Экономические реформы в странах с переходной экономикой
p> Изменения экономической политики, вероятно, ограничили последствия тех явлений, которые имели место в течение прошедшего года. Так, только в
Венгрии и Словакии бюджетно-налоговые стимулы содействовали подъему деловой активности. Отметим, что в названных странах в 2002 г. прошли парламентские выборы, которые послужили поводом для демонстрации предвыборной щедрости.
Во второй половине 2002 г. некоторое ослабление денежно-кредитной политики осуществила также Польша, что выразилось в более решительном снижении процентных ставок и понижении валютного курса. Однако указанные меры пока не смогли оказать какого-либо воздействия на ускорение развития производства, поскольку для этого требуется более длительный период.

2.1. Факторы роста.

Основным фактором экономического роста в государствах ЦВЕ в 2002 г. послужило увеличение внутреннего потребления. В то же время капиталовложения в целом находились на низком уровне (табл. 1).

Представляет интерес тот факт, что в прошлом году можно было наблюдать более высокие темпы роста капиталовложений в прежде отстававших Румынии,
Болгарии, Хорватии и Украине. Сравнительно низкими они были в России.
Серьезный спад в этой сфере продолжался в Польше. Предполагается, что относительно высокие темпы в Венгрии не отражают динамику производственных капиталовложений: в корпоративном секторе инвестиции значительно сократились.

Таблица 1

|Темпы роста валовых инвестиций в основной капитал, % |
| |2000 г. |2001 г. |2002 г. |
|Чешская |5,4 |5,5 |0,6 |
|Республика | | | |
|Венгрия |7,7 |3,1 |6 |
|Польша |2,7 |– 8,8 |– 7,2 |
|Словакия |1,2 |9,6 |– 0,9 |
|Словения |0,2 |– 1,9 |3,5 |
|Болгария |15,4 |19,9 |7,4 |
|Румыния |4,6 |6,6 |8,3 |
|Хорватия |– 3,8 |9,7 |10 |
|Македония |– 3,2 | | |
|Сербия и |13,3 | | |
|Черногория | | | |
|Россия |17,7 |8,7 |2,6 |
|Украина |14,4 |20,8 |6,2 |

Вклад внешней торговли в увеличение ВВП в 2002 г. в регионе в целом оказался позитивным, за исключением некоторых стран, возникших после распада Югославии (табл. 2).

Таблица 2
|Торговый баланс, млн евро |
| |2000 |2001 |2002 |
| |г. |г. |г. |
|Чешская |– |– 3 |– 2 |
|Республика |3393 |424 |416 |
|Венгрия |– |– 3 |– 3 |
| |4312 |572 |416 |
|Польша |– 18 |– 15 |– 14 |
| |739 |848 |907 |
|Словакия |– 980|– 2 |– 2 |
| | |372 |263 |
|Словения |–1 |– 997|– 608|
| |491 | | |
|Болгария |– 1 |–2 |– 2 |
| |832 |414 |364 |
|Румыния |–2 |– 4 |– 4 |
| |909 |652 |220 |
|Хорватия |– 3 |– 5 |– 6 |
| |770 |022 |134 |
|Македония |– 835|– 595|– 899|
|Сербия и |– 2 |– 3 |– 4 |
|Черногория |084 |291 |253 |
|Россия |65 |53 |49 |
| |120 |423 |123 |
|Украина |667 |547 |1 037|


Несмотря на незначительные импульсы роста в ЕС, экспорт государств, собирающихся вступить в него (а также Украины), характеризуется хорошими результатами. В частности, они увеличили поставки продукции в Евросоюз
(табл. 3). Это является чрезвычайно важным достижением, поскольку импорт ЕС из других регионов в 2002 г. сократился почти на 5%. Странам с переходной экономикой явно удалось выиграть конкуренцию с неевропейскими государствами и повысить свою долю на данном рынке.

Таблица 3.
|Темпы роста экспорта в страны ЕС, %|
| |2000 |2001 |2002 |
| |г. |г. |г. |
|Чешская |26,6 |19,0 |8,2 |
|Республика | | | |
|Венгрия |28,1 |10,4 |8,4 |
|Польша |32,6 |16,2 |6,7 |
|Словакия |33,3 |11,1 |9,3 |
|Словения |14,3 |6,2 |1,3 |
|Болгария |38,2 |16,5 |5,9 |
|Румыния |37,4 |20,3 |14,2 |
|Хорватия |33,6 |7,7 |– 2,8|
|Македония |21,1 |2,6 |– 4,8|
|Сербия и |38,7 |28,1 |9,5 |
|Черногория | | | |
|Россия |71,4 |2,4 | |
|Украина |41,7 |18,1 |1,7 |

Показатели внешней торговли особенно удивительны, учитывая, что в реальном выражении валюты стран с переходной экономикой на протяжении 2002 г., как правило, продолжали укрепляться (рис. 1 и 2).
Хорошие результаты внешней торговли государств ЦВЕ в условиях соответствующей экономической ситуации в ЕС и реального укрепления их валют объясняются следующими причинами:

. умеренным ростом ВВП;

. улучшением показателей производительности, эффективности и издержек;

. улучшением соотношения качества и цен.
[pic]

Отметим, что в странах, вступающих в ЕС, реальный прогресс с точки зрения уменьшения удельных трудозатрат в промышленности был весьма незначительным.
Улучшения в области производительности труда и удельных трудозатрат лишь компенсировали последствия укрепления валют. В то же время существенное продвижение в этой области могло бы иметь и отрицательные побочные эффекты.
Повышение производительности труда, как правило, связано с сокращением занятости и ростом безработицы, которая по региону в целом находится на высоком (а в некоторых странах на очень высоком) уровне и ее ощутимое снижение маловероятно даже в среднесрочной перспективе (табл. 4).

|Уровень безработицы, % |
| |2000|2001|2002|
| |г. |г. |г. |
|Чешская |8,8 |8,1 |7,3 |
|Республика | | | |
|Венгрия |6,4 |5,7 |5,8 |
|Польша |16,1|18,2|19,9|
|Словакия |18,6|19,2|18,5|
|Словения |7,0 |6,4 |6,4 |
|Болгария |16,9|19,7|17,8|
|Румыния |7,1 |6,6 |8,5 |
|Россия |10,5|9,1 |7,8 |
|Украина |11,7|11,1|9,8 |


Таблица 4.

Безработицу будет трудно преодолеть из-за жизненно важного значения ценовой конкурентоспособности. Ее сохранение требует, чтобы повышение заработной платы находилось под строгим контролем, иначе возникают сложности с дефицитом внешнеторгового и текущего платежного баланса. Но такой контроль означает также сдерживание спроса на продукты и услуги, производимые внутри страны.

В 2002 г. происходило дальнейшее снижение уровня инфляции (табл. 5). В большинстве случаев оно шло постепенно и фактически не было результатом финансово-бюджетной политики. Инерционное регулирование соотношения
“издержки – цены” будет, по всей вероятности, продолжаться и в обозримом будущем. Очень низкие показатели инфляции характерны, в частности, для
Польши и Чешской Республики. Данная ситуация, по всей видимости, означает наступление дефляции, нарастание которой может привести к разрушительным последствиям для корпоративного и банковского секторов (особенно в Польше).

Нет сомнения в том, что во многих государствах рассматриваемого региона укрепление валютных курсов сдерживало инфляцию. Возможно, что тенденции последних лет в этой области отразили финансовые (или даже спекулятивные) явления, поэтому правомерно говорить о наличии потенциала для коррективов, включая девальвацию. Однако вероятность существенных изменений довольно мала, поскольку солидный приток капиталов будет продолжаться даже в среднесрочном аспекте, особенно в связи с перспективой вступления ряда стран ЦВЕ в ЕС. Тем не менее, если уменьшение уровня инфляции продолжится, а именно это, я думаю, будет происходить, процентные ставки также будут стремиться к снижению, что, по-видимому, будет сдерживать тенденции к повышению валютных курсов.

2.2. Перспективы развития стран с переходной экономикой.

Учтем, что расширение частного потребления оказывает стабилизирующее воздействие на общие показатели роста – даже если частные доходы растут незначительно, инвестиции увеличиваются средними темпами.

При таких условиях результаты внешней торговли по-прежнему будут иметь очень большое значение. Также сохраняют силу общие соображения относительно потенциального снижения конкурентоспособности в результате завышенности валютных курсов. В то же время увеличение производительности и эффективности, вероятно, сможет компенсировать негативные последствия повышения реальной стоимости национальных денег. К тому же уже наметилось некоторое ослабление такой повышающейся динамики, в частности в Венгрии и
Польше. Кроме того, будет продолжаться улучшение качественных характеристик экспорта, даже в условиях некоторого замедления притока прямых иностранных инвестиций в некоторых странах.
Таблица 5
| Инфляция и бюджетный |2000 г. |2001 г. |2002 г. |
|баланс, | | | |
|бюджетные балансы в % к | | | |
|ВВП | | | |
| |Инфляци|Бала|Инфляци|Бала|Инфляци|Бала|
| |я |нс |я |нс |я |нс |
|Чешская |3,9 |– |4,7 |– |1,8 |– |
|Республика | |2,3 | |3,1 | |2,0 |
|Венгрия |9,8 |– |9,2 |– |5,3 |– |
| | |2,8 | |2,7 | |9,1 |
|Польша |10,1 |– |5,5 |– |1,9 |– |
| | |2,2 | |4,3 | |5,1 |
|Словакия |12,0 |– |7,1 |– |3,3 |– |
| | |3,0 | |4,5 | |4,8 |
|Словения |8,9 |– |8,4 |– |7,5 |– |
| | |1,4 | |1,4 | |2,9 |
|Болгария |10,3 |– |7,4 |– |5,8 |0,0 |
| | |0,7 | |2,2 | | |
|Румыния |45,7 |– |34,5 |– |22,5 |– |
| | |3,6 | |3,1 | |3,1 |
|Хорватия |6,2 |– |4,9 |– |2,2 |– |
| | |4,0 | |2,7 | |2,3 |
|Македония |10,6 |2,3 |5,2 |– |1,5 |– |
| | | | |2,5 | |0,5 |
|Сербия |85,6 | |89,0 | |16,5 | |
|и Черногория | | | | | | |
|Россия |20,8 |1,4 |21,6 |2,9 |16,0 |2,1 |
|Украина |28,2 |0,4 |12,0 |– |0,8 |0,6 |
| | | | |0,3 | | |


Предстоящее вступление в ЕС принесет вступающим ряд полезных результатов, например, в виде прямых иностранных инвестиций, трансфертов и облегчения доступа к кредитным ресурсам. Однако стоит указать на возможные краткосрочные трудности. Одна из них связана с высокими финансовыми затратами на внедрение различных стандартов ЕС. Новые члены должны принять внешние тарифы ЕС, что, вероятно, окажет негативное влияние на внутреннее производство многих видов товаров, прежде всего это коснется продукции текстильной и обувной промышленности. Но, предположительно, самая большая угроза связана с задачами внутренней бюджетно-налоговой политики. Если вступающие в ЕС страны попытаются очень быстро адаптироваться к маастрихтским критериям, они должны будут проводить более жесткую политику, чем при прочих условиях. Нет сомнения, что это не будет благоприятствовать ускорению роста. Однако в данный момент трудно сказать, насколько серьезно страны, вступающие в ЕС, воспримут провозглашенные намерения относительно соблюдения маастрихтских требований.

Есть также и другие неопределенности. В частности, следует с большой осторожностью подходить к перспективам роста в самом Евросоюзе. Кроме того, нет уверенности относительно окончательных экономических последствий войны в Ираке. Так, повышение цен на нефть негативно повлияет на рост ВВП во всех странах ЦВЕ, за исключением России, которая от этого, безусловно, выиграет.

По мнению специалистов Венского института международных экономических сопоставлений, в рассматриваемых странах ускорение роста в 2003-2004 гг. возможно при условии улучшения делового климата в ЕС. С помощью табл. 6 можно проследить соответствующие темпы роста ВВП в 2003 и
2004 гг.


Таблица 6
|Прогноз темпов роста ВВП в 2003 и 2004 гг. |
| |2002 г. |2003 г. |2003 г.|2004 г. |
| |основной |предварительные |"нефтян|основной |
| |сценарий |данные |ой |сценарий |
| | | |шок" | |
|Чешская|2,0 |2,5 |2,3 |3,3 |
| | | | | |
|Республ| | | | |
|ика | | | | |
|Венгрия|3,3 |3,7 |3,6 |4,0 |
|Польша |1,3 |2,0 |1,6 |3,0 |
|Словаки|4,4 |3,5 |2,4 |4,5 |
|я | | | | |
|Словени|3,0 |3,3 |2,7 |4,0 |
|я | | | | |
|Болгари|4,3 |4,5 |3,2 |5,0 |
|я | | | | |
|Румыния|4,9 |4,0 |3,8 |4,0 |
|Россия |4,3 |4,0 |5,9 |4,0 |
|Украина|4,6 |4,0 |2,7 |4,0 |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исходя из анализа проводимых экономических реформ, можно сделать следующие выводы:

. В любой стране с переходной экономикой национальные экономические программы выполняют двоякую роль. Во-первых, это завершение процесса самоидентификации страны в новых геополитических условиях, возрождение страны на основе политической консолидации. В этом отношении – это как бы завершение харизматических программ постсоциалистической трансформации. С другой стороны – это неизбежно будет новая программа для типичных структурных реформ.

. Положительный момент пенсионной реформы: благодаря рыночной эффективности, частные пенсионные фонды смогут обеспечивать более высокую пенсию. Для этого необходима "благоприятная цепочка": фонды идут на долгосрочные вложения, принимая краткосрочные колебания; формируется надежная база отечественных институциональных инвесторов, которая поддерживает отечественные рынки капитала в неблагоприятные периоды.

. Одной из первых проблем банковских систем в странах с переходной экономикой стали "плохие кредиты". Ее причинами были, с одной стороны, системно невозвратный характер кредита в прежней плановой экономике, а с другой - резкое ухудшение положения предприятий и снижение реальных доходов населения в условиях трансформационного кризиса. Но на разных этапах страны справлялись с подобной проблемой по-разному. Например, путем списания долгов банкам с последующим прекращением кредитования убыточных предприятий, списания долгов и продолжение кредитования, сохранения долгов на балансах коммерческих банков и при помощи государства, переложения всей тяжести проблемы на коммерческие банки.

В результате различных подходов к решению проблемы реформирования банковской системы произошла значительная трансформация в экономических секторах развивающихся стран, что привело к образованию множества вариантов и комбинаций по решению этой проблемы.

В результате проведения последних экономических реформ экономическая ситуация, так же как и краткосрочный прогноз практически для всех стран с переходной экономикой в настоящее время лучше, чем когда-либо на протяжении прошедшего десятилетия. Эти страны благодаря воздействию высокого спроса на импорт со стороны Западной Европы переживают экспортный бум, который питает рост их ВВП.

Экономические реформы первой половины 2002 года внесли значительные изменения в хозяйственную систему развивающихся стран. Здесь можно выделить реформирование Румынии, Болгарии, Хорватии и Украины.

Определенные результаты основаны на практике предшествующих лет – тогда проявилась определенная корреляция темпов роста в большинстве стран с переходной экономикой.

Основным фактором экономического роста в государствах ЦВЕ в 2002 г. послужило увеличение внутреннего потребления. В то же время капиталовложения в целом находились на низком уровне.

Предстоящее вступление в ЕС принесет вступающим странам ряд полезных результатов, например, в виде прямых иностранных инвестиций, трансфертов и облегчения доступа к кредитным ресурсам. Однако стоит указать на возможные краткосрочные трудности. Одна из них связана с высокими финансовыми затратами на внедрение различных стандартов ЕС.

Новые члены должны принять внешние тарифы ЕС, что, вероятно, окажет негативное влияние на внутреннее производство многих видов товаров, прежде всего это коснется продукции текстильной и обувной промышленности.

По мнению специалистов Венского института международных экономических сопоставлений, в рассматриваемых странах ускорение роста в 2003-2004 гг. возможно при условии улучшения делового климата в ЕС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Мироненко Н.С. Опыт экономических реформ в развивающихся странах. —

М.: Наука, 2000.

2) Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.

Т.II.

3) Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.:

Юрист, 2001.

4) Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов / Елова М.В., Муравьева Е.К. и др. под ред. А.И. Журкалина. – М.: Логос, 2000.

5) Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. –

М.: Финансы и статистика, 2000.

6) Мировая экономика: экономика зарубежных стран: Учебник для студентов экономических специальностей вузов / Авдокушин Е.Ф., Бойченко А.В.,

Железова Ю.Ф., под ред. Колесова В.П. – М.: Флинта, 2000.

7) Экономика зарубежных стран: Капиталистические и развивающиеся страны:

Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998.

8) Звонова Е.А. «Международное внешнее финансирование в современной экономике» , 2003. № 4.

9) Петер Гавлик «Страны с переходной экономикой: состояние и перспективы роста», 2003.

10) Петер Хольцер «Особые аспекты инвестиций пенсионных фондов в странах с переходной экономикой», Бюллетень, 2003. №2, 3.

11) Плисецкий Е.Л. «Россия и страны с переходной экономикой: география внешнеэкономических связей», 2003.

12) Юрий Полунев «Мировая конъюнктура и перспективы стран с переходной экономикой», 2003.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать