - первой половине 90-х годов произошло не сокращение, а резкое увеличение государственной нагрузки, приведшее российскую экономику к острейшему кризису.

Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты - она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей (табл. 9).
Таблица 9. Показатели человеческого развития
|Показатели |Кита| | |Росс| | |
| |й | | |ия | | |
| |1978|1995|Изменени|1978|1995|Изменени|
| | | |е за | | |е за |
| | | |1978-199| | |1978-199|
| | | |5 гг. | | |5 гг. |
|Средняя продолжительность жизни,|66,0|69,5|+3,5 |67,7|64,6|-3,1 |
|лет | | | | | | |
|Младенческая смертность на 1000 |41,0|30,5|-10,5 |23,6|18,1|-5,5 |
|рождений | | | | | | |
|Уровень грамотности населения, %|66,1|80,9|+14,8 |98,0|98,7|+0,7 |
|Число студентов в вузах на 10 |89 |240 |+ 151 |218 |171 |-47 |
|тыс. чел. | | | | | | |
|Индекс человеческого развития по|0,47|0,62|+0,151 |0,92|0,79|-0,128 |
|определению ООН |5 |6 | |0* |2 | |


* СССР

В 1997 г. в России удалось добиться некоторого сокращения масштабов вмешательства государства в экономику, что способствовало прекращению спада, началу экономического роста и некоторому улучшению показателей человеческого развития. Тем не менее, размеры государственной нагрузки на российскую экономику в начале 1998 г. по-прежнему превышают возможности отечественной экономики, а также аналогичные показатели Китая не только последних лет, но и времени накануне экономических реформ (табл. 8).

Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать высоких и устойчивых темпов экономического роста, замедляет социальное и человеческое развитие страны. Опыт китайских реформ показывает, что лишь предельно либеральная экономическая политика способна остановить все возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Авдокушин Е.Ф. "Теоретические основы экономических реформ в КНР"
2. У Цзинлянь. "Экономическая реформа в КНР"
3. Гельбрас Виля. "Экономическая реформа в КНР"
4. "Вестник Российской Академии наук". 1994, т.64, № 3
5. "Новое время", № 28, 1993
6. "Вестник Московского Университета", серия 13 Востоковедение, № 2, 1992
7. Институт экономического анализа "Бюллетень по проблемам социальной и экономической политики", 25 марта 1998.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать