[pic]
В другом варианте с падением спроса до уровня Р3Р3 спрос составит
величину S3О при цене Р1, а предложение по-прежнему осуществляется в объеме
ОS1 и как результат – излишек S3S1. При рыночных ценах в силу изменения
спроса до уровня Р3Р3 цена понизилась бы до положения Р3, а точка
равновесия между спросом и предложением перешла бы в Е1-3, без
возникновения излишка продукции.
Одновременно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в командно-административной системе. План принимается в высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, его освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур общества и обладание одним из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности.
Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.
Руководящий центр является безраздельным, т.е. абсолютным собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях Пробная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит именно к одному результату – производители могут работать, не взирая на качество продукции.
Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают лишь то, что им выделено по воле центра.
В командной системе заработная платане является рычагом эффективного распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат – отсутствие стимула к производительному труду.
Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, о хронических списывания долгов нерентабельным предприятия говорить не приходится. Инвестиции осуществлялись исходя из единоличных и идеологических приоритетов правящего центра.
Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а следовательно, неизбежно расточительное их использование.
В директивной экономике в принципе не возможно существовать такой категории, как альтернативные издержки, а следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль.
В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние
предельной фирмы, а может нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы
– банкрота. В результате убыточности предприятия – на дотации, прибыльные –
переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма
определенно эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей
роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия
необходимости эффективной работы. Основная цель – выполнение плановой
директивы.
Важно отметить, что предприятия, стремятся выполнить плановую директиву, сталкиваясь с бюджетными ограничениями. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период.
В командной экономике предприятие действует в условиях мощного бюджетного ограничения. Во-первых, социалистическое предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей – ведь в такой системе господствуют формы–монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во- вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т.д.). В- четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляется не для развития производства, а для покрытия возникающих финансовых трудностей и все это – за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.
В нерыночном хозяйстве происходит административное установление заработной платы (рис.5).
[pic]
Рыночная заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при
соотношении спроса и предложения на рынке труда и равна [pic] при объеме
труда LЕ и точке пересечения Е. В командной экономике государство
устанавливает заработную плату ниже равновесного уровня ([pic]ниже [pic]).
Движение заработной платы к уровню
равновесия [pic]исключительно затруднено.
Каждый индивидуум в каждой системе имеет в соответствии своей специальностью заработную плату одного уровня по всей стране. Предприятию диктуются и количество занятых и специализация.
Если материальные стимулы не работают, нужно принуждение к труду.
Важнейшей из мер принуждения в командной системе является идеология.
Продлил существование командно-административной системы, основанной на внеэкономическом принуждении, и такой фактор, как природный. Неоценимые рынком бесплатные природные ресурсы фактически отбирались у будущих поколений для поддержания функционирования системы.
Командно-административная, т.е. социалистическая экономика ввиду
имманетарного присущего ей хронического дефицита не может существовать без
«черного рынка», олицетворяемого теневой экономикой.
Теневая экономика определяется как неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг. Она включает в себе все лучшие, нерегламентированные, отличные от изложенных в нормативных документах и правилах хозяйствования вида экономической деятельности.
Структура теневой экономики определяется следующим образом:
- криминальная экономика, включающая экономическую и общеуголовную преступность;
- фиктивная экономика – это официальная экономика, выдающая фиктивные результаты своей деятельности за реальные;
- неформальная экономика – базируется на личных контактах между экономическими субъектами, заменяющими официально установленную организацию экономических взаимосвязей;
- нелегальная вторая экономика – состоит из незарегистрированных и запрещенных законом видов деятельности.
Основной причиной существования теневой экономики в больших масштабах является отсутствие частной собственности на средства производства и существование десятилетиями командно-административных методов управления.
Одним из главных факторов, питающих теневую экономику, является разрыв между ценами спроса потребления и административными ценами, с которыми связаны дефицит и государственное распределение товарных ресурсов.
Командная система, устанавливая неверные ставки заработной платы, должны иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цель подобной экономической политики – подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.
Результат социалистического ценообразования можно рассматривать, используя уравнение обмена (уравнение Фишера) MV=PQ.
Если предприятиям невыгодно наращивать объем товарной массы Q в следствии фиксированных цен, то неизбежен товарный дефицит. Нарастающий объем денежной массы (М) вследствие устанавливающихся трудностей ее превращения в товары приводит к ажиотажному спросу – ускорению V, что в целом давит на цены в сторону их повышения. Государство оставляет цены фиксированными, что означает развитие и стимулирование подавленной инфляции в виде дефицита, очередей и т.п.
В отношении с мировым хозяйством в социалистической экономике господствовал принцип, диктовавший обеспечение независимости стран от импорта. Экспорт осуществлялся в таких объемах, чтобы можно было заработанной валютой оплатить импорт. Деление контрагентов осуществлялось мировоззренческими критериями: социалистическая, капиталистическая, развивающаяся страна.
Вся внешнеэкономическая деятельность проводилась через государственные организации. Ни о какой конвертируемости денежной единицы не может быть и речи. Иначе говоря, командная система экономики — это всегда автаркия в отношении морового рынка.
Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные заработки) скрывает за своим фасадом подавленную информацию и подавленную безработицу.
6.1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МИР РОССИИ: СОВЕТСКОЕ
ОБЩЕСТВО
Хозяйственный мир, России еще менее чем хозяйство любого западного
общества, можно ограничить узкими рамками чисто экономических отношений.
Тем более, что ее экономика так и не развилась в обособленную и
самостоятельную сферу, осталась в подчинении политики, идеологии, военным
нуждам. Это не означает, однако, что хозяйствующие субъекты здесь ведут
себя сплошь традиционно. Просто у каждого из них, от директора до
передового работника, чисто экономическая рациональность отходит как
минимум на второй план, заслоняется соображениями «высоко» и «бытовой»
политики.
В советский период подчинение экономики интересам партийного руководства доходило порой до максимальных пределов. Плановая система создала гигантскую редистрибутивную машину, переиначивавшую через механизмы финансировавших цен и прямых изъятий огромную массу ресурсов между хозяйственными корпорациями и регионами. При этом не все имели равные права на получение своей доли, экономическая эффективность отнюдь не являлась решающим аргументом.
Главным были приоритетность отрасли, статус территории, категория предприятия, наличие связи и заслуги руководства.
Важным рычагом воздействия хозяйствующих субъектов, помимо централизации материальных и денежных ресурсов, становился ограниченный доступ к информации.
Командно-административными методами суть хозяйственной организации в советский период далеко не исчерпывалась. Рядом с этой формальной организацией и ее порах, по горизонтали и вертикали раскладывались плотные сети неформальных отношений, складывались сложные системы обмена услуг и неофициальных торгов, зачастую безденежных и не всегда эквивалентных
С социалистической точки зрения хозяйственная активность в СССР выросла из недр специфичной социалистической структуры, образуемой сложной комбинацией стратификационных систем. Стержневую роль среди них, на мой взгляд, играла этакратическая система. Она характеризовалась чрезвычайно высокой степенью огосударствления собственности и проникновения государства в сферы хозяйственной и общественной жизни. Вытеснение негосударственной собственности фактически ликвидировало базу разделения общества на экономические классы.