5) использование финансовых ресурсов на благотворительные цели.
3.С переходом на рыночные основы хозяйствования, необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правления акционерного общества, но и финансовых служб, которые играли при административно- командном методе управления второстепенную роль.
Изыскание финансовых источников развития предприятия, направление более эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики.
Суть управления финансами заключается в такой организации финансов со стороны соответствующих служб, которая позволяет:
1) привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом;
2) осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и продавая ценные бумаги.
Достижение успеха в области управления финансами зависит от инициативы работника, поиска нетрадиционных решений, масштабности операций и оправданного риска, деловой хватки.
Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовых служб должны иметь четкое представление о целях инвестирования ресурсов, и уже в соответствии с ними, давать рекомендации о формах привлечения средств.
Финансовая служба предприятия в ходе своей работы реализует как распределительную, так и контрольную функции как внутри предприятия, так и во внешней среде.
Тема 3. Формирование имущества предприятия.
План:
Понятие имущества (активов) предприятия и принципы их организации.
Совокупная, балансовая и рыночная стоимость имущества (активов) предприятия.
Классификация имущества предприятия.
Определение потребности в отдельных видах имущества.
Ликвидность активов предприятия, их классификация по степени ликвидности.
Литература:
1.
2.
1. Имущество предприятия относится к его активам и учитывается в разделе I
баланса (ф.№1). Имущество (активы) предприятия представляют собой его
экономические ресурсы в форме совокупных имущественных ценностей,
используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Формирование активов предприятия связано с тремя основными этапами его
развития на различных стадиях жизненного цикла:
Создание предприятия. Формируемые на данном этапе активы во многом
определяют потребность в стартовом капитале.
Расширение, реконструкция и модернизация действующих предприятий.
Расширение и обновление активов осуществляется в соответствии со
стратегическими задачами развития предприятия с учетом возможностей
инвестиционных ресурсов.
Формирование новых структурных единиц действующего предприятия. Этот
процесс может осуществляться путем формирования и приобретения новых
структурных имущественных комплексов. Вариантами такого приобретения могут
быть приватизация действующего государственного предприятия, покупка
обанкротившегося предприятия.
Политика формирования активов определяет основную цель – выявление и
удовлетворение в отдельных их видах для обеспечения операционного процесса,
а также оптимизация их состава для обеспечения условий эффективной
хозяйственной деятельности. С учетом этой цели процесс формирования активов
предприятия стоится на основе следующих принципов:
Учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее
диверсификации.
Обеспечение соответствия объема и структуры формируемых активов по объему и
структуре производства и сбыта продукции.
Определение потребности в активах вновь создаваемого предприятия
осуществляется в разрезе следующих их видов:
основные средства;
нематериальные активы;
запасы товарно-материальных ценностей, обеспечивающих производственную
деятельность;
денежные активы;
прочие виды активов.
Потребность в основных средствах рассчитывается по отдельным их группам:
производственные здания и помещения;
машины и оборудование, используемые в производственно-техническом процессе;
машины и оборудование, используемые в процессе управления операционной
деятельностью.
Потребность в нематериальных активах определяется исходя из используемой
технологии и вида выпускаемой продукции.
Потребность в запасах товарно-материальных ценностей рассматривается в
разрезе следующих видов:
потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы сырья и материалов;
потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы готовой продукции;
потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товаров (для
предприятий торговли).
Потребность в оборотном капитале определяется путем умножения однодневного
их расхода на норму запаса в днях (при расчете в отдельных видах ТМЦ).
Нормы запаса определяются исходя из отраслевых особенностей каждым
предприятием самостоятельно.
Потребность в денежных активах определяется на основе предстоящего их
расходования на расчеты по оплате труда, по авансовым и налоговым платежам.
2. Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам,
основными из которых являются:
Форма функционирования активов. По этому признаку выделяются:
Материальные активы, имеющие вещную форму.
Нематериальные активы, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в
хозяйственной деятельности предприятия и приносящие прибыль.
Финансовые активы – различные финансовые инструменты, принадлежащие
предприятию и находящиеся в его владении.
Характер участия в производственном процессе и скорость оборота активов. По
данному признаку активы подразделяются:
2.1. Оборотные активы.
2.2. Внеоборотные активы.
Характер обслуживания отдельных видов деятельности. По этому признаку
выделяются следующие группы активов:
Операционные активы.
Инвестиционные активы.
4. Характер финансовых источников формирования активов:
Валовые активы.
Чистые активы
5. Характер владения активами:
Собственные активы.
Арендуемые активы.
6. Степень ликвидности активов.
Существуют понятия «ликвидность баланса» и «ликвидность активов».
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств
предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму
соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов – величина,
обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные
средства. Чем меньше времени требуется, чтобы данный вид актива приобрел
денежную форму, тем выше его ликвидность.
В зависимости от степени ликвидности, т.е. степени превращения в денежные
средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1 – наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и
краткосрочные финансовые вложения;
А2 – быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность сроком погашения
в течение 12 месяцев и прочие оборотные активы;
А3 – медленно реализуемые активы – запасы стр. 210 раздела 2 актива за
исключением «Расходов будущих периодов», а также из раздела 1 актива
баланса «Долгосрочные финансовые вложения», уменьшенные на величину
вложений в уставные фонды других предприятий;
А4 – трудно реализуемые активы – статьи 1 раздела актива баланса, за
исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.
3. Необходимость оценки совокупной стоимости активов предприятия как
целостного имущественного комплекса возникает при переходе на рыночные
условия хозяйствования. Методы оценки стоимости совокупных активов
предприятия как целостного имущественного комплекса многообразны:
метод балансовой оценки;
метод оценки рыночной стоимости;
метод оценки стоимости замещения;
метод оценки предстоящего чистого денежного потока;
метод оценки на основе регрессивного моделирования;
экспертный метод оценки.
I. Метод балансовой оценки проводится на основе данных последнего отчетного
баланса – определение стоимости чистых активов, т.е. сформированных за счет
собственного капитала. Стоимость чистых активов, определенная балансовым
методом, имеет ряд разновидностей:
по фактически отражаемой стоимости активов (при приватизации
государственных предприятий для определения их начальной цены при
проведении аукционов и конкурсов);
по восстановительной стоимости активов (отражаемая в балансе стоимость
отдельных активов – ОС, НА, ТМЦ – должна быть скорректирована с учетом
роста цен на момент проведения оценки);
оценка по стоимости производительных активов – оценка только
производительно используемых чистых активов, обеспечивающих получение
прибыли. Определяется: из общей стоимости активов – непроизводительные –
неиспользуемые, сверхнормативные – не пользующаяся спросом готовая
продукция – неиспользуемые виды НА + используемые арендуемые активы – все
финансовые обязательства. Этот метод позволяет получить реальную стоимость
активов предприятия.
Метод замещения стоимости (затратный метод) – основывается на определении
стоимости затрат, необходимых для воссоздания всех аналогичных активов,
входящих в состав целостного имущественного комплекса (с учетом реальной
стоимости износа).
Метод оценки рыночной стоимости основан на рыночных индикаторах цен покупки-
продажи аналогичной совокупности активов.
Метод предстоящего чистого денежного потока – экономически обоснованная
стоимость целостного имущественного комплекса определяется суммой того
реального чистого дохода, который может быть получен инвестором в процессе
его эксплуатации.
Метод оценки на основе регрессивного моделирования – основан на
использовании многофакторных математических моделей.
Экспертный метод – осуществляют независимые эксперты-оценщики имущества,
использующие наряду с количественными факторами и качественные параметры
диагностики деятельности предприятий.
Тема 4. Формирование капитала предприятия.
План:
Капитал предприятия: понятие, классификация.
Формирование собственного капитала предприятия.
Фонды денежных средств на предприятии. Уставный фонд и добавочный капитал.
Литература:
1. Капитал предприятия – это действующий (вложенный в дело) источник
дохода, дающий общественно полезный эффект. Капитал, являясь главной
экономической базой создания и развития предприятия, в процессе своего
функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и
персонала.
Капитал предприятия можно классифицировать по различным признакам:
|Классификационный признак |Вид капитала |
|1. По принадлежности предприятию: |а) собственный; |
| |б) заемный. |
|2. По целям использования: |а) производственный; |
| |б) ссудный; |
| |в) спекулятивный. |
|3. По формам инвестирования: |а) капитал в финансовой форме; |
| |б) капитал в материальной форме; |
| |в) капитал в нематериальной форме. |
|4. По объекту инвестирования: |а) основной капитал; |
| |б) оборотный капитал. |
|5. По форме нахождения в процессе |а) капитал в денежной форме; |
|кругооборота: |б) капитал в производственной форме; |
| |в) капитал в товарной форме. |
|6. По формам собственности: |а) частный капитал; |
| |б) государственный капитал. |
|7. По организационно-правовым формам |а) акционерный; |
|деятельности: |б) паевой; |
| |в) индивидуальный. |
|8. По характеру использования в |а) работающий капитал; |
|хозяйственном процессе: |б) неработающий («мертвый») капитал. |
|9. По характеру использования |а) потребляемый («проедаемый»); |
|собственниками: |б) накапливаемый (реинвестируемый). |
|10. По источникам привлечения: |а) национальный; |
| |б) иностранный. |
|11. По соответствию правовым нормам |а) легальный; |
|функционирования: |б) «теневой». |