Экономические учения Маркса
смотреть на рефераты похожие на "Экономические учения Маркса"
План
1. Основные положения общей теории Маркса
2. Основные экономические учения Маркса
3. Маркс перед судом истории
Основные положения общей теории Маркса
По признанию самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из
трех научных источников: английской классической политической экономии
Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического
социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости,
положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного
труда. У вторых — идеи диалектики и материализма, у третьих — понятие
классовой борьбы, элементы социологического устройства общества. Автор
«Капитала» является не единственным в числе исследователей начала и
середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные
явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя
причинно- следственному подходу, классифицировать экономические категории
как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и
соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.
Однако центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его
концепция базиса и надстройки, о которой он заявил еще в 1859 г. в работе
«К критике политической экономии». Основная идея в этом произведении была
сформулирована так: «В общественном производстве своей жизни люди вступают
в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения —
производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени
развития их материальных производительных сил. Совокупность этих
производственных отношений составляет экономическую структуру общества,
реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая
надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного
сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный,
политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей
определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их
сознание». Между тем, по большому счету, в концепции базиса и надстройки
предпринята попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом
развития производительных сил и производственных отношений, которая
подсказывает, по замыслу К. Маркса, процесс перехода от капитализма к
социализму, ибо «буржуазной общественной формацией, — пишет он, —
завершается предыстория человеческого общества». По Марксу,
недиалектический подход и необоснованное признание законов
капиталистической экономики универсальными, не позволили понять
представителям классической политической экономии, которые собственно
открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.
Обращаясь к сути рассматриваемой концепции К. Маркса, следует заметить, что
идея анализа общественного развития как чередования базиса и надстройки не
проста в применении. Например, «производительные силы зависят одновременно
от технической оснащенности и от организации совместного труда, которая в
свою очередь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к
юридической сфере. Но «право — это часть государства, а последнее относится
к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и
надстройки». Но, несмотря на это, с тех пор, да и сейчас, «для марксиста
экономический подход означает, что организация производства играет решающую
роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и основной упор он
делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими
и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса другому».
По убеждению К. Маркса, капитализм, эра которого «берет свое начало в XVI
веке», исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной
собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе
трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а
человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так
как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство
существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной
борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного
времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме,
а при коммунизме. Однако у автора «Капитала» действительно «нет никаких
убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет
функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен
перестать функционировать". Маркс представил определенное число доводов,
позволяющих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже
функционировать, однако он не доказал экономически, что внутренние
противоречия капитализма разрушат его.
Следует подчеркнуть, что в доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма
главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов
между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной
занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. Общественным
идеалом он считает социализм и коммунизм, называя их фазами
неантагонистического коммунистического общества, при котором средства
производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый
человек обретет свободу.
Впрочем, убежденность К. Маркса в торжестве идеалов бесклассового общества
зиждется прежде всего на теории классов, ставшей достоянием классической
политической экономии еще со времен физиократов и А. Смита. Считая себя
последователем «классиков», он действительно занимался «в основном
проблемой экономического роста, а именно роста благосостояния и дохода, а
также проблемой распределения этого растущего дохода между трудом,
капиталом и землевладельцами», т.е. между классами. Но центральной идеей
его теории классов является классовая борьба с тенденцией к упрощению и
поляризации общественных групп вокруг главных классов общества.
Еще в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс писал: «История всех до
сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и
раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче,
угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели
непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным
переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся
классов».
Основные экономические учения Маркса
Товар
1. Два фактора товара: потребительная стоимость и стоимость (субстанция стоимости, величина стоимости).
Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств. Товарное тело (железо) есть потребительная стоимость, или благо. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Меновая стоимость представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно не заключает в себе потребительной стоимости.
Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
Величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления.
Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух).
Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар.
Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления.
2. Двойственный характер заключающегося в товарах труда.
В потребительной стоимости каждого товара содержится определенная
целесообразная производительная деятельность или полезный труд.
Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если
в них не содержатся качественно различные виды полезного труда.
Товарные тела, представляют собой соединения двух элементов: вещества природы и труда.
Всякий труд есть: расходование человеческой рабочей силы в
физиологическом смысле, и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно
человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть с другой
стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной
форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает
потребительные стоимости.
3. Форма стоимости, или меновая стоимость.
Товары являются на свет в форме потребительных стоимостей или товарных
тел. Но товарами они становятся лишь в силу своего двойственного характера
(они одновременно и предметы потребления и носители стоимости).
Стоимостное отношение двух товаров дает наиболее простое выражение
стоимости данного товара.
А. Простая, единичная, или случайная, форма стоимости.
1) Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма.
Относительная форма стоимости и эквивалентная форма – это соотносительные, взаимно друг друга обуславливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие или противоположные крайности, т.е. полюсы одного и того выражения стоимости, они всегда распределяются между различными товарами, которые выражением стоимости ставятся в отношении друг к другу.
2) Относительная форма стоимости а) Содержание относительной формы стоимости
Человеческая рабочая сила в текучем состоянии, или человеческий труд, образует стоимость, но сам труд не есть стоимость. Стоимостью он становится в застывшем состоянии, в предметной форме. b) Количественная определенность относительной формы стоимости
Относительная стоимость товара может изменяться, несмотря на то, что стоимость его остается постоянной. Его относительная стоимость может оставаться постоянной, несмотря на то, что стоимость изменяется, и, наконец, одновременные изменения величины стоимости и относительного выражения этой величины стоимости не всегда целиком совпадают.
3) Эквивалентная форма
1-я особенность: потребительная стоимость становится формой проявления своей противоположности, стоимости.
2-я: конкретный труд становится здесь формой проявления своей противоположности, абстрактно человеческого труда.
3-я: частный труд становится формой своей противоположности, т.е. трудом в непосредственно общественной форме.
4) Простая форма стоимости в целом
Простая форма стоимости товара заключается в его стоимостном отношении
к неоднородному с ним товару (или в его меновом отношении к этому
последнему).
B. Простая, или развернутая, форма стоимости.